Социально значимые объекты теплоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Социально значимые объекты теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 131 "Конкурсная масса" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Объекты теплоснабжения по общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), составляют конкурсную массу. Такая категория объектов относится к социально - значимым объектам коммунальной инфраструктуры."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Режим потребления тепловой энергии
(КонсультантПлюс, 2025)...поставка тепловой энергии в спорное административное здание осуществлялась на основании договора теплоснабжения, заключенного между теплоснабжающей и обслуживающей организациями.
(КонсультантПлюс, 2025)...поставка тепловой энергии в спорное административное здание осуществлялась на основании договора теплоснабжения, заключенного между теплоснабжающей и обслуживающей организациями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В ряде случаев общественные потребности приводят к необходимости использования чужого имущества, в том числе земельного участка, в отсутствие сделки или разрешения собственника. В качестве примера можно назвать сферу функционирования опасных объектов и экстренные ситуации, при наличии которых требуется принятие срочных мер реагирования для воспрепятствования или минимизации причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан и окружающей среде либо устранения последствий названных событий. Анализ судебной практики (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2019 г. N 09АП-70628/18) показывает, что собственник может запретить доступ к своему земельному участку, на котором располагается находящееся в аварийном состоянии линейное сооружение, обеспечивающее теплоснабжение социально значимых объектов; при этом, чтобы получить доступ на участок, потребовалось решение суда и довольно длительное время. В литературе также обращалось внимание на то, что собственники и иные правообладатели земельных участков злоупотребляют своими правами и создают существенные временные и материальные сложности в случаях, когда требуется доступ на земельный участок, и при установлении сервитутов <1>. В такой ситуации нормативная база должна содержать юридические механизмы, позволяющие противостоять шикане.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В ряде случаев общественные потребности приводят к необходимости использования чужого имущества, в том числе земельного участка, в отсутствие сделки или разрешения собственника. В качестве примера можно назвать сферу функционирования опасных объектов и экстренные ситуации, при наличии которых требуется принятие срочных мер реагирования для воспрепятствования или минимизации причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан и окружающей среде либо устранения последствий названных событий. Анализ судебной практики (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2019 г. N 09АП-70628/18) показывает, что собственник может запретить доступ к своему земельному участку, на котором располагается находящееся в аварийном состоянии линейное сооружение, обеспечивающее теплоснабжение социально значимых объектов; при этом, чтобы получить доступ на участок, потребовалось решение суда и довольно длительное время. В литературе также обращалось внимание на то, что собственники и иные правообладатели земельных участков злоупотребляют своими правами и создают существенные временные и материальные сложности в случаях, когда требуется доступ на земельный участок, и при установлении сервитутов <1>. В такой ситуации нормативная база должна содержать юридические механизмы, позволяющие противостоять шикане.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В положениях статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) не указано на наличие у органа местного самоуправления права самостоятельно принимать решения об отнесении имущества, находящегося в собственности коммерческих организаций, к социально значимому, что явилось основанием для отмены решения Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 "О признании объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав имущества ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация", социально значимыми объектами муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области", в соответствии с которым объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в составе имущества общества признаны социально значимыми объектами и конкурсному управляющему общества предложено учесть социальную значимость имущества (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и АС СЗО от 30.01.2023 по делу N А56-88244/2021).
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В положениях статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) не указано на наличие у органа местного самоуправления права самостоятельно принимать решения об отнесении имущества, находящегося в собственности коммерческих организаций, к социально значимому, что явилось основанием для отмены решения Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 "О признании объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав имущества ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация", социально значимыми объектами муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области", в соответствии с которым объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в составе имущества общества признаны социально значимыми объектами и конкурсному управляющему общества предложено учесть социальную значимость имущества (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и АС СЗО от 30.01.2023 по делу N А56-88244/2021).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2022 N 4-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Т Плюс"Согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, в отношении социально значимых категорий (объектов) потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления; в их отношении в договоре теплоснабжения обязательно определяются режимы введения ограничений (пункт 95). При этом к таким категориям отнесены, в частности, объекты вентиляции и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций (пункт 96 Правил).
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Т Плюс"Согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, в отношении социально значимых категорий (объектов) потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления; в их отношении в договоре теплоснабжения обязательно определяются режимы введения ограничений (пункт 95). При этом к таким категориям отнесены, в частности, объекты вентиляции и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций (пункт 96 Правил).
Приказ Минэнерго России от 21.08.2019 N 877
"Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в интеграционный сегмент государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2019 N 56305)12) в строке 415 указывается количество отключенных от теплоснабжения социально значимых объектов (в том числе больниц, школ, детских садов). В случае отсутствия отключения от теплоснабжения социально значимых объектов указывается числовое значение "0";
"Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в интеграционный сегмент государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2019 N 56305)12) в строке 415 указывается количество отключенных от теплоснабжения социально значимых объектов (в том числе больниц, школ, детских садов). В случае отсутствия отключения от теплоснабжения социально значимых объектов указывается числовое значение "0";
Статья: Привлечение к уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК)
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Так, в г. Отрадном местной администрацией совместно с региональным правительством в рамках областных целевых энергетических программ к 2018 г. была построена новая котельная БМК-60, принадлежащая АО "С", расположенная в одном километре от уже действовавшей в городе с 1974 г. котельной ООО "Г", обеспечивавшей покрытие тепловых нагрузок на отопление и горячее водоснабжение потребителей, расположенных на 8 улицах города, а также 5 социально значимых объектов.
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Так, в г. Отрадном местной администрацией совместно с региональным правительством в рамках областных целевых энергетических программ к 2018 г. была построена новая котельная БМК-60, принадлежащая АО "С", расположенная в одном километре от уже действовавшей в городе с 1974 г. котельной ООО "Г", обеспечивавшей покрытие тепловых нагрузок на отопление и горячее водоснабжение потребителей, расположенных на 8 улицах города, а также 5 социально значимых объектов.
Статья: Формы реализации проектов в сфере государственного частного партнерства: правовой аспект
(Смышляев А.В.)
("Юрист", 2022, N 11)Концессионные соглашения (КС) и соглашения о ГЧП имеют ряд существенных различий между собой. Соглашение о ГЧП отличается от КС перечнем объектов. В списке мы не увидим объекты жилищно-коммунального хозяйства, такие как теплоснабжение, водоотведение и т.д. Это связано с тем, что в соответствии с текущим законодательством создаваемые или реконструируемые объекты передаются инвестору. Законодатель предусмотрел переход наиболее социально значимых объектов под контроль частного лица, что может трактоваться необходимостью соблюдения принципов национальной (государственной) безопасности.
(Смышляев А.В.)
("Юрист", 2022, N 11)Концессионные соглашения (КС) и соглашения о ГЧП имеют ряд существенных различий между собой. Соглашение о ГЧП отличается от КС перечнем объектов. В списке мы не увидим объекты жилищно-коммунального хозяйства, такие как теплоснабжение, водоотведение и т.д. Это связано с тем, что в соответствии с текущим законодательством создаваемые или реконструируемые объекты передаются инвестору. Законодатель предусмотрел переход наиболее социально значимых объектов под контроль частного лица, что может трактоваться необходимостью соблюдения принципов национальной (государственной) безопасности.