Снятие почвенного слоя
Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие почвенного слоя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)...Выводы суда первой инстанции о том, что, ликвидируя разлив нефтепродуктов путем снятия плодородного слоя почвы, Общество действовало не в состоянии крайней необходимости, а в нарушение требования действующего законодательства, признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
(КонсультантПлюс, 2025)...Выводы суда первой инстанции о том, что, ликвидируя разлив нефтепродуктов путем снятия плодородного слоя почвы, Общество действовало не в состоянии крайней необходимости, а в нарушение требования действующего законодательства, признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8.6 "Порча земель" КоАП РФ"Исходя из диспозиции части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных выше положений Земельного кодекса Российской Федерации, законодательства об охране окружающей среды самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли, а самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квалификация незаконной разработки недр
(Винокуров В.Н., Грамматчиков М.В., Федорова Е.А.)
("Современное право", 2021, N 3)Вложение труда как критерий отнесения объектов природы к имуществу выражается в выработке штольни или снятии почвенного слоя для получения доступа к ним. Так, действия охранника старательской артели К. и Г., которые самовольно добыли на территории прииска 9 534,05 кг золота и присвоили его, обоснованно были квалифицированы как хищение <2>.
(Винокуров В.Н., Грамматчиков М.В., Федорова Е.А.)
("Современное право", 2021, N 3)Вложение труда как критерий отнесения объектов природы к имуществу выражается в выработке штольни или снятии почвенного слоя для получения доступа к ним. Так, действия охранника старательской артели К. и Г., которые самовольно добыли на территории прииска 9 534,05 кг золота и присвоили его, обоснованно были квалифицированы как хищение <2>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь представления статистической отчетности на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма N 2-ТП (рекультивация), ОКУД 0609015)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма N 2-ТП (рекультивация), ОКУД 0609015)
Справочная информация: "Формы федерального статистического наблюдения и иные статистические формы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции удовлетворили иск министерства в части, отказав во встречном иске предпринимателю. Суды констатировали факт ненадлежащего исполнения ответчиком как арендатором обязательств по внесению арендных платежей по договору аренды от 11.09.2020 N 20-02а-003. В связи с наличием долга по арендной плате в заявленный период суды удовлетворили требование о взыскании договорной неустойки, произведя перерасчет, с учетом моратория, введенного постановлением N 497, которая составила 818 837 рублей 20 копеек с 03.05.2021 по 31.04.2023. В части расторжения договора аренды суды руководствовались положениями статей 450, 619 Гражданского кодекса, указав на длительную просрочку по оплате аренды (более двух раз подряд), а также факт освоения лесного участка в отсутствие положительного заключения проекта освоения лесов, выразившийся в возведении новых строений, снятии почвенного слоя и незаконной вырубке лесных насаждений, что свидетельствует о существенном нарушении договорных обязательств и влечет расторжение договора аренды, возложение на предпринимателя обязанности снести (демонтировать) все строения и сооружения, освободить участок и вернуть министерству; также присуждена судебная неустойка на случай просрочки возврата. Расчет вреда, причиненного лесному фонду, в размере 258 133 рублей, проверен и признан судами арифметически верным. Требования в части возложения на предпринимателя обязанности провести мероприятия по рекультивации земель оставлены без удовлетворения, поскольку договором аренды не предусмотрено, что возврату лесного участка предшествует проведение рекультивации. При разрешении спора суды учли, что предприниматель на систематической и профессиональной основе является пользователем лесов в Геленджикском лесничестве и является неисправным арендатором, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А32-60025/2021, А32-414521/2023, А32-414521/2023..."
