Снятие опеки по заявлению родителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие опеки по заявлению родителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В Определении СКГД ВС России от 11 февраля 2014 г. N 4-КГ13-36 <205> изложена правовая позиция, согласно которой преимущественное право родителей на воспитание детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК РФ) не подразумевает, что обращение родителя в ООиП с заявлением о прекращении опеки над его ребенком должно во всяком случае повлечь освобождение опекуна, назначенного в соответствии с законом, от исполнения им своих обязанностей. Как указано при этом, в соответствии со ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В Определении СКГД ВС России от 11 февраля 2014 г. N 4-КГ13-36 <205> изложена правовая позиция, согласно которой преимущественное право родителей на воспитание детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК РФ) не подразумевает, что обращение родителя в ООиП с заявлением о прекращении опеки над его ребенком должно во всяком случае повлечь освобождение опекуна, назначенного в соответствии с законом, от исполнения им своих обязанностей. Как указано при этом, в соответствии со ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Вместе с тем обнаружился важный аспект применения ст. 77 СК РФ - Верховный Суд РФ указал на последствия административного отобрания: принятие соответствующего акта "влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей)" (п. 31), фактически дополняя этой установкой СК РФ. Тем самым применение административной процедуры лишает титульных воспитателей важнейшей составляющей их права на воспитание ребенка - возможности личного общения с ребенком, что, на наш взгляд, прямо противоречит ст. 9 Конвенции о правах ребенка, требующей, как общее правило, сохранения регулярного межличностного общения ребенка и родителя даже при их судебном разлучении. Очевидно, что при таком варианте развития событий, на практике нередко отягощенном различными необоснованными бюрократическими заморочками, период отсутствия личных контактов психологически, да и физически, крайне отрицательно сказывается прежде всего на самом ребенке, привязанном к своим родителям, какими плохими они бы ни казались работникам органа опеки или какими плохими бы они ни оказались, особенно в ситуации необоснованных отобраний. Лишение родителя и ребенка важнейшего права межличностного общения вследствие административного отобрания прямо не предусмотрено ст. 77 СК РФ и не закреплено среди полномочий органа опеки.
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Вместе с тем обнаружился важный аспект применения ст. 77 СК РФ - Верховный Суд РФ указал на последствия административного отобрания: принятие соответствующего акта "влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей)" (п. 31), фактически дополняя этой установкой СК РФ. Тем самым применение административной процедуры лишает титульных воспитателей важнейшей составляющей их права на воспитание ребенка - возможности личного общения с ребенком, что, на наш взгляд, прямо противоречит ст. 9 Конвенции о правах ребенка, требующей, как общее правило, сохранения регулярного межличностного общения ребенка и родителя даже при их судебном разлучении. Очевидно, что при таком варианте развития событий, на практике нередко отягощенном различными необоснованными бюрократическими заморочками, период отсутствия личных контактов психологически, да и физически, крайне отрицательно сказывается прежде всего на самом ребенке, привязанном к своим родителям, какими плохими они бы ни казались работникам органа опеки или какими плохими бы они ни оказались, особенно в ситуации необоснованных отобраний. Лишение родителя и ребенка важнейшего права межличностного общения вследствие административного отобрания прямо не предусмотрено ст. 77 СК РФ и не закреплено среди полномочий органа опеки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий (гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне"), а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий (гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне"), а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"31. Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"31. Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
Статья: Правовое регулирование наследования усыновленными лицами: спорные вопросы
(Тихомирова Е.А.)
("Наследственное право", 2024, N 1)Отмена усыновления может быть инициирована самими усыновителями или соответствующими органами, например органами опеки или суда.
(Тихомирова Е.А.)
("Наследственное право", 2024, N 1)Отмена усыновления может быть инициирована самими усыновителями или соответствующими органами, например органами опеки или суда.
Ситуация: Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для бесплатного предоставления земельных участков в Московской области под многодетной семьей понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке (далее - супруги), либо мать или отец, не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокая мать (отец)), и их трое и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) до достижения старшим ребенком из трех младших детей возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения. Не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, дети, в отношении которых отменено усыновление, а также дети, находящиеся под опекой и попечительством или в приемных семьях (ст. ст. 1, 2 Закона N 73/2011-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для бесплатного предоставления земельных участков в Московской области под многодетной семьей понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке (далее - супруги), либо мать или отец, не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокая мать (отец)), и их трое и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) до достижения старшим ребенком из трех младших детей возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения. Не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, дети, в отношении которых отменено усыновление, а также дети, находящиеся под опекой и попечительством или в приемных семьях (ст. ст. 1, 2 Закона N 73/2011-ОЗ).
Ситуация: Можно ли отменить усыновление и как это сделать?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Истцами по искам об отмене усыновления могут выступать органы опеки и попечительства, прокурор, родители несовершеннолетнего, если они не лишены родительских прав, сам ребенок, достигший возраста 14 лет, усыновитель (п. 1 ст. 71, ст. 142 СК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Истцами по искам об отмене усыновления могут выступать органы опеки и попечительства, прокурор, родители несовершеннолетнего, если они не лишены родительских прав, сам ребенок, достигший возраста 14 лет, усыновитель (п. 1 ст. 71, ст. 142 СК РФ).
Статья: Отмена усыновления (удочерения): правовая природа, основания, порядок и правовые последствия
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)В соответствии с п. 1 ст. 140 СК РФ отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ подобные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, причем они подсудны именно районным судам (ст. 23 ГПК РФ). В силу прямого указания ст. 142 СК РФ круг истцов по делам об отмене усыновления определен исчерпывающе: это родители усыновленного, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор. Чаще всего иск предъявляется к усыновителям, соответственно, по адресу их проживания. В случаях подачи заявления усыновителями ответчиком выступает усыновленный, чьи интересы будет представлять орган опеки и попечительства или прокурор. Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора (ст. 142 СК РФ), процессуальное положение которых выражается необходимостью выступления в процессе с заключением о целесообразности или нецелесообразности отмены усыновления. При этом при составлении указанного заключения, и особенно его резолютивной части, и представитель органов опеки и попечительства, и прокурор должны руководствоваться исключительно интересами ребенка.
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)В соответствии с п. 1 ст. 140 СК РФ отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ подобные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, причем они подсудны именно районным судам (ст. 23 ГПК РФ). В силу прямого указания ст. 142 СК РФ круг истцов по делам об отмене усыновления определен исчерпывающе: это родители усыновленного, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор. Чаще всего иск предъявляется к усыновителям, соответственно, по адресу их проживания. В случаях подачи заявления усыновителями ответчиком выступает усыновленный, чьи интересы будет представлять орган опеки и попечительства или прокурор. Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора (ст. 142 СК РФ), процессуальное положение которых выражается необходимостью выступления в процессе с заключением о целесообразности или нецелесообразности отмены усыновления. При этом при составлении указанного заключения, и особенно его резолютивной части, и представитель органов опеки и попечительства, и прокурор должны руководствоваться исключительно интересами ребенка.