Собственные доходы бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственные доходы бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Устав муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд правомерно признал довод прокурора о том, что бюджет муниципального образования города... является дотационным, несостоятельным, поскольку предусмотренные Уставом муниципального образования города... оспариваемые дополнительные гарантии предоставляются из собственных доходов городского бюджета, а не за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд правомерно признал довод прокурора о том, что бюджет муниципального образования города... является дотационным, несостоятельным, поскольку предусмотренные Уставом муниципального образования города... оспариваемые дополнительные гарантии предоставляются из собственных доходов городского бюджета, а не за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Органы местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из системного единства с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В соответствии с требованиями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство было принято муниципальным образованием."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, по видам доходов администрирование доходов можно подразделить на 1) администрирование налоговых доходов, 2) администрирование неналоговых доходов, 3) администрирование безвозмездных поступлений, 4) администрирование доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, 5) администрирование платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, 6) администрирование средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении, 7) администрирование доходов бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде, 8) администрирование собственных доходов бюджетов.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, по видам доходов администрирование доходов можно подразделить на 1) администрирование налоговых доходов, 2) администрирование неналоговых доходов, 3) администрирование безвозмездных поступлений, 4) администрирование доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, 5) администрирование платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, 6) администрирование средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении, 7) администрирование доходов бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде, 8) администрирование собственных доходов бюджетов.
Статья: Направления совершенствования финансово-правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Также стоит уменьшить процент просроченной задолженности региона от объема собственных доходов бюджета этого субъекта, которая возникла из-за решений, действий или бездействия органов государственной власти данного субъекта в отношении долговых обязательств, при котором принимается решение Верховного Суда РФ о введении ВФА.
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Также стоит уменьшить процент просроченной задолженности региона от объема собственных доходов бюджета этого субъекта, которая возникла из-за решений, действий или бездействия органов государственной власти данного субъекта в отношении долговых обязательств, при котором принимается решение Верховного Суда РФ о введении ВФА.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность субъекта Российской Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность субъекта Российской Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья: Принципы государственного финансового стимулирования
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Принцип бюджетного федерализма рассматривается как организация эффективного функционирования и взаимодействия бюджетов всех уровней при условии учета интересов всех участников бюджетного процесса. Также принцип бюджетного федерализма можно определить и как разграничение полномочий между всеми уровнями публичной власти по формированию и исполнению бюджетов разных уровней, и как систему отношений между различными уровнями власти. В России используется комбинированная (смешанная) модель, основанная на централизации и децентрализации <14>. Признается принцип самостоятельности региональной и местной властей, но при сохранении обширных полномочий федеральной власти, в том числе по выравниванию бюджетов разных уровней <15>. Реализуется веерная модель межбюджетных отношений, которая также предусматривает наличие собственных доходов бюджета и регулирующих доходов. В идеальном состоянии размер расходов местных бюджетов должен соответствовать (как минимум) размеру доходов, что на практике не выполняется, поэтому от других уровней власти поступают регулирующие доходы для выполнения расходной части местных бюджетов. Межбюджетные трансферты могут направляться не только на выравнивание, но и на стимулирование развития экономики публично-правового образования.
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Принцип бюджетного федерализма рассматривается как организация эффективного функционирования и взаимодействия бюджетов всех уровней при условии учета интересов всех участников бюджетного процесса. Также принцип бюджетного федерализма можно определить и как разграничение полномочий между всеми уровнями публичной власти по формированию и исполнению бюджетов разных уровней, и как систему отношений между различными уровнями власти. В России используется комбинированная (смешанная) модель, основанная на централизации и децентрализации <14>. Признается принцип самостоятельности региональной и местной властей, но при сохранении обширных полномочий федеральной власти, в том числе по выравниванию бюджетов разных уровней <15>. Реализуется веерная модель межбюджетных отношений, которая также предусматривает наличие собственных доходов бюджета и регулирующих доходов. В идеальном состоянии размер расходов местных бюджетов должен соответствовать (как минимум) размеру доходов, что на практике не выполняется, поэтому от других уровней власти поступают регулирующие доходы для выполнения расходной части местных бюджетов. Межбюджетные трансферты могут направляться не только на выравнивание, но и на стимулирование развития экономики публично-правового образования.