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции удовлетворили иск министерства в части, отказав во встречном иске предпринимателю. Суды констатировали факт ненадлежащего исполнения ответчиком как арендатором обязательств по внесению арендных платежей по договору аренды от 11.09.2020 N 20-02а-003. В связи с наличием долга по арендной плате в заявленный период суды удовлетворили требование о взыскании договорной неустойки, произведя перерасчет, с учетом моратория, введенного постановлением N 497, которая составила 818 837 рублей 20 копеек с 03.05.2021 по 31.04.2023. В части расторжения договора аренды суды руководствовались положениями статей 450, 619 Гражданского кодекса, указав на длительную просрочку по оплате аренды (более двух раз подряд), а также факт освоения лесного участка в отсутствие положительного заключения проекта освоения лесов, выразившийся в возведении новых строений, снятии почвенного слоя и незаконной вырубке лесных насаждений, что свидетельствует о существенном нарушении договорных обязательств и влечет расторжение договора аренды, возложение на предпринимателя обязанности снести (демонтировать) все строения и сооружения, освободить участок и вернуть министерству; также присуждена судебная неустойка на случай просрочки возврата. Расчет вреда, причиненного лесному фонду, в размере 258 133 рублей, проверен и признан судами арифметически верным. Требования в части возложения на предпринимателя обязанности провести мероприятия по рекультивации земель оставлены без удовлетворения, поскольку договором аренды не предусмотрено, что возврату лесного участка предшествует проведение рекультивации. При разрешении спора суды учли, что предприниматель на систематической и профессиональной основе является пользователем лесов в Геленджикском лесничестве и является неисправным арендатором, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А32-60025/2021, А32-414521/2023, А32-414521/2023..."
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельным участком как объектом права собственности признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи; согласно ст. 261 ГК РФ объектом, на который распространяются права собственности собственника земельного участка, является почва, выступающая в то же время компонентом окружающей среды, подлежащим публичной охране со стороны государства. В почве выделяются плодородный слой, потенциально-плодородный слой, иные слои и потенциально-плодородные породы <1>. В случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, почвенные слои могут быть сняты, перемещены и складированы; нарушенные земли подлежат восстановлению - рекультивации, предусматривающей нанесение плодородного слоя почвы, определяемого как искусственно созданный рекультивационный слой <2>. В технической литературе процесс улучшения малопродуктивных земель и угодий определяется как землевание - комплекс работ по снятию, транспортированию и нанесению плодородного слоя почвы и (или) потенциально-плодородных пород <3>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельным участком как объектом права собственности признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи; согласно ст. 261 ГК РФ объектом, на который распространяются права собственности собственника земельного участка, является почва, выступающая в то же время компонентом окружающей среды, подлежащим публичной охране со стороны государства. В почве выделяются плодородный слой, потенциально-плодородный слой, иные слои и потенциально-плодородные породы <1>. В случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, почвенные слои могут быть сняты, перемещены и складированы; нарушенные земли подлежат восстановлению - рекультивации, предусматривающей нанесение плодородного слоя почвы, определяемого как искусственно созданный рекультивационный слой <2>. В технической литературе процесс улучшения малопродуктивных земель и угодий определяется как землевание - комплекс работ по снятию, транспортированию и нанесению плодородного слоя почвы и (или) потенциально-плодородных пород <3>.
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<10> См.: Игнатьева И.А. Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы // Экологическое право. 2024. N 2. С. 16 - 21.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<10> См.: Игнатьева И.А. Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы // Экологическое право. 2024. N 2. С. 16 - 21.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)При возложении судом на землепользователя обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде снятием плодородного слоя почвы до перевода участка в другую категорию, должны быть установлены и оценены неблагоприятные последствия допущенного нарушения для окружающей среды, в том числе с учетом перспектив использования как самого земельного участка, так и снятого слоя почвы для нужд сельского хозяйства.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)При возложении судом на землепользователя обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде снятием плодородного слоя почвы до перевода участка в другую категорию, должны быть установлены и оценены неблагоприятные последствия допущенного нарушения для окружающей среды, в том числе с учетом перспектив использования как самого земельного участка, так и снятого слоя почвы для нужд сельского хозяйства.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.