Собственность на городские леса
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственность на городские леса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Осуществление муниципального лесного контроля затрудняет отсутствие оформления лесных участков в муниципальную собственность. Контроль в отношении городских лесов, которые по Лесному кодексу РФ располагаются на землях населенных пунктов и не входят в состав земель лесного фонда, осложнен положением ст. 83 Земельного кодекса РФ о том, что функциональным назначением земель населенных пунктов является застройка и развитие населенных пунктов, что явно не совпадает с назначением леса и вызывает проблемы с осуществлением предпринимательской деятельности.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Осуществление муниципального лесного контроля затрудняет отсутствие оформления лесных участков в муниципальную собственность. Контроль в отношении городских лесов, которые по Лесному кодексу РФ располагаются на землях населенных пунктов и не входят в состав земель лесного фонда, осложнен положением ст. 83 Земельного кодекса РФ о том, что функциональным назначением земель населенных пунктов является застройка и развитие населенных пунктов, что явно не совпадает с назначением леса и вызывает проблемы с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья: Правовые аспекты общинной собственности на леса
(Оленина Т.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Важной альтернативой частной собственности (собственности физических и юридических лиц) выступает общинная собственность на леса. Так называемая община (т.е. группа людей, население поселения, коренные малочисленные народы и т.п.), как показывает практика зарубежных стран, заинтересована в эффективном управлении, а также владении, пользовании и распоряжении лесами больше, чем иные собственники леса. Население России в большинстве своем уже к этому готово и активно выступает за защиту лесов, к которым имеет непосредственное отношение, т.е. которые расположены на территории проживания, прилегающей к территории отдельных групп граждан. В связи с этим в лесное законодательство России необходимо внести соответствующие изменения и предусмотреть общинную форму собственности на леса. К такой форме собственности необходимо отнести леса, расположенные в поселениях (городские леса), часть лесов на землях лесного фонда, непосредственно примыкающие к поселениям.
(Оленина Т.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Важной альтернативой частной собственности (собственности физических и юридических лиц) выступает общинная собственность на леса. Так называемая община (т.е. группа людей, население поселения, коренные малочисленные народы и т.п.), как показывает практика зарубежных стран, заинтересована в эффективном управлении, а также владении, пользовании и распоряжении лесами больше, чем иные собственники леса. Население России в большинстве своем уже к этому готово и активно выступает за защиту лесов, к которым имеет непосредственное отношение, т.е. которые расположены на территории проживания, прилегающей к территории отдельных групп граждан. В связи с этим в лесное законодательство России необходимо внести соответствующие изменения и предусмотреть общинную форму собственности на леса. К такой форме собственности необходимо отнести леса, расположенные в поселениях (городские леса), часть лесов на землях лесного фонда, непосредственно примыкающие к поселениям.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Нарышева Н.Г. Право собственности на земли, занятые городскими лесами // Имущественные отношения в РФ. 2010. N 12. С. 76 - 88.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Нарышева Н.Г. Право собственности на земли, занятые городскими лесами // Имущественные отношения в РФ. 2010. N 12. С. 76 - 88.
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Важные особенности правового режима городских лесов заключаются также в том, что именно органы местного самоуправления (1) осуществляют правомочия собственника в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности либо неразграниченной государственной собственности (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, ст. 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <3>); (2) разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых имеются городские леса, причем независимо от формы собственности на них (ч. 1.1 ст. 84, ч. 3 ст. 87 ЛК РФ).
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Важные особенности правового режима городских лесов заключаются также в том, что именно органы местного самоуправления (1) осуществляют правомочия собственника в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности либо неразграниченной государственной собственности (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, ст. 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <3>); (2) разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых имеются городские леса, причем независимо от формы собственности на них (ч. 1.1 ст. 84, ч. 3 ст. 87 ЛК РФ).
Статья: Правовой режим городской растительности в России и зарубежных странах
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Кроме того, необходимо отметить, что при установлении на федеральном уровне единых правил охраны городской растительности следует руководствоваться также нормами гражданского законодательства, в соответствии с которыми, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся на нем растения (п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации <24>). То есть по смыслу указанного гражданско-правового регулирования растения юридически являются частью земельного участка и следуют его судьбе. Поэтому правовой режим городской растительности в настоящее время зависит не только от вида такой растительности, но и от формы собственности на земельный участок, на котором она расположена. И это при том, что, как отмечается в научной литературе, вопрос о собственности на земельные участки, на которых расположены городские леса, остается до конца не урегулированным <25>.
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Кроме того, необходимо отметить, что при установлении на федеральном уровне единых правил охраны городской растительности следует руководствоваться также нормами гражданского законодательства, в соответствии с которыми, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся на нем растения (п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации <24>). То есть по смыслу указанного гражданско-правового регулирования растения юридически являются частью земельного участка и следуют его судьбе. Поэтому правовой режим городской растительности в настоящее время зависит не только от вида такой растительности, но и от формы собственности на земельный участок, на котором она расположена. И это при том, что, как отмечается в научной литературе, вопрос о собственности на земельные участки, на которых расположены городские леса, остается до конца не урегулированным <25>.