Статья: Правовые проблемы охраны атмосферного воздуха городских и сельских поселений
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Реализация изучаемого требования, установленного п. 31 СанПиН 2.1.3684-21, предполагает принятие соответствующими муниципальными образованиями дополнительных финансовых обязательств. При этом особенностью большинства российских городских и сельских поселений является крайне низкая обеспеченность собственными доходами бюджетов. Например, бюджетом Старокалитвенского сельского поселения Воронежской области на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. предусмотрен прогнозируемый общий объем доходов бюджета Старокалитвенского сельского поселения в сумме 9 586,7 тыс. руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме 4 791,7 тыс. руб. <17>; в бюджете Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкии на 2021 г. был установлен прогнозируемый общий объем доходов в сумме 968,3 тыс. руб. <18>.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Реализация изучаемого требования, установленного п. 31 СанПиН 2.1.3684-21, предполагает принятие соответствующими муниципальными образованиями дополнительных финансовых обязательств. При этом особенностью большинства российских городских и сельских поселений является крайне низкая обеспеченность собственными доходами бюджетов. Например, бюджетом Старокалитвенского сельского поселения Воронежской области на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. предусмотрен прогнозируемый общий объем доходов бюджета Старокалитвенского сельского поселения в сумме 9 586,7 тыс. руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме 4 791,7 тыс. руб. <17>; в бюджете Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкии на 2021 г. был установлен прогнозируемый общий объем доходов в сумме 968,3 тыс. руб. <18>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность субъекта Российской Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность субъекта Российской Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)- соблюдение внутренних стандартов и бюджетного законодательства РФ при составлении и исполнении бюджета, составлении бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета, при этом необходимо обратить внимание на детализацию в разрезе собственно доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)- соблюдение внутренних стандартов и бюджетного законодательства РФ при составлении и исполнении бюджета, составлении бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета, при этом необходимо обратить внимание на детализацию в разрезе собственно доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)К собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ) относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)К собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ) относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Статья: Публичная власть в Российской Федерации: конституционно-правовое содержание
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Концепция местного самоуправления изначально базировалась на автономии местного сообщества, возможности решения им своих задач и полномочий самостоятельно, для чего гарантировалась его независимость от государственной власти. Подобная теоретическая и нормативная основа не была реализована на практике. По данным Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2021 г., в структуре собственных доходов местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков прошлых лет) собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимают 57,5%, бюджетов муниципальных районов - 30,3%, бюджетов сельских поселений - 6,7%, бюджетов городских поселений - 4,6%, бюджетов внутригородских муниципальных образований - 0,8% и бюджетов внутригородских районов - 0,1% <3>. Местные бюджеты формируются и могут быть исполнены за счет субвенций, субсидий и иных поступлений из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета. Сложилось противоречие, когда, с одной стороны, органы местного самоуправления не входили в систему органов государственной власти, с другой стороны, всецело были от них зависимы и фактически стали их органической частью.
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Концепция местного самоуправления изначально базировалась на автономии местного сообщества, возможности решения им своих задач и полномочий самостоятельно, для чего гарантировалась его независимость от государственной власти. Подобная теоретическая и нормативная основа не была реализована на практике. По данным Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2021 г., в структуре собственных доходов местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков прошлых лет) собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимают 57,5%, бюджетов муниципальных районов - 30,3%, бюджетов сельских поселений - 6,7%, бюджетов городских поселений - 4,6%, бюджетов внутригородских муниципальных образований - 0,8% и бюджетов внутригородских районов - 0,1% <3>. Местные бюджеты формируются и могут быть исполнены за счет субвенций, субсидий и иных поступлений из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета. Сложилось противоречие, когда, с одной стороны, органы местного самоуправления не входили в систему органов государственной власти, с другой стороны, всецело были от них зависимы и фактически стали их органической частью.
Статья: Правовое регулирование доходов, полученных от проведения лотерей
(Анисина К.Т., Шарандина Н.Л.)
("Финансовое право", 2024, N 3)В связи с этим возникает вопрос: к какому виду доходов отнести доходы от проведения лотерей? Бюджетное законодательство подразделяет доходы бюджетной системы России на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления, в совокупности являющиеся собственными доходами бюджетов <7>. Отмечая наличие обязательных (принудительных) и добровольных государственных доходов, Н.В. Васильева указывает, что "основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и др., штрафы и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д." <8>.
(Анисина К.Т., Шарандина Н.Л.)
("Финансовое право", 2024, N 3)В связи с этим возникает вопрос: к какому виду доходов отнести доходы от проведения лотерей? Бюджетное законодательство подразделяет доходы бюджетной системы России на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления, в совокупности являющиеся собственными доходами бюджетов <7>. Отмечая наличие обязательных (принудительных) и добровольных государственных доходов, Н.В. Васильева указывает, что "основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и др., штрафы и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д." <8>.
