Социальная пенсия по старости возраст
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная пенсия по старости возраст (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""Утверждая перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости ими определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для этих лиц неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, связанных с уязвимостью их традиционного образа жизни в местах расселения, проживание в сложных природно-климатических условиях."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что сам по себе факт прохождения срочной военной службы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не дает истцу право на льготное пенсионное обеспечение, так как он находился на данной территории временно, только в период прохождения срочной военной службы, не проживал там на постоянной основе, не был зарегистрирован по месту жительства на данной территории, не обучался, не работал в зонах с особым статусом, поэтому от не может быть отнесен к числу граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, для которых статьей 34 Закона N 1244-1 предусмотрена возможность назначения пенсии по старости с уменьшением установленного возраста."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Может возникнуть вопрос в отношении возраста, по достижении которого устанавливается социальная пенсия: является ли этот возраст возрастом нетрудоспособности? В связи с этим обратим внимание на то, что неслучайно при введении в пенсионное законодательство данного института социальная пенсия не делилась на виды, как страховая пенсия, что было правильно и соответствовало ее общественному предназначению. Деление социальной пенсии на виды является последующей ошибкой законодателя, потому что понятие социальности и было предназначением указанной пенсии. То есть социальная пенсия устанавливается не за старость, не за инвалидность, не за потерю кормильца и не за выслугу лет, а назначается любому законно проживающему в нашей стране нетрудоспособному человеку, не имеющему другого источника жизнеобеспечения. Вид нетрудоспособности для социальной пенсии не имеет правового значения.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Может возникнуть вопрос в отношении возраста, по достижении которого устанавливается социальная пенсия: является ли этот возраст возрастом нетрудоспособности? В связи с этим обратим внимание на то, что неслучайно при введении в пенсионное законодательство данного института социальная пенсия не делилась на виды, как страховая пенсия, что было правильно и соответствовало ее общественному предназначению. Деление социальной пенсии на виды является последующей ошибкой законодателя, потому что понятие социальности и было предназначением указанной пенсии. То есть социальная пенсия устанавливается не за старость, не за инвалидность, не за потерю кормильца и не за выслугу лет, а назначается любому законно проживающему в нашей стране нетрудоспособному человеку, не имеющему другого источника жизнеобеспечения. Вид нетрудоспособности для социальной пенсии не имеет правового значения.
Ситуация: Как оформить социальную пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане РФ по достижении установленного возраста (который в общем случае в период до 2028 г. постепенно повышается до достижения 70 и 65 лет - соответственно для мужчин и женщин), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие указанного возраста (устанавливается социальная пенсия по старости).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане РФ по достижении установленного возраста (который в общем случае в период до 2028 г. постепенно повышается до достижения 70 и 65 лет - соответственно для мужчин и женщин), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие указанного возраста (устанавливается социальная пенсия по старости).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"2) страховая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"2) страховая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006
"О сотрудничестве в области социального обеспечения"V. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ (СТАРОСТИ), ИНВАЛИДНОСТИ,
"О сотрудничестве в области социального обеспечения"V. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ (СТАРОСТИ), ИНВАЛИДНОСТИ,
Статья: Конституционная значимость принципа социальной солидарности как основы правового регулирования социально-трудовых отношений
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Так, например, анализируя институт страхового стажа, играющего ведущую роль в формировании пенсионных прав граждан, можно отметить, что в страховой стаж наряду со страховыми периодами засчитываются некоторые нестраховые периоды общественно полезной и общественно значимой деятельности (уход за каждым ребенком до 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, и др.). Если рассматривать нормы института страховых пенсий, повышенный пенсионный коэффициент за каждый календарный год устанавливается лицам, осуществляющим уход за детьми до полутора лет; гражданам за период участия в специальной военной операции в период пребывания в добровольческом формировании (ч. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях). В нормах института пенсий право на две пенсии (страховую пенсию по старости и государственную пенсию по инвалидности) имеют граждане, у которых есть заслуги перед обществом и государством, - участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда", "Житель осажденного Севастополя", "Житель осажденного Сталинграда". Право на государственную социальную пенсию по старости по достижении возраста 70 лет мужчинам и 65 лет женщинам имеет любой гражданин, не заработавший себе право на страховую пенсию и не имеющий ни одного дня страхового стажа. Согласно ст. 23.1 Закона о социальном обслуживании граждан, одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества условий оказания услуг. Она проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности.
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Так, например, анализируя институт страхового стажа, играющего ведущую роль в формировании пенсионных прав граждан, можно отметить, что в страховой стаж наряду со страховыми периодами засчитываются некоторые нестраховые периоды общественно полезной и общественно значимой деятельности (уход за каждым ребенком до 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, и др.). Если рассматривать нормы института страховых пенсий, повышенный пенсионный коэффициент за каждый календарный год устанавливается лицам, осуществляющим уход за детьми до полутора лет; гражданам за период участия в специальной военной операции в период пребывания в добровольческом формировании (ч. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях). В нормах института пенсий право на две пенсии (страховую пенсию по старости и государственную пенсию по инвалидности) имеют граждане, у которых есть заслуги перед обществом и государством, - участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда", "Житель осажденного Севастополя", "Житель осажденного Сталинграда". Право на государственную социальную пенсию по старости по достижении возраста 70 лет мужчинам и 65 лет женщинам имеет любой гражданин, не заработавший себе право на страховую пенсию и не имеющий ни одного дня страхового стажа. Согласно ст. 23.1 Закона о социальном обслуживании граждан, одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества условий оказания услуг. Она проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности.
