Собственник земельного участка распоряжается
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственник земельного участка распоряжается (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Орган местного самоуправления вправе управлять и распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена (например, предъявлять требование о его освобождении, сдавать в аренду)
(КонсультантПлюс, 2025)Орган местного самоуправления вправе управлять и распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена (например, предъявлять требование о его освобождении, сдавать в аренду)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.9 "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование" ЗК РФ"Из содержания приведенных норм следует, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, вправе распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, со дня принятия межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий", решения о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, вправе распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, со дня принятия межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий", решения о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"4.2. Для достижения целей деятельности, решения задач, определенных настоящим Федеральным законом, единый институт развития по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и в отношении которых межведомственным коллегиальным органом принято предусмотренное пунктом 2.1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решение, способами, которые указаны в части 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных статьей 16.7-1 настоящего Федерального закона. Распоряжение единым институтом развития земельными участками, указанными в настоящем пункте, иными способами не допускается.
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"4.2. Для достижения целей деятельности, решения задач, определенных настоящим Федеральным законом, единый институт развития по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и в отношении которых межведомственным коллегиальным органом принято предусмотренное пунктом 2.1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решение, способами, которые указаны в части 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных статьей 16.7-1 настоящего Федерального закона. Распоряжение единым институтом развития земельными участками, указанными в настоящем пункте, иными способами не допускается.
Ситуация: Как подарить земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества, в частности земельного участка, вправе распорядиться имуществом по своему усмотрению, в том числе и подарить. При этом переход права собственности на недвижимость в результате дарения необходимо зарегистрировать (п. п. 1, 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, п. п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества, в частности земельного участка, вправе распорядиться имуществом по своему усмотрению, в том числе и подарить. При этом переход права собственности на недвижимость в результате дарения необходимо зарегистрировать (п. п. 1, 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, п. п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт признан утратившим силу с 1 июля 2006 г. Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, с его принятием отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, поскольку с даты его вступления в силу все земли в России будут отнесены к той или иной форме собственности; уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут распоряжаться соответствующими земельными участками после государственной регистрации права собственности публичных образований на них; как следствие, одновременно законопроектом предлагается исключить п. 14 комментируемой статьи.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт признан утратившим силу с 1 июля 2006 г. Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, с его принятием отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, поскольку с даты его вступления в силу все земли в России будут отнесены к той или иной форме собственности; уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут распоряжаться соответствующими земельными участками после государственной регистрации права собственности публичных образований на них; как следствие, одновременно законопроектом предлагается исключить п. 14 комментируемой статьи.
Ситуация: Как оформить сделку купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник доли в праве общей долевой собственности на земельный участок вправе распорядиться ею по своему усмотрению, в частности продать с соблюдением правил возмездного отчуждения доли, если такой земельный участок не исключен из оборота или не ограничен в обороте (п. п. 2, 3 ст. 209, п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 260 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник доли в праве общей долевой собственности на земельный участок вправе распорядиться ею по своему усмотрению, в частности продать с соблюдением правил возмездного отчуждения доли, если такой земельный участок не исключен из оборота или не ограничен в обороте (п. п. 2, 3 ст. 209, п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 260 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в число представляемых документов входят списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такими земельными участками распоряжается единый институт развития в жилищной сфере (акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования) по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Причем эти участки должны быть переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в число представляемых документов входят списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такими земельными участками распоряжается единый институт развития в жилищной сфере (акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования) по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Причем эти участки должны быть переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом недра находятся в исключительной федеральной собственности (субъектам РФ переданы лишь полномочия по распоряжению участками недр местного значения), а земельные участки могут находиться во всех формах собственности (государственной в виде федеральной, собственности субъектов РФ, неразграниченной собственности; муниципальной и частной). Правами на недропользование и правами на земельный участок, находящийся в публичной собственности, распоряжаются различные органы власти. Наличие прав на земельный участок не влечет за собой никаких преференций с точки зрения получения права недропользования, за исключением случая, предусмотренного ст. 19 Закона о недрах <5>, согласно которой правообладатели земельных участков могут осуществлять без проведения взрывных работ использование (в статье фигурирует именно термин "использование", а не "добыча") для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод (при многочисленных ограничениях, перечисленных в данной норме), строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров. Наличие же у пользователя недр лицензии означает лишь то, что обладатель лицензионного участка может получить права на публичный земельный участок без аукциона. При этом права на земельный участок недропользователь оформляет самостоятельно, без какого бы то ни было участия органа власти, уполномоченного на распоряжения правами на участки недр. Однако далеко не все пользователи недр отдают себе отчет в том, с какими трудностями они могут столкнуться. До сих пор многие из них неверно трактуют термин "исключительное право", содержащийся в ст. 7 Закона о недрах, путая его с аналогичным термином ст. 39.20 Земельного кодекса (ЗК) РФ, ранее содержащимся в ст. 36 ЗК РФ, который означает, что собственник здания, сооружения обладает исключительным правом на оформление прав на земельный участок, занятый этим зданием, сооружением. Например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа <6> анализируется ситуация, когда общество обжаловало судебные решения нижестоящих судов, полагая, что пользователь недр вместе с получением лицензии на право добычи полезных ископаемых приобретает право на приобретение без проведения торгов титула на земельный участок. По мнению истца, таким образом законодателем обеспечено исключительное право недропользователя, чем гарантированы стабильность и последовательность развития предпринимательской деятельности.