Соблюдение антикоррупционного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Соблюдение антикоррупционного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не обязывает по требованию прокурора изменить основание увольнения муниципального служащего с "по собственному желанию" на "по инициативе работодателя", если на момент увольнения работодатель не был уведомлен о наличии конфликта интересов, решение о проведении проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства не принималось, а после увольнения ее провести невозможно
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не обязывает по требованию прокурора изменить основание увольнения муниципального служащего с "по собственному желанию" на "по инициативе работодателя", если на момент увольнения работодатель не был уведомлен о наличии конфликта интересов, решение о проведении проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства не принималось, а после увольнения ее провести невозможно
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с прекращением трудового договора: Работник оспаривает увольнение, связанное с конфликтом интересов
(КонсультантПлюс, 2025)в подчинении Работника, который обязан соблюдать антикоррупционное законодательство, работал его родственник (родственники)
(КонсультантПлюс, 2025)в подчинении Работника, который обязан соблюдать антикоррупционное законодательство, работал его родственник (родственники)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если заказчик является госорганом, в целях соблюдения антикоррупционного законодательства ему необходимо утвердить ряд документов.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если заказчик является госорганом, в целях соблюдения антикоррупционного законодательства ему необходимо утвердить ряд документов.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Несмотря на это, в некоторых случаях требуется вмешательство прокурора с требованием уволить служащего с формулировкой "утрата доверия", а не просто применить иную меру дисциплинарного воздействия, расторгнуть контракт, провести проверку соблюдения антикоррупционного законодательства.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Несмотря на это, в некоторых случаях требуется вмешательство прокурора с требованием уволить служащего с формулировкой "утрата доверия", а не просто применить иную меру дисциплинарного воздействия, расторгнуть контракт, провести проверку соблюдения антикоррупционного законодательства.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2024 N 296
"Об утверждении Плана противодействия коррупции в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации на 2025 - 2028 годы"3. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при использовании бюджетных средств, государственного имущества, ресурсов, а также при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в Судебном департаменте
"Об утверждении Плана противодействия коррупции в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации на 2025 - 2028 годы"3. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при использовании бюджетных средств, государственного имущества, ресурсов, а также при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в Судебном департаменте
Приказ Росрыболовства от 12.08.2025 N 474
"Об утверждении плана противодействия коррупции в Федеральном агентстве по рыболовству на 2025 - 2028 годы"2. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при использовании бюджетных средств, государственного имущества, ресурсов, а также при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в Росрыболовстве
"Об утверждении плана противодействия коррупции в Федеральном агентстве по рыболовству на 2025 - 2028 годы"2. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при использовании бюджетных средств, государственного имущества, ресурсов, а также при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в Росрыболовстве
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Проблемы обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства тесным образом связаны с вопросами ответственности за коррупционные правонарушения. Кроме того, предотвращение коррупционных правонарушений в некоторых случаях напрямую увязывается с совершенствованием мер ответственности за их совершение. В этой связи в каждой стране проводится целый комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией посредством относительно "мягких", но в то же время эффективных санкций, прежде всего мер дисциплинарной ответственности. Сегодня уже можно с уверенностью говорить, что именно дисциплинарная ответственность применяется наиболее часто, в том числе и посредством увольнения государственных служащих в связи с утратой ими доверия. Так, согласно статистике Минтруда, за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено в территориальных органах к дисциплинарной ответственности 1 274 государственных служащих, к административной - 41 человек, к уголовной - 4 человека <1>.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Проблемы обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства тесным образом связаны с вопросами ответственности за коррупционные правонарушения. Кроме того, предотвращение коррупционных правонарушений в некоторых случаях напрямую увязывается с совершенствованием мер ответственности за их совершение. В этой связи в каждой стране проводится целый комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией посредством относительно "мягких", но в то же время эффективных санкций, прежде всего мер дисциплинарной ответственности. Сегодня уже можно с уверенностью говорить, что именно дисциплинарная ответственность применяется наиболее часто, в том числе и посредством увольнения государственных служащих в связи с утратой ими доверия. Так, согласно статистике Минтруда, за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено в территориальных органах к дисциплинарной ответственности 1 274 государственных служащих, к административной - 41 человек, к уголовной - 4 человека <1>.
