Снижение уровня бедности
Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение уровня бедности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о содействии занятости и сокращению уровня бедности инвалидов
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы занятости среди трудоспособных инвалидов, анализу имеющихся мер содействия занятости для данной группы населения, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также оценивается степень их эффективности в контексте достижения поставленных целей и задач в документах стратегического планирования. Исследуются вызовы и трудности, возникающие при реализации указанных мер, предлагаются механизмы по их совершенствованию. Особое значение придается необходимости развития адресных мер поддержки безработных с учетом опыта региональных органов власти. Кроме того, отдельное внимание уделено материальному положению инвалидов и мерам, направленным на снижение уровня бедности и обеспечение достойного уровня жизни в соответствии с гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы занятости среди трудоспособных инвалидов, анализу имеющихся мер содействия занятости для данной группы населения, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также оценивается степень их эффективности в контексте достижения поставленных целей и задач в документах стратегического планирования. Исследуются вызовы и трудности, возникающие при реализации указанных мер, предлагаются механизмы по их совершенствованию. Особое значение придается необходимости развития адресных мер поддержки безработных с учетом опыта региональных органов власти. Кроме того, отдельное внимание уделено материальному положению инвалидов и мерам, направленным на снижение уровня бедности и обеспечение достойного уровня жизни в соответствии с гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.
Статья: Идея социального партнерства в социоэкономической парадигме Конституции России
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В рамках такого подхода конституционная идея социального партнерства предстает как принцип, направленный на обеспечение согласования и сотрудничества между структурами крупнейших социетальных систем - властью, бизнесом и некоммерческим сектором <29> по актуальным проблемам устойчивого развития общества и государства (снижение уровня бедности, рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды, доступ к новым технологиям и др.). Социальными партнерами выступают институты публичной власти (первый сектор), объединения предпринимателей (второй сектор) и некоммерческие, негосударственные организации третьего сектора.
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В рамках такого подхода конституционная идея социального партнерства предстает как принцип, направленный на обеспечение согласования и сотрудничества между структурами крупнейших социетальных систем - властью, бизнесом и некоммерческим сектором <29> по актуальным проблемам устойчивого развития общества и государства (снижение уровня бедности, рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды, доступ к новым технологиям и др.). Социальными партнерами выступают институты публичной власти (первый сектор), объединения предпринимателей (второй сектор) и некоммерческие, негосударственные организации третьего сектора.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20
(ред. от 10.03.2025)
"Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"осуществления мер, направленных на снижение уровня бедности;
(ред. от 10.03.2025)
"Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"осуществления мер, направленных на снижение уровня бедности;
Статья: К вопросу о качестве "регуляторной гильотины" (на примере лицензионных требований)
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Из международного опыта известно, что подобные проекты дерегулирования при их успешном исходе должны приводить к сокращению издержек бизнеса, росту инвестиционной активности, появлению дополнительных рабочих мест <6> и, как следствие, снижению уровня бедности <7>. Например, по подсчетам П.Н. Павлова, упразднение 10% требований в рамках "регуляторной гильотины" может способствовать выходу из состояния бедности в России порядка 1,1 - 1,4 млн человек <8>. Политические заявления, сделанные на Гайдаровском экономическом форуме <9> и Петербургском международном экономическом форуме <10>, также давали основания полагать, что в результате реализации "гильотины" издержки на соблюдение обязательных требований должны сократиться вследствие их упрощения.
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Из международного опыта известно, что подобные проекты дерегулирования при их успешном исходе должны приводить к сокращению издержек бизнеса, росту инвестиционной активности, появлению дополнительных рабочих мест <6> и, как следствие, снижению уровня бедности <7>. Например, по подсчетам П.Н. Павлова, упразднение 10% требований в рамках "регуляторной гильотины" может способствовать выходу из состояния бедности в России порядка 1,1 - 1,4 млн человек <8>. Политические заявления, сделанные на Гайдаровском экономическом форуме <9> и Петербургском международном экономическом форуме <10>, также давали основания полагать, что в результате реализации "гильотины" издержки на соблюдение обязательных требований должны сократиться вследствие их упрощения.
Статья: Оценочные понятия как часть понятийного аппарата права социального обеспечения и их влияние на эффективность норм законодательства о социальном обеспечении
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Искомая взаимосвязь оценочных понятий "бедность" и "нуждаемость" ярко выражена в содержании многих программных и стратегических документов России, в частности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400, где говорится о необходимости принятия комплексных мер по снижению уровня бедности и повышению общего уровня жизни населения, а также в Указах Президента РФ: от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Искомая взаимосвязь оценочных понятий "бедность" и "нуждаемость" ярко выражена в содержании многих программных и стратегических документов России, в частности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400, где говорится о необходимости принятия комплексных мер по снижению уровня бедности и повышению общего уровня жизни населения, а также в Указах Президента РФ: от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Учитывая современную социально-политическую, социально-экономическую ситуацию, можно констатировать, что относительно благополучные годы развития нашего государства остались в недавнем прошлом, однако программа преодоления бедности, к сожалению, так и не была разработана и принята к безусловному исполнению, поэтому данные вопросы на системной основе не решались. Тем не менее, несмотря на отсутствие четко поставленной цели, ориентированной на преодоление бедности населения, эта повестка так или иначе присутствует в социально-правовой политике государства. Для подтверждения данного тезиса достаточно обратиться к Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <1>, в котором среди национальных целей развития страны предусматривается такое направление, как снижение уровня бедности в два раза. В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <2> предусмотрен ряд целевых показателей достижения национальных целей, среди них - снижение уровня бедности к указанному сроку вдвое по сравнению с 2017 годом.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Учитывая современную социально-политическую, социально-экономическую ситуацию, можно констатировать, что относительно благополучные годы развития нашего государства остались в недавнем прошлом, однако программа преодоления бедности, к сожалению, так и не была разработана и принята к безусловному исполнению, поэтому данные вопросы на системной основе не решались. Тем не менее, несмотря на отсутствие четко поставленной цели, ориентированной на преодоление бедности населения, эта повестка так или иначе присутствует в социально-правовой политике государства. Для подтверждения данного тезиса достаточно обратиться к Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <1>, в котором среди национальных целей развития страны предусматривается такое направление, как снижение уровня бедности в два раза. В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <2> предусмотрен ряд целевых показателей достижения национальных целей, среди них - снижение уровня бедности к указанному сроку вдвое по сравнению с 2017 годом.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В 2018 г. Президентом были сформулированы национальные цели развития страны, одна из которых заключалась в снижении уровня бедности с 13,2 до 6,6% к 2024 г. В 2020 г. национальные цели были уточнены, и срок достижения этой цели был отнесен к 2030 г. (см. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"). Таким образом, решение проблемы бедности перенесено на многие годы вперед.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В 2018 г. Президентом были сформулированы национальные цели развития страны, одна из которых заключалась в снижении уровня бедности с 13,2 до 6,6% к 2024 г. В 2020 г. национальные цели были уточнены, и срок достижения этой цели был отнесен к 2030 г. (см. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"). Таким образом, решение проблемы бедности перенесено на многие годы вперед.
Статья: Правовой режим бюджетных вложений в инвестиционные проекты
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Национальные проекты и федеральные адресные инвестиционные программы. На современном этапе развития экономики и общества одним из приоритетных направлений государственной политики становится инициатива по разработке и внедрению национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ. Эти программы имеют целью усиление экономического роста в России, снижение уровня бедности и повышение качества жизни граждан.
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Национальные проекты и федеральные адресные инвестиционные программы. На современном этапе развития экономики и общества одним из приоритетных направлений государственной политики становится инициатива по разработке и внедрению национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ. Эти программы имеют целью усиление экономического роста в России, снижение уровня бедности и повышение качества жизни граждан.
Статья: Категория обеспечения потребности для выполнения семьей ее экономической функции (на примере алиментирования)
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В настоящее время существует немало научных исследований в области качества жизни. Категория качества жизни рассматривается как с помощью объективных характеристик, так и с использованием субъективного подхода. По линии объективных характеристик используются расчетные показатели, а субъективный подход базируется на субъективном жизнеощущении <6>. Сами показатели, которые используются, имеют значение: стоимость жизни, инфраструктура, здоровье, культура и отдых, свобода и другие. Они свидетельствуют о понятии потребностей в широком их значении, не только с точки зрения материальных потребностей, но гораздо шире. В связи с чем необходимо обратить внимание и на соотношение категорий потребности и потребления. За относительно короткий промежуток времени Россия усвоила систему ценностей общества потребления. Российские граждане стали объектом мощной программы по внедрению в общество новых потребностей. Инструментами влияния здесь являются и средства массовой информации, и образование, и воспитание. Но также и право может являться регулятором сферы личного потребления через законодательную практику обеспечения формирования культуры потребления. Пока мерилом выступают ценности потребительной стоимости (что удовлетворяет потребностям) и меновой стоимости (на что хватает денег). Необходимо проводить работу по воздействию на основные факторы личного потребления (потребности и возможности их удовлетворения). Для этого формировать культуру понимания общественно необходимых потребностей. Такая работа пробуксовывает из-за бедности населения в нашей стране. "В России 23,6% детей в возрасте до 18 лет, по данным на 2019 год, проживало в малоимущих семьях, уровень доходов которых ниже величины прожиточного минимума" <7>. Цели, которые ставит сегодня государство перед российским обществом и перед собой, - это сохранение населения, здоровья и благополучия людей <8>. Для этого в числе прочего необходимо снижение уровня бедности <9>, подключение цифровой трансформации.