Социальная защита детей-инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная защита детей-инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Обеспечение инвалидов жильем" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Таким образом, из указанных норм законодательства следует, что мера социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов (предоставление земельного участка), со стороны государства является строго целевой (адресной)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Понятия инвалида, ребенка-инвалида" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"СТАТЬЯ 1 "ПОНЯТИЯ ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"Статья 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"Статья 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
Статья: Комментарий к Письму Социального фонда РФ от 04.12.2024 N 25-20/60249 <Можно ли получать выплату на ребенка, находясь в отпуске по уходу за другим ребенком?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Кроме того, трудоспособным родителям, ухаживающим за ребенком-инвалидом младше 18 лет, при выполнении некоторых условий причитается ежемесячная выплата по Указу Президента РФ от 26.02.2013 N 175. Она квалифицируется как важная мера социальной защиты семей с детьми-инвалидами (Письмо Минтруда России от 12.03.2021 N 21-0/10/П-1873).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Кроме того, трудоспособным родителям, ухаживающим за ребенком-инвалидом младше 18 лет, при выполнении некоторых условий причитается ежемесячная выплата по Указу Президента РФ от 26.02.2013 N 175. Она квалифицируется как важная мера социальной защиты семей с детьми-инвалидами (Письмо Минтруда России от 12.03.2021 N 21-0/10/П-1873).
Статья: Льготы и гарантии, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим детей-инвалидов
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Ключевые слова: военнослужащий, правовой статус военнослужащего, социальная защита, дети-инвалиды, поддержка семей с детьми-инвалидами.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Ключевые слова: военнослужащий, правовой статус военнослужащего, социальная защита, дети-инвалиды, поддержка семей с детьми-инвалидами.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Неправильная оценка правового конфликта как гражданского правового лишает граждан и организации гарантий, которые предоставляет административное судопроизводство, от злоупотреблений субъектом публичной власти своими полномочиями при осуществлении управленческой публичной деятельности <1>. В научной литературе имеются многочисленные публикации, обосновывающие, что такие категории дел, а также ряд других имеющих признаки административных (публичных) споров должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства, предусматривающего механизмы, уравнивающие положение "слабой" стороны по спору с субъектом, наделенным властными полномочиями. Особенно остро недостаток существующего подхода об отнесении рассмотрения публичных споров в гражданском судопроизводстве проявляется, когда "слабой" стороной по таким делам являются пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды, малообеспеченные граждане - лица, нуждающиеся в социальной защите со стороны государства <2>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Неправильная оценка правового конфликта как гражданского правового лишает граждан и организации гарантий, которые предоставляет административное судопроизводство, от злоупотреблений субъектом публичной власти своими полномочиями при осуществлении управленческой публичной деятельности <1>. В научной литературе имеются многочисленные публикации, обосновывающие, что такие категории дел, а также ряд других имеющих признаки административных (публичных) споров должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства, предусматривающего механизмы, уравнивающие положение "слабой" стороны по спору с субъектом, наделенным властными полномочиями. Особенно остро недостаток существующего подхода об отнесении рассмотрения публичных споров в гражданском судопроизводстве проявляется, когда "слабой" стороной по таким делам являются пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды, малообеспеченные граждане - лица, нуждающиеся в социальной защите со стороны государства <2>.
Статья: Защита имущественных прав несовершеннолетних при банкротстве их законных представителей: вопросы теории и практики
(Жукова О.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" <7> в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (алименты на несовершеннолетних детей, страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку, пособие на ребенка, социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).
(Жукова О.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" <7> в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (алименты на несовершеннолетних детей, страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку, пособие на ребенка, социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).
Статья: Особенности правового статуса детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации
(Калинина Н.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Данное замечание, направленное на замену в понятийном аппарате Конвенции о правах инвалидов термина "инвалид" на словосочетание "лицо с ограниченными возможностями", подлежит широкому толкованию и требует внесения изменений во все национальное законодательство, а не только в текст Конвенции. Так, основным источником внутригосударственного права, призванным обеспечить выполнение Российской Федерацией международных обязательств в области защиты прав детей-инвалидов, является ранее указанный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ст. 1 которого закрепляет норму-дефиницию, раскрывающую понятие именно "инвалид", под которым понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Категория "ребенок-инвалид" полностью идентична вышеуказанному определению, однако предполагает наличие одного дополнительного элемента, а именно ограничения возраста до 18 лет. Представляется, что данные термины должны быть заменены на "лицо с ограниченными возможностями" и "ребенок с ограниченными возможностями" соответственно.
(Калинина Н.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Данное замечание, направленное на замену в понятийном аппарате Конвенции о правах инвалидов термина "инвалид" на словосочетание "лицо с ограниченными возможностями", подлежит широкому толкованию и требует внесения изменений во все национальное законодательство, а не только в текст Конвенции. Так, основным источником внутригосударственного права, призванным обеспечить выполнение Российской Федерацией международных обязательств в области защиты прав детей-инвалидов, является ранее указанный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ст. 1 которого закрепляет норму-дефиницию, раскрывающую понятие именно "инвалид", под которым понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Категория "ребенок-инвалид" полностью идентична вышеуказанному определению, однако предполагает наличие одного дополнительного элемента, а именно ограничения возраста до 18 лет. Представляется, что данные термины должны быть заменены на "лицо с ограниченными возможностями" и "ребенок с ограниченными возможностями" соответственно.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. В ч. 8 комментируемой статьи установлено, что плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 28.2 указанного Закона полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки. В настоящее время на практике предоставление указанной скидки заменено предоставлением ежемесячной денежной компенсации органами социальной защиты населения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. В ч. 8 комментируемой статьи установлено, что плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 28.2 указанного Закона полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки. В настоящее время на практике предоставление указанной скидки заменено предоставлением ежемесячной денежной компенсации органами социальной защиты населения.
Готовое решение: Можно ли предоставить работнику ежегодный отпуск начиная с выходного дня
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно разъяснениям СФР дополнительные выходные дни, предусмотренные ст. 262 ТК РФ, исчисляются в днях, которые являются для работника рабочими, и не включают в себя выходные дни по графику его работы. Такие дополнительные выходные являются мерой социальной поддержки, предназначение которой - дать возможность работникам - родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов осуществлять фактический уход за ними в определенном временном периоде (календарном месяце) в рабочие дни (Письма СФР от 04.12.2023 N 19-02/131904л, от 10.11.2023 N 19-02/125694л, от 22.06.2023 N 19-02/69809л).
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно разъяснениям СФР дополнительные выходные дни, предусмотренные ст. 262 ТК РФ, исчисляются в днях, которые являются для работника рабочими, и не включают в себя выходные дни по графику его работы. Такие дополнительные выходные являются мерой социальной поддержки, предназначение которой - дать возможность работникам - родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов осуществлять фактический уход за ними в определенном временном периоде (календарном месяце) в рабочие дни (Письма СФР от 04.12.2023 N 19-02/131904л, от 10.11.2023 N 19-02/125694л, от 22.06.2023 N 19-02/69809л).
Статья: Банкротство граждан. Общее имущество супругов
(Потихонина Ж.Н.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)В частности, в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (например, алименты на несовершеннолетних детей; страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку; пособие на ребенка; социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).
(Потихонина Ж.Н.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)В частности, в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (например, алименты на несовершеннолетних детей; страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку; пособие на ребенка; социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).