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом недра находятся в исключительной федеральной собственности (субъектам РФ переданы лишь полномочия по распоряжению участками недр местного значения), а земельные участки могут находиться во всех формах собственности (государственной в виде федеральной, собственности субъектов РФ, неразграниченной собственности; муниципальной и частной). Правами на недропользование и правами на земельный участок, находящийся в публичной собственности, распоряжаются различные органы власти. Наличие прав на земельный участок не влечет за собой никаких преференций с точки зрения получения права недропользования, за исключением случая, предусмотренного ст. 19 Закона о недрах <5>, согласно которой правообладатели земельных участков могут осуществлять без проведения взрывных работ использование (в статье фигурирует именно термин "использование", а не "добыча") для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод (при многочисленных ограничениях, перечисленных в данной норме), строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров. Наличие же у пользователя недр лицензии означает лишь то, что обладатель лицензионного участка может получить права на публичный земельный участок без аукциона. При этом права на земельный участок недропользователь оформляет самостоятельно, без какого бы то ни было участия органа власти, уполномоченного на распоряжения правами на участки недр. Однако далеко не все пользователи недр отдают себе отчет в том, с какими трудностями они могут столкнуться. До сих пор многие из них неверно трактуют термин "исключительное право", содержащийся в ст. 7 Закона о недрах, путая его с аналогичным термином ст. 39.20 Земельного кодекса (ЗК) РФ, ранее содержащимся в ст. 36 ЗК РФ, который означает, что собственник здания, сооружения обладает исключительным правом на оформление прав на земельный участок, занятый этим зданием, сооружением. Например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа <6> анализируется ситуация, когда общество обжаловало судебные решения нижестоящих судов, полагая, что пользователь недр вместе с получением лицензии на право добычи полезных ископаемых приобретает право на приобретение без проведения торгов титула на земельный участок. По мнению истца, таким образом законодателем обеспечено исключительное право недропользователя, чем гарантированы стабильность и последовательность развития предпринимательской деятельности.
Ситуация: Как оформить сделку купли-продажи земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник земельного участка вправе распорядиться им по своему усмотрению, в частности продать, если такой земельный участок не исключен из оборота или не ограничен в обороте (п. п. 2, 3 ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник земельного участка вправе распорядиться им по своему усмотрению, в частности продать, если такой земельный участок не исключен из оборота или не ограничен в обороте (п. п. 2, 3 ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Собственник земельного участка вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им, совершать любые действия с земельным участком, если они не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Собственник земельного участка вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им, совершать любые действия с земельным участком, если они не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статья: Продажа доли в УК ООО: "по закону" и "по беспределу"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 12)Примечание. Имущественные права аренды, которыми должник не вправе был распорядиться без согласия собственника земельного участка, не могут быть переданы другому лицу без его воли лишь по одному основанию, связанному с признанием арендатора должником, и со ссылкой на Закон о банкротстве. Полагаем, что подобный подход по аналогии может быть применен и к случаям запрета отчуждения долей в уставном капитале ООО, установленным уставом этого общества в соответствии с законом.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 12)Примечание. Имущественные права аренды, которыми должник не вправе был распорядиться без согласия собственника земельного участка, не могут быть переданы другому лицу без его воли лишь по одному основанию, связанному с признанием арендатора должником, и со ссылкой на Закон о банкротстве. Полагаем, что подобный подход по аналогии может быть применен и к случаям запрета отчуждения долей в уставном капитале ООО, установленным уставом этого общества в соответствии с законом.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Анализ законодательства и практики осуществления муниципального земельного контроля позволил авторам сделать вывод о том, что данный вид муниципального контроля, в наибольшей мере связанный с деятельностью населения, организаций, органов местного самоуправления, весьма сложен, поскольку связан с многочисленными нарушениями законодательства, недостаточно точным определением его предмета и неоднозначностью отграничения от муниципального контроля в сфере благоустройства, дорожного контроля, а также от государственного земельного надзора. Муниципалитеты, как правило, распоряжаются также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, хотя на практике это полномочие часто императивно передано органам исполнительной власти субъектов РФ, что предполагает исключение из ведения органов местного самоуправления муниципального контроля в отношении этих объектов. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Предлагается закрепить полномочие контрольного органа местного самоуправления принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Анализ законодательства и практики осуществления муниципального земельного контроля позволил авторам сделать вывод о том, что данный вид муниципального контроля, в наибольшей мере связанный с деятельностью населения, организаций, органов местного самоуправления, весьма сложен, поскольку связан с многочисленными нарушениями законодательства, недостаточно точным определением его предмета и неоднозначностью отграничения от муниципального контроля в сфере благоустройства, дорожного контроля, а также от государственного земельного надзора. Муниципалитеты, как правило, распоряжаются также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, хотя на практике это полномочие часто императивно передано органам исполнительной власти субъектов РФ, что предполагает исключение из ведения органов местного самоуправления муниципального контроля в отношении этих объектов. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Предлагается закрепить полномочие контрольного органа местного самоуправления принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований.