Социально-Экономическое развитие арктики
Подборка наиболее важных документов по запросу Социально-Экономическое развитие арктики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая модель социально-экономического развития Арктической зоны: параметры и практическое значение
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)<2> См. обзорную статью: Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Социально-экономическое развитие Арктики: современные вызовы и приоритеты // Управленческое консультирование. 2022. N 2. С. 49 - 62.
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)<2> См. обзорную статью: Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Социально-экономическое развитие Арктики: современные вызовы и приоритеты // Управленческое консультирование. 2022. N 2. С. 49 - 62.
Статья: Совершенствование системы государственного управления Арктической зоной Российской Федерации
(Митина В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Развитие организационных аспектов в совершенствовании управления территориями Арктической зоны России на сегодня целесообразно сфокусировать в направлении создания специализированных органов публичной власти на местах с особыми полномочиями и нестандартной спецификой административно-распорядительной деятельности. Важно понимать, что, несмотря на малонаселенность, арктические территории традиционно аккумулируют проблематику сохранения и развития коренного населения. Именно на данной идее основана концепция территориального развития севера Канады <11>, которая не только достигла значительного прогресса в вопросах безопасности и обороны арктических земель, занимающих более трети площади страны, но также стала пионером в области интенсификации социально-экономического развития Арктики, в частности через инструментарии государственно-частного партнерства, специализированного муниципального управления, развития приоритетных программ прежде всего в области туризма. Канадский опыт предполагает специфическую децентрализацию публичного управления арктическими территориями, большая часть полномочий в предметной области делегируется особым структурам арктического сотрудничества с обязательным вовлечением коренного населения, институтов гражданского общества, бизнес-структур и университетов - общественным комиссиям, а также институтам государственно-частного партнерства, таким как фонды развития <12>. Соответствующие действия формируют синергию в интенсивном экономическом освоении арктических территорий и одновременно в неуклонном повышении качества публичного управления Арктикой в интересах всех ключевых заинтересованных сторон. По данной модели было бы целесообразным рекомендовать осуществлять перспективные практики в системе публичного управления в Арктической зоне России.
(Митина В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Развитие организационных аспектов в совершенствовании управления территориями Арктической зоны России на сегодня целесообразно сфокусировать в направлении создания специализированных органов публичной власти на местах с особыми полномочиями и нестандартной спецификой административно-распорядительной деятельности. Важно понимать, что, несмотря на малонаселенность, арктические территории традиционно аккумулируют проблематику сохранения и развития коренного населения. Именно на данной идее основана концепция территориального развития севера Канады <11>, которая не только достигла значительного прогресса в вопросах безопасности и обороны арктических земель, занимающих более трети площади страны, но также стала пионером в области интенсификации социально-экономического развития Арктики, в частности через инструментарии государственно-частного партнерства, специализированного муниципального управления, развития приоритетных программ прежде всего в области туризма. Канадский опыт предполагает специфическую децентрализацию публичного управления арктическими территориями, большая часть полномочий в предметной области делегируется особым структурам арктического сотрудничества с обязательным вовлечением коренного населения, институтов гражданского общества, бизнес-структур и университетов - общественным комиссиям, а также институтам государственно-частного партнерства, таким как фонды развития <12>. Соответствующие действия формируют синергию в интенсивном экономическом освоении арктических территорий и одновременно в неуклонном повышении качества публичного управления Арктикой в интересах всех ключевых заинтересованных сторон. По данной модели было бы целесообразным рекомендовать осуществлять перспективные практики в системе публичного управления в Арктической зоне России.
Нормативные акты
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2019 N 371
"О проекте соглашения о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики"Стороны осуществляют обмен информацией по вопросам миграционной и демографической политики, образования, подготовки и повышения квалификации трудовых ресурсов в целях социально-экономического развития Санкт-Петербурга, субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации.
"О проекте соглашения о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики"Стороны осуществляют обмен информацией по вопросам миграционной и демографической политики, образования, подготовки и повышения квалификации трудовых ресурсов в целях социально-экономического развития Санкт-Петербурга, субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Статья: Энергетика, экономика и право в Арктической зоне России
(Баттахов П.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)В последнее время происходит принятие стратегических подзаконных актов. Один из таких документов - Постановление Правительства от 30 марта 2021 г. N 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации". Данное Постановление указывает, что Российская Арктика имеет такие преимущества, как преференциальный режим на своей территории. Кроме этого, государством осуществляется поддержка хозяйственной и инвестиционной деятельности, чтобы улучшить существующие условия. Благодаря этой работе становится возможным привлекать финансовые средства из внебюджетных источников, стимулировать активность бизнеса на территории Арктики. Для того чтобы развивать экономику, инвесторы получают государственную поддержку, когда вкладывают средства в транспортную, энергетическую, инженерную инфраструктуру (водо- и газоснабжение, трубопроводы, связь), чтобы реализовать новые инвестиционные проекты, которые отобрали или определили согласно порядкам либо критериям, обозначенным в федеральных законах и других нормативно-правовых актах Российской Федерации <4>. Действие этой комплексной Программы распространяется на все социально-экономические направления, обеспечивающие развитие Российской Арктики, на всех субъектов отношений.