Статья: Становление и развитие службы конвоирования уголовно-исполнительной системы Российского государства
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Усиление контроля со стороны руководства подразделений УИС по конвоированию также сможет принести положительный результат в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства во вверенном им подразделении.
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Усиление контроля со стороны руководства подразделений УИС по конвоированию также сможет принести положительный результат в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства во вверенном им подразделении.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Введение в Российской Федерации реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, обусловлено необходимостью существования единой информационной базы данных, содержащей сведения об указанных лицах, что значительно затрудняет сокрытие информации о факте их увольнения по коррупционным основаниям. Данная информация носит публичный характер и может быть учтена новым работодателем при принятии кадрового решения о соблюдении антикоррупционного законодательства кандидатом, претендующим на государственную и муниципальную службу.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Введение в Российской Федерации реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, обусловлено необходимостью существования единой информационной базы данных, содержащей сведения об указанных лицах, что значительно затрудняет сокрытие информации о факте их увольнения по коррупционным основаниям. Данная информация носит публичный характер и может быть учтена новым работодателем при принятии кадрового решения о соблюдении антикоррупционного законодательства кандидатом, претендующим на государственную и муниципальную службу.
Статья: Правовые технологии противодействия коррупции
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Немаловажным является и осуществление общественного мониторинга, общественной проверки соблюдения антикоррупционного законодательства органами публичной власти и организациями, обнародование результатов контроля на интернет-сайтах, в средствах массовой информации, а также при необходимости информирование компетентных государственных органов.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Немаловажным является и осуществление общественного мониторинга, общественной проверки соблюдения антикоррупционного законодательства органами публичной власти и организациями, обнародование результатов контроля на интернет-сайтах, в средствах массовой информации, а также при необходимости информирование компетентных государственных органов.
Статья: Противодействие коррупции: социальный и правовой аспекты
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 4)Эти государства ратифицируют международные договоры, следуя логике уместности, а не логике последствий. Благодаря Конвенции ООН против коррупции (далее - UNCAC) многие страны официально приняли этический универсализм в качестве нормы. Тем не менее UNCAC является очень требовательным к реализации документом, и он требует последующего наблюдения. Необходимо комплексное исследование, которое будет систематически отображать и анализировать все обстоятельства, имеющие место при реализации положений международной антикоррупционной базы, особенно в области мониторинга и обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 4)Эти государства ратифицируют международные договоры, следуя логике уместности, а не логике последствий. Благодаря Конвенции ООН против коррупции (далее - UNCAC) многие страны официально приняли этический универсализм в качестве нормы. Тем не менее UNCAC является очень требовательным к реализации документом, и он требует последующего наблюдения. Необходимо комплексное исследование, которое будет систематически отображать и анализировать все обстоятельства, имеющие место при реализации положений международной антикоррупционной базы, особенно в области мониторинга и обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства.
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Следующий принцип - анализ соблюдения антикоррупционного законодательства, требований к декларированию доходов и имущества, правил этического поведения и других нормативных актов.
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Следующий принцип - анализ соблюдения антикоррупционного законодательства, требований к декларированию доходов и имущества, правил этического поведения и других нормативных актов.
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Важным этапом на пути развития общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства следует назвать издание Указа Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 "О национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" <9>, в соответствии с которым Правительству РФ поручено подготовить предложения по совершенствованию взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих противодействие коррупции в пределах своих полномочий, с субъектами общественного контроля.