Ситуация: Какие нужны документы для оформления пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях страховая пенсия по старости и социальная пенсия по старости могут быть назначены в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР. Например, получателю страховой пенсии по инвалидности назначается страховая пенсия по старости при соблюдении условий для ее назначения. При несоблюдении таких условий, но достижении возраста, установленного для назначения социальной пенсии по старости, будет назначена социальная пенсия по старости (ч. 1, 4.1 ст. 21, ч. 6, 6.1, 6.3, п. 2 ч. 10 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; пп. 2 п. 1 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных случаях страховая пенсия по старости и социальная пенсия по старости могут быть назначены в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР. Например, получателю страховой пенсии по инвалидности назначается страховая пенсия по старости при соблюдении условий для ее назначения. При несоблюдении таких условий, но достижении возраста, установленного для назначения социальной пенсии по старости, будет назначена социальная пенсия по старости (ч. 1, 4.1 ст. 21, ч. 6, 6.1, 6.3, п. 2 ч. 10 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; пп. 2 п. 1 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
Ситуация: Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер социальной пенсии по старости граждан, являвшихся получателями страховой пенсии по инвалидности и достигших возраста, дающего право на социальную пенсию по старости, не может быть меньше размера страховой пенсии по инвалидности на день, с которого была прекращена ее выплата в связи с достижением указанного возраста (п. 3 ст. 18 Закона N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер социальной пенсии по старости граждан, являвшихся получателями страховой пенсии по инвалидности и достигших возраста, дающего право на социальную пенсию по старости, не может быть меньше размера страховой пенсии по инвалидности на день, с которого была прекращена ее выплата в связи с достижением указанного возраста (п. 3 ст. 18 Закона N 166-ФЗ).
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Таким образом, повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости повлекло изменение критериев, используемых в целях установления нетрудоспособности в ряде правоотношений другой отраслевой принадлежности. Возникает вопрос: насколько обоснован такой масштаб правовых последствий? Здесь стоит учитывать, что если рассматривать в целом реформу, реализованную в результате принятия Закона N 350-ФЗ, можно констатировать, что речь не идет о глобальном и системном изменении верхней возрастной границы трудоспособности. На это указывают установление самостоятельных возрастных требований для назначения накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты, избирательный подход законодателя к повышению возраста для разных категорий граждан, имеющих право на досрочные страховые пенсии, сохранение в субъектах РФ прежних возрастных границ для предоставления мер социальной поддержки в тех случаях, когда право на них связывалось с достижением пенсионного возраста. Также если рассматривать систему государственного пенсионного обеспечения, то в ней изменения возраста носят точечный характер: повышен возраст назначения социальной пенсии по старости (кроме социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера), и изменены возрастные границы для назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям граждан из числа космонавтов.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Таким образом, повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости повлекло изменение критериев, используемых в целях установления нетрудоспособности в ряде правоотношений другой отраслевой принадлежности. Возникает вопрос: насколько обоснован такой масштаб правовых последствий? Здесь стоит учитывать, что если рассматривать в целом реформу, реализованную в результате принятия Закона N 350-ФЗ, можно констатировать, что речь не идет о глобальном и системном изменении верхней возрастной границы трудоспособности. На это указывают установление самостоятельных возрастных требований для назначения накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты, избирательный подход законодателя к повышению возраста для разных категорий граждан, имеющих право на досрочные страховые пенсии, сохранение в субъектах РФ прежних возрастных границ для предоставления мер социальной поддержки в тех случаях, когда право на них связывалось с достижением пенсионного возраста. Также если рассматривать систему государственного пенсионного обеспечения, то в ней изменения возраста носят точечный характер: повышен возраст назначения социальной пенсии по старости (кроме социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера), и изменены возрастные границы для назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям граждан из числа космонавтов.
Ситуация: Каковы минимальные размеры пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии необходимого страхового стажа или требуемой величины ИПК страховая пенсия по старости не положена. В этом случае назначается социальная пенсия по старости, но только по достижении определенного возраста (который выше пенсионного возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости) и при условии отсутствия работы (ст. 8 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 5 п. 1, п. п. 4, 5 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; Приложение 1 к Закону N 166-ФЗ; ч. 2 - 4 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии необходимого страхового стажа или требуемой величины ИПК страховая пенсия по старости не положена. В этом случае назначается социальная пенсия по старости, но только по достижении определенного возраста (который выше пенсионного возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости) и при условии отсутствия работы (ст. 8 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 5 п. 1, п. п. 4, 5 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; Приложение 1 к Закону N 166-ФЗ; ч. 2 - 4 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).