Снятие административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47 "Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью" УК РФ"Статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, примененная судом кассационной инстанции, также не содержит норм, регулирующих вопросы административного надзора. Следовательно, у кассационного суда отсутствовали правовые основания для применения по настоящему административному делу положений уголовного законодательства об исполнении наказания и о порядке погашения и снятия судимости."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы""Разрешая заявленные требования, устанавливая административный надзор в отношении Л. и административные ограничения, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что Л. имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, что свидетельствует о наличии предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" основания для установления административного надзора в отношении Л. в обязательном порядке на срок погашения судимости, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Помимо налоговой нагрузки и упрощения взаимодействия бизнес-среды и государственных институтов, в 2021 г. был сделан важный шаг: оптимизирован порядок осуществления государственного контроля (надзора). С 1 июля 2021 г. действует Единый реестр видов государственного контроля (надзора), что будет способствовать снятию излишних административных барьеров. Новый закон о государственном контроле (надзоре) среди основных принципов правового регулирования называет стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, оперативность проведения контрольных мероприятий <26>. Для достижения целей долгосрочного экономического развития насущной необходимостью является, с одной стороны, упрощение порядка лицензирования и иных процедур, требующихся для работы юридических лиц, а с другой, - осуществление контрольных мероприятий, направленных на обеспечение ее соответствия действующему законодательству. В связи с этим организации, стремящиеся к работе в рамках правового поля, получили гарантии защиты от избыточного администрирования их деятельности со стороны государства.
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Помимо налоговой нагрузки и упрощения взаимодействия бизнес-среды и государственных институтов, в 2021 г. был сделан важный шаг: оптимизирован порядок осуществления государственного контроля (надзора). С 1 июля 2021 г. действует Единый реестр видов государственного контроля (надзора), что будет способствовать снятию излишних административных барьеров. Новый закон о государственном контроле (надзоре) среди основных принципов правового регулирования называет стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, оперативность проведения контрольных мероприятий <26>. Для достижения целей долгосрочного экономического развития насущной необходимостью является, с одной стороны, упрощение порядка лицензирования и иных процедур, требующихся для работы юридических лиц, а с другой, - осуществление контрольных мероприятий, направленных на обеспечение ее соответствия действующему законодательству. В связи с этим организации, стремящиеся к работе в рамках правового поля, получили гарантии защиты от избыточного администрирования их деятельности со стороны государства.
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)В этой связи целесообразно дополнить действующее законодательство нормами, которые закрепляли бы на определенном месте работы лиц после отбытия ими наказания в виде лишения свободы на период, пока судимость не снята или не погашена. Это должно касаться в первую очередь лиц, находящихся под административным надзором, а также тех категорий судимых, у которых утрачены трудовые навыки, межличностная коммуникабельность работы в коллективах.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)В этой связи целесообразно дополнить действующее законодательство нормами, которые закрепляли бы на определенном месте работы лиц после отбытия ими наказания в виде лишения свободы на период, пока судимость не снята или не погашена. Это должно касаться в первую очередь лиц, находящихся под административным надзором, а также тех категорий судимых, у которых утрачены трудовые навыки, межличностная коммуникабельность работы в коллективах.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Статья 9. Прекращение административного надзора
(ред. от 06.04.2024)
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Статья 9. Прекращение административного надзора
Статья: Основные направления совместных научных исследований МВД России и ФСИН России в сфере оперативно-розыскной деятельности
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)2) судебного решения об установлении в отношении лица административного надзора (на весь период его осуществления);
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)2) судебного решения об установлении в отношении лица административного надзора (на весь период его осуществления);
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть выше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Указанным лицам административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (ч. 2.1 ст. 3, п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть выше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Указанным лицам административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (ч. 2.1 ст. 3, п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре).
Статья: Некоторые вопросы, возникающие в связи с рассмотрением материала о снятии судимости с осужденного
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
Статья: Порядок выявления и перемещения (эвакуации) брошенного, бесхозяйного и (или) разукомплектованного автотранспорта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предписания органов административно-технического надзора;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предписания органов административно-технического надзора;
Статья: Сущность уголовно-правового воздействия
(Хохлов А.В.)
("Современное право", 2025, N 2)На постпенитенциарной стадии уголовно-правовое воздействие осуществляется на психоэмоциональном уровне за счет ограничения прав в свободе передвижения и посещения определенных мест без специального разрешения ввиду возможного наличия последствий применения института административного надзора и последствий, определяемых институтом судимости. Именно с окончанием действия негативных для личности последствий, т.е. в связи с погашением или снятием судимости, мы связываем окончание уголовно-правового воздействия и, как следствие, регулирование общественных отношений. Таким образом, регулирование общественных отношений, т.е. их упорядочивание, напрямую зависит от устранения последствий совершения преступных деяний. Однако как быть, когда эти последствия устранить не представляется возможным частично или полностью? Данные обстоятельства являются характерными для уголовного права в отличие от других отраслей, и этот вопрос дискуссионный. Полагаем, что регулирование достигнуто, так как "исчерпаны" возможности применения мер уголовно-правового характера, и в связи с погашением или снятием судимости исчезает сама возможность оказания уголовно-правового воздействия, которое продолжается в рамках иных социальных институтов.
(Хохлов А.В.)
("Современное право", 2025, N 2)На постпенитенциарной стадии уголовно-правовое воздействие осуществляется на психоэмоциональном уровне за счет ограничения прав в свободе передвижения и посещения определенных мест без специального разрешения ввиду возможного наличия последствий применения института административного надзора и последствий, определяемых институтом судимости. Именно с окончанием действия негативных для личности последствий, т.е. в связи с погашением или снятием судимости, мы связываем окончание уголовно-правового воздействия и, как следствие, регулирование общественных отношений. Таким образом, регулирование общественных отношений, т.е. их упорядочивание, напрямую зависит от устранения последствий совершения преступных деяний. Однако как быть, когда эти последствия устранить не представляется возможным частично или полностью? Данные обстоятельства являются характерными для уголовного права в отличие от других отраслей, и этот вопрос дискуссионный. Полагаем, что регулирование достигнуто, так как "исчерпаны" возможности применения мер уголовно-правового характера, и в связи с погашением или снятием судимости исчезает сама возможность оказания уголовно-правового воздействия, которое продолжается в рамках иных социальных институтов.