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Важным этапом на пути развития общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства следует назвать издание Указа Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 "О национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" <9>, в соответствии с которым Правительству РФ поручено подготовить предложения по совершенствованию взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих противодействие коррупции в пределах своих полномочий, с субъектами общественного контроля.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)С другой стороны, следует согласиться с рядом авторов, что реестр лиц в основном носит информационный, предупредительный характер. Это проистекает из цели создания реестра - информирование потенциальных новых работодателей бывшего государственного и муниципального служащего о совершении им коррупционного правонарушения по предыдущему месту работы <149>. Создание реестра лиц способствует получению кадровыми работниками достоверной информации о соблюдении антикоррупционного законодательства кандидатом, претендующим на государственную и муниципальную службу.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)С другой стороны, следует согласиться с рядом авторов, что реестр лиц в основном носит информационный, предупредительный характер. Это проистекает из цели создания реестра - информирование потенциальных новых работодателей бывшего государственного и муниципального служащего о совершении им коррупционного правонарушения по предыдущему месту работы <149>. Создание реестра лиц способствует получению кадровыми работниками достоверной информации о соблюдении антикоррупционного законодательства кандидатом, претендующим на государственную и муниципальную службу.
Статья: Выполнение субъектами права принципов ESG в области корпоративного управления
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)В литературе отмечается также, что антикоррупционный комплаенс может рассматриваться функционально: как набор средств и способов выявления а) необходимых законодательных и нормативных требований, б) заслуживающей внимания практики реализации указанных принципов в деятельности иных предприятий, в) новых способов контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства <22>. С этих позиций антикоррупционный комплаенс - это системная совокупность приемов, способов и средств по обеспечению соответствия деятельности организации принципам устойчивого развития, выражающимся в числе прочего в императивных нормах права, иным обязательным для исполнения документам регуляторов, а также создание внутри организации механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)В литературе отмечается также, что антикоррупционный комплаенс может рассматриваться функционально: как набор средств и способов выявления а) необходимых законодательных и нормативных требований, б) заслуживающей внимания практики реализации указанных принципов в деятельности иных предприятий, в) новых способов контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства <22>. С этих позиций антикоррупционный комплаенс - это системная совокупность приемов, способов и средств по обеспечению соответствия деятельности организации принципам устойчивого развития, выражающимся в числе прочего в императивных нормах права, иным обязательным для исполнения документам регуляторов, а также создание внутри организации механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.
Статья: Формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов ведения частного бизнеса в ракурсе международного и внутригосударственного права
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 6)Существенный массив антикоррупционных стандартов для бизнеса имеет силу "мягкого права". Это международные стандарты и руководящие принципы, опубликованные различными заинтересованными сторонами, которые обобщают лучшие практики в области соблюдения антикоррупционного законодательства, описывают общие рамки антикоррупционной комплаенс-программы, содержат много полезной практической информации в данной сфере. Такие стандарты (руководящие принципы) принимаются межправительственными организациями и органами (UNODC 2013, ОЭСР 2016, ICC 2015, WEF 2013, TI 2013, ISO 37001 2016 и др.), различаются в зависимости от сферы применения: общие стандарты и руководящие принципы содержат положения о борьбе с коррупцией, комплаенс-программы в целом адресованы, как правило, всем типам организаций, например руководство Вольфсбергской группы <7> предназначено для финансовых учреждений.
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 6)Существенный массив антикоррупционных стандартов для бизнеса имеет силу "мягкого права". Это международные стандарты и руководящие принципы, опубликованные различными заинтересованными сторонами, которые обобщают лучшие практики в области соблюдения антикоррупционного законодательства, описывают общие рамки антикоррупционной комплаенс-программы, содержат много полезной практической информации в данной сфере. Такие стандарты (руководящие принципы) принимаются межправительственными организациями и органами (UNODC 2013, ОЭСР 2016, ICC 2015, WEF 2013, TI 2013, ISO 37001 2016 и др.), различаются в зависимости от сферы применения: общие стандарты и руководящие принципы содержат положения о борьбе с коррупцией, комплаенс-программы в целом адресованы, как правило, всем типам организаций, например руководство Вольфсбергской группы <7> предназначено для финансовых учреждений.