Социально значимые услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Социально значимые услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 97 "Отмена обеспечения иска арбитражным судом" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган оспаривал сохранение обеспечительных мер, запрещающих бесспорное взыскание недоимки с общества, оказывающего услуги по вывозу ТКО. Суд кассационной инстанции отменил меры, установив злоупотребление обществом процессуальными правами. Несмотря на заявленные финансовые трудности (дебиторская задолженность и социальная значимость услуг), суд выявил, что общество систематически аккумулировало миллиардные средства на депозитных счетах, недоступных для взыскания, при этом оспаривая идентичные требования по нескольким делам. Такая тактика позволила обществу годами избегать уплаты текущих налогов и пеней, нарушая баланс частных и публичных интересов. Суд подчеркнул, что обеспечение не может бессрочно приостанавливать исполнение налоговых обязательств, особенно при отсутствии реального спора о сумме задолженности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган оспаривал сохранение обеспечительных мер, запрещающих бесспорное взыскание недоимки с общества, оказывающего услуги по вывозу ТКО. Суд кассационной инстанции отменил меры, установив злоупотребление обществом процессуальными правами. Несмотря на заявленные финансовые трудности (дебиторская задолженность и социальная значимость услуг), суд выявил, что общество систематически аккумулировало миллиардные средства на депозитных счетах, недоступных для взыскания, при этом оспаривая идентичные требования по нескольким делам. Такая тактика позволила обществу годами избегать уплаты текущих налогов и пеней, нарушая баланс частных и публичных интересов. Суд подчеркнул, что обеспечение не может бессрочно приостанавливать исполнение налоговых обязательств, особенно при отсутствии реального спора о сумме задолженности.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Агентский договор по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Оплату услуг по агентскому договору в отсутствие госконтракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, могут взыскать, если такие услуги были обязательны и выполняли социально значимую функцию
(КонсультантПлюс, 2025)Оплату услуг по агентскому договору в отсутствие госконтракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, могут взыскать, если такие услуги были обязательны и выполняли социально значимую функцию
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового обеспечения социально значимых услуг в Российской Федерации в условиях цифровизации
(Громаков С.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
(Громаков С.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2021 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. О возможности увеличения размера платы за оказание услуг
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. О возможности увеличения размера платы за оказание услуг
Нормативные акты
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Банком России 9 августа 2016 г. N 25-МР утверждены Методические рекомендации о применении документа КПРС-МОКЦБ "Принципы для инфраструктур финансового рынка" в части оценки достаточности ликвидных чистых активов" <288>, которыми Банком России, в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи, рекомендовано руководствоваться в целях обеспечения единообразного применения Принципа 15 "Общий коммерческий риск", предусмотренного документом КПРС-МОКЦБ "Принципы для инфраструктур финансового рынка", операторам системно и социально значимых платежных систем и привлеченным ими операторам услуг платежной инфраструктуры при оценке достаточности ликвидных чистых активов (liquid net assets) для восстановления или упорядоченного прекращения своей деятельности.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Банком России 9 августа 2016 г. N 25-МР утверждены Методические рекомендации о применении документа КПРС-МОКЦБ "Принципы для инфраструктур финансового рынка" в части оценки достаточности ликвидных чистых активов" <288>, которыми Банком России, в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи, рекомендовано руководствоваться в целях обеспечения единообразного применения Принципа 15 "Общий коммерческий риск", предусмотренного документом КПРС-МОКЦБ "Принципы для инфраструктур финансового рынка", операторам системно и социально значимых платежных систем и привлеченным ими операторам услуг платежной инфраструктуры при оценке достаточности ликвидных чистых активов (liquid net assets) для восстановления или упорядоченного прекращения своей деятельности.
Готовое решение: Какие обстоятельства смягчают и отягчают налоговую ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)К социально направленной относится деятельность в сфере здравоохранения или образования, оказание коммунальных услуг населению (тепло- и энергоснабжение), строительство социально значимых объектов и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)К социально направленной относится деятельность в сфере здравоохранения или образования, оказание коммунальных услуг населению (тепло- и энергоснабжение), строительство социально значимых объектов и т.п.