Статья: Местное самоуправление в контексте конституционной реформы 2020 года
(Степанов М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Кроме того, экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации еще слишком слаба, чтобы оно смогло выполнять свои функции за счет собственных средств. Все время своего существования в современной России местное самоуправление являлось глубоко дотационным, государство оказывало ему необходимую финансовую поддержку. По данным Министерства финансов РФ, дефицит местных бюджетов за 2019 г. составил 1 568,9 млрд руб., или 49,4% (соответственно 1 291,2 млрд руб., или 46,3%, за 2018 г.) <6>. Разные виды муниципальных образований имеют различную степень дотационности. В худшем положении находятся сельские поселения, которые составляют подавляющее большинство муниципальных образований России. На 1 января 2020 г. их насчитывалось 16 821 (почти 81%) из общего количества в 20 846 муниципальных образований <7>. При этом, по данным Минфина РФ, на 1 января 2020 г. в структуре собственных доходов местных бюджетов собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимали 54,7%, бюджетов муниципальных районов - 32,3%, бюджетов сельских поселений - 7,0%, бюджетов городских поселений - 5,1%, бюджетов внутригородских муниципальных образований - 0,8% и бюджетов внутригородских районов - 0,1% <8>. Таким образом, сельские поселения, составляющие почти 81% от общего числа муниципальных образований, имеют собственные доходы, которые занимают лишь 7% в структуре собственных доходов муниципальных образований России.
(Степанов М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Кроме того, экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации еще слишком слаба, чтобы оно смогло выполнять свои функции за счет собственных средств. Все время своего существования в современной России местное самоуправление являлось глубоко дотационным, государство оказывало ему необходимую финансовую поддержку. По данным Министерства финансов РФ, дефицит местных бюджетов за 2019 г. составил 1 568,9 млрд руб., или 49,4% (соответственно 1 291,2 млрд руб., или 46,3%, за 2018 г.) <6>. Разные виды муниципальных образований имеют различную степень дотационности. В худшем положении находятся сельские поселения, которые составляют подавляющее большинство муниципальных образований России. На 1 января 2020 г. их насчитывалось 16 821 (почти 81%) из общего количества в 20 846 муниципальных образований <7>. При этом, по данным Минфина РФ, на 1 января 2020 г. в структуре собственных доходов местных бюджетов собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимали 54,7%, бюджетов муниципальных районов - 32,3%, бюджетов сельских поселений - 7,0%, бюджетов городских поселений - 5,1%, бюджетов внутригородских муниципальных образований - 0,8% и бюджетов внутригородских районов - 0,1% <8>. Таким образом, сельские поселения, составляющие почти 81% от общего числа муниципальных образований, имеют собственные доходы, которые занимают лишь 7% в структуре собственных доходов муниципальных образований России.
Статья: Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Как вариант существенного повышения собственных доходов региональных бюджетов с целью снижения величины трансфертов из федерального бюджета ряд экономистов ставят вопрос о целесообразности введения регионального налога с продаж со ставкой, определяемой регионами, но не более 2%, отмененного в 2004 г. по рекомендации Международного валютного фонда, что сразу поставило региональные бюджеты в сложное положение. Наличие кассовых аппаратов и успехи налогового администрирования делают введение налога реальным.
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Как вариант существенного повышения собственных доходов региональных бюджетов с целью снижения величины трансфертов из федерального бюджета ряд экономистов ставят вопрос о целесообразности введения регионального налога с продаж со ставкой, определяемой регионами, но не более 2%, отмененного в 2004 г. по рекомендации Международного валютного фонда, что сразу поставило региональные бюджеты в сложное положение. Наличие кассовых аппаратов и успехи налогового администрирования делают введение налога реальным.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)3. Применительно к регулированию отношений в области внутреннего водного транспорта дноуглубительные работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов, определяются в ст. 3 КВВТ РФ как путевые работы. В соответствии со ст. 8 КВВТ РФ внутренние водные пути содержатся за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности организаций внутреннего водного транспорта и других не запрещенных законом источников, в том числе за счет средств региональных бюджетов. Судовые ходы на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и к пунктам отстоя содержатся за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)3. Применительно к регулированию отношений в области внутреннего водного транспорта дноуглубительные работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов, определяются в ст. 3 КВВТ РФ как путевые работы. В соответствии со ст. 8 КВВТ РФ внутренние водные пути содержатся за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности организаций внутреннего водного транспорта и других не запрещенных законом источников, в том числе за счет средств региональных бюджетов. Судовые ходы на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и к пунктам отстоя содержатся за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.