(Баттахов П.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)В последнее время происходит принятие стратегических подзаконных актов. Один из таких документов - Постановление Правительства от 30 марта 2021 г. N 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации". Данное Постановление указывает, что Российская Арктика имеет такие преимущества, как преференциальный режим на своей территории. Кроме этого, государством осуществляется поддержка хозяйственной и инвестиционной деятельности, чтобы улучшить существующие условия. Благодаря этой работе становится возможным привлекать финансовые средства из внебюджетных источников, стимулировать активность бизнеса на территории Арктики. Для того чтобы развивать экономику, инвесторы получают государственную поддержку, когда вкладывают средства в транспортную, энергетическую, инженерную инфраструктуру (водо- и газоснабжение, трубопроводы, связь), чтобы реализовать новые инвестиционные проекты, которые отобрали или определили согласно порядкам либо критериям, обозначенным в федеральных законах и других нормативно-правовых актах Российской Федерации <4>. Действие этой комплексной Программы распространяется на все социально-экономические направления, обеспечивающие развитие Российской Арктики, на всех субъектов отношений.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Значительная часть северных и абсолютное большинство арктических пространств России остаются незаселенными и останутся таковыми в обозримой среднесрочной перспективе. В случае сохранения в ближайшее десятилетие существующих темпов убывания населения, человеческих ресурсов, снижения социально-экономической активности будет безвозвратно утерян задел инфраструктурного обустройства советского периода, что еще больше ограничит возможности восстановления экономического потенциала российской Арктики. Поэтому важнейшим направлением социально-экономического развития этого региона на долгие годы вперед стало формирование ключевых элементов поддерживающей социально значимой территориальной инфраструктуры, уровень развития которой будет адекватным масштабу поставленных перед арктической промышленностью государственных задач.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Значительная часть северных и абсолютное большинство арктических пространств России остаются незаселенными и останутся таковыми в обозримой среднесрочной перспективе. В случае сохранения в ближайшее десятилетие существующих темпов убывания населения, человеческих ресурсов, снижения социально-экономической активности будет безвозвратно утерян задел инфраструктурного обустройства советского периода, что еще больше ограничит возможности восстановления экономического потенциала российской Арктики. Поэтому важнейшим направлением социально-экономического развития этого региона на долгие годы вперед стало формирование ключевых элементов поддерживающей социально значимой территориальной инфраструктуры, уровень развития которой будет адекватным масштабу поставленных перед арктической промышленностью государственных задач.
Статья: О государственной политике в области развития Арктической зоны Российской Федерации как стратегическом факторе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
(Быковский В.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)В ней достаточно детально разработаны положения политики Российской Федерации, направленные на развитие Арктического региона. Планируется создание преференциального режима для стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в данном регионе, предусмотрены различные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности. Подразумевается, что реализация целей анализируемой Программы в российских арктических землях позволит достичь развития экономики гораздо быстрее, повысить значимость региона Арктики для социально-экономического развития государства, создать условия для дальнейшего стабильного и результативного экономического становления региона.
(Быковский В.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)В ней достаточно детально разработаны положения политики Российской Федерации, направленные на развитие Арктического региона. Планируется создание преференциального режима для стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в данном регионе, предусмотрены различные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности. Подразумевается, что реализация целей анализируемой Программы в российских арктических землях позволит достичь развития экономики гораздо быстрее, повысить значимость региона Арктики для социально-экономического развития государства, создать условия для дальнейшего стабильного и результативного экономического становления региона.
Информация: Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Дополнительные ресурсы предусмотрены на мероприятия по поддержке новых регионов, социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя, Дальнего Востока и Арктики, модернизацию 87 приоритетных пунктов пропуска через Государственную границу РФ к 2030 году.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Дополнительные ресурсы предусмотрены на мероприятия по поддержке новых регионов, социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя, Дальнего Востока и Арктики, модернизацию 87 приоритетных пунктов пропуска через Государственную границу РФ к 2030 году.