Готовое решение: Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)те, что продают социально значимые товары (услуги);
(КонсультантПлюс, 2025)те, что продают социально значимые товары (услуги);
Готовое решение: Какие ставки НДС применяются
(КонсультантПлюс, 2025)Ставку 10% можно назвать пониженной. Она используется при ввозе и реализации социально значимых товаров, а также при реализации отдельных услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)Ставку 10% можно назвать пониженной. Она используется при ввозе и реализации социально значимых товаров, а также при реализации отдельных услуг.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Порядок ведения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, включенных в указанный перечень, устанавливаются Правительством РФ. Условия предоставления услуг связи в части доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются правилами оказания услуг связи.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Порядок ведения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, включенных в указанный перечень, устанавливаются Правительством РФ. Условия предоставления услуг связи в части доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются правилами оказания услуг связи.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
Статья: Некоторые вопросы доверия к электронному документу
(Бобылева М.П.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Данное обстоятельство нашло отражение в изменениях, внесенных в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество". В разделе, содержащем описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, предусмотрено, что к 2030 году предстоит увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Достижение этой цели должно обеспечиваться в том числе созданием доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах <32>.
(Бобылева М.П.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Данное обстоятельство нашло отражение в изменениях, внесенных в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество". В разделе, содержащем описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, предусмотрено, что к 2030 году предстоит увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Достижение этой цели должно обеспечиваться в том числе созданием доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах <32>.
Статья: Этика и независимость в бухгалтерском учете
(Воронова Е.Ю.)
("Аудитор", 2025, N 7)Бухгалтерская этика - это многогранная концепция, воплощающая фундаментальные принципы и ценности, которыми должны руководствоваться бухгалтеры. Профессия бухгалтера переживает эпоху, когда профессиональная этика находится под пристальным вниманием общественности, поскольку бухгалтер оказывает социально значимые услуги. С другой стороны, тот факт, что в профессиональной деятельности бухгалтера задействованы специальные знания, означает, что суждение общества о профессии бухгалтера может оказаться недостаточно обоснованным.
(Воронова Е.Ю.)
("Аудитор", 2025, N 7)Бухгалтерская этика - это многогранная концепция, воплощающая фундаментальные принципы и ценности, которыми должны руководствоваться бухгалтеры. Профессия бухгалтера переживает эпоху, когда профессиональная этика находится под пристальным вниманием общественности, поскольку бухгалтер оказывает социально значимые услуги. С другой стороны, тот факт, что в профессиональной деятельности бухгалтера задействованы специальные знания, означает, что суждение общества о профессии бухгалтера может оказаться недостаточно обоснованным.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)вопрос обеспечения легитимности деятельности организаций, оказывающих финансовые услуги населению, имеет высокую социальную значимость. Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <18> (ст. 4) ломбарды являются финансовыми организациями, т.е. организациями, оказывающими финансовые услуги физическим лицам. Как показывает анализ рынка ломбардных услуг, значительная часть населения, не имея по объективным причинам возможности воспользоваться услугами кредитных организаций, обращается за получением краткосрочного займа в ломбард. Так, по данным Правительства Москвы, по состоянию на начало 2005 г. только в Москве действует около 200 ломбардов, услугами которых ежегодно пользуются более 2 млн человек; за год в Москве осуществляется порядка 5 млн залоговых операций на общую сумму около 10 млрд руб. (Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 200-ПП "Об основных направлениях бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года");
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)вопрос обеспечения легитимности деятельности организаций, оказывающих финансовые услуги населению, имеет высокую социальную значимость. Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <18> (ст. 4) ломбарды являются финансовыми организациями, т.е. организациями, оказывающими финансовые услуги физическим лицам. Как показывает анализ рынка ломбардных услуг, значительная часть населения, не имея по объективным причинам возможности воспользоваться услугами кредитных организаций, обращается за получением краткосрочного займа в ломбард. Так, по данным Правительства Москвы, по состоянию на начало 2005 г. только в Москве действует около 200 ломбардов, услугами которых ежегодно пользуются более 2 млн человек; за год в Москве осуществляется порядка 5 млн залоговых операций на общую сумму около 10 млрд руб. (Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 200-ПП "Об основных направлениях бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года");