Собственность на городские леса

Подборка наиболее важных документов по запросу Собственность на городские леса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 25 "Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Судом общей юрисдикции также установлено, что при подготовке проекта Генерального плана городского округа Ревда не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, в связи с чем суд пришел к выводу, что Решение от 25.07.2018 N 223 об утверждении Генерального плана в части включения в границы городского округа Ревда (поселок Ледянка) лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, вследствие чего в указанной части на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению."
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 N 66а-1076/2021
Об изменении решения Омского областного суда от 30.06.2021 и признании не действующим с даты вступления в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 пункта 19 устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в той мере, в какой он относит к вопросам местного значения Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных за пределами границ населенных пунктов Исилькульского городского поселения.
Довод жалобы о противоречии оспариваемых положений Устава статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации основан на ошибочном толковании названных положений федерального законодательства, поскольку указанной нормой права урегулированы полномочия органов местного самоуправления в отношении находящихся в муниципальной собственности лесных участков, определение которым приведено в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, и которое не тождественно определению "городские леса".

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о развитии предпринимательства в лесном хозяйстве с учетом законодательства о городских лесах
(Петюкова О.Н., Гребнева Е.А.)
("Современный юрист", 2019, N 4)
Важной проблемой также является тот факт, что в законодательстве на данный момент четко не определена форма собственности на земли, занятые городскими лесами. Если в соответствии с лесным и земельным законодательством <1> право собственности на земли лесного фонда принадлежит Российской Федерации, а правом управления данными землями обладают субъекты РФ за счет предоставляемых им субсидий, то относительно земель городских лесов законодательство не определяет, кому принадлежит право собственности на них. В определенных случаях, когда земли городских лесов раньше находились вне территории города и право собственности на них было закреплено за Российской Федерацией, но после произошло включение данных земель в состав населенного пункта, право собственности на эти земли, занятые городскими лесами, сохраняется за Российской Федерацией. Но в предыдущем Лесном кодексе РФ 1997 г. устанавливалось, что право собственности на земли, занятые городскими лесами, будет устанавливаться федеральным законом, а так как данный закон принят не был, то вплоть до сегодняшнего дня земли городских лесов являются неразграниченной государственной собственностью.
Статья: Правовые аспекты общинной собственности на леса
(Оленина Т.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)
Важной альтернативой частной собственности (собственности физических и юридических лиц) выступает общинная собственность на леса. Так называемая община (т.е. группа людей, население поселения, коренные малочисленные народы и т.п.), как показывает практика зарубежных стран, заинтересована в эффективном управлении, а также владении, пользовании и распоряжении лесами больше, чем иные собственники леса. Население России в большинстве своем уже к этому готово и активно выступает за защиту лесов, к которым имеет непосредственное отношение, т.е. которые расположены на территории проживания, прилегающей к территории отдельных групп граждан. В связи с этим в лесное законодательство России необходимо внести соответствующие изменения и предусмотреть общинную форму собственности на леса. К такой форме собственности необходимо отнести леса, расположенные в поселениях (городские леса), часть лесов на землях лесного фонда, непосредственно примыкающие к поселениям.

Нормативные акты

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.