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В настоящее время существует немало научных исследований в области качества жизни. Категория качества жизни рассматривается как с помощью объективных характеристик, так и с использованием субъективного подхода. По линии объективных характеристик используются расчетные показатели, а субъективный подход базируется на субъективном жизнеощущении <6>. Сами показатели, которые используются, имеют значение: стоимость жизни, инфраструктура, здоровье, культура и отдых, свобода и другие. Они свидетельствуют о понятии потребностей в широком их значении, не только с точки зрения материальных потребностей, но гораздо шире. В связи с чем необходимо обратить внимание и на соотношение категорий потребности и потребления. За относительно короткий промежуток времени Россия усвоила систему ценностей общества потребления. Российские граждане стали объектом мощной программы по внедрению в общество новых потребностей. Инструментами влияния здесь являются и средства массовой информации, и образование, и воспитание. Но также и право может являться регулятором сферы личного потребления через законодательную практику обеспечения формирования культуры потребления. Пока мерилом выступают ценности потребительной стоимости (что удовлетворяет потребностям) и меновой стоимости (на что хватает денег). Необходимо проводить работу по воздействию на основные факторы личного потребления (потребности и возможности их удовлетворения). Для этого формировать культуру понимания общественно необходимых потребностей. Такая работа пробуксовывает из-за бедности населения в нашей стране. "В России 23,6% детей в возрасте до 18 лет, по данным на 2019 год, проживало в малоимущих семьях, уровень доходов которых ниже величины прожиточного минимума" <7>. Цели, которые ставит сегодня государство перед российским обществом и перед собой, - это сохранение населения, здоровья и благополучия людей <8>. Для этого в числе прочего необходимо снижение уровня бедности <9>, подключение цифровой трансформации.
Статья: Право на достойное существование в прочтении юридической корпорации позднеимперской России
(Туманова А.С., Сафонов А.А.)
("Закон", 2024, N 12)В статье рассмотрено теоретическое содержание парных категорий "уровень жизни" и "качество жизни", выработанное в свете новейших исторических реконструкций данных концептов. Охарактеризованы трактовки права на достойное человеческое существование, предложенные русскими философами права В.С. Соловьевым, П.И. Новгородцевым и Б.А. Кистяковским. Показан практический вклад в разработку этого понятия лидеров юридических обществ. Обосновано, что в содержание исследуемой категории входили идеи сокращения продолжительности рабочего дня, снижения уровня бедности, безработицы и алкоголизма, введения социального страхования.
(Туманова А.С., Сафонов А.А.)
("Закон", 2024, N 12)В статье рассмотрено теоретическое содержание парных категорий "уровень жизни" и "качество жизни", выработанное в свете новейших исторических реконструкций данных концептов. Охарактеризованы трактовки права на достойное человеческое существование, предложенные русскими философами права В.С. Соловьевым, П.И. Новгородцевым и Б.А. Кистяковским. Показан практический вклад в разработку этого понятия лидеров юридических обществ. Обосновано, что в содержание исследуемой категории входили идеи сокращения продолжительности рабочего дня, снижения уровня бедности, безработицы и алкоголизма, введения социального страхования.
Статья: О совершенствовании социального контракта как правового средства развития семейного предпринимательства
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Гражданское право", 2023, N 3)<11> Орлова И.С. Социальный контракт как инструмент государственной политики по снижению уровня бедности // Управленческое консультирование. 2022. N 1 (157). С. 142.
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Гражданское право", 2023, N 3)<11> Орлова И.С. Социальный контракт как инструмент государственной политики по снижению уровня бедности // Управленческое консультирование. 2022. N 1 (157). С. 142.
Статья: Реформа института заработной платы в России: экзистенциальная необходимость в условиях существующих экономических ограничений
(Воронин Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" снижение уровня бедности в стране в два раза по сравнению с показателем 2017 г. является одним из приоритетов социально-экономической политики государства в обозначенный период <1>. По данным Росстата, в 2017 г. за чертой бедности находились 13,2% общего количества граждан страны. Таким образом, к 2030 г. уровень бедности необходимо снизить до 6,6% <2>. В качестве цели упомянутого президентского Указа обозначено "осуществление прорывного развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также раскрытие таланта каждого человека".
(Воронин Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" снижение уровня бедности в стране в два раза по сравнению с показателем 2017 г. является одним из приоритетов социально-экономической политики государства в обозначенный период <1>. По данным Росстата, в 2017 г. за чертой бедности находились 13,2% общего количества граждан страны. Таким образом, к 2030 г. уровень бедности необходимо снизить до 6,6% <2>. В качестве цели упомянутого президентского Указа обозначено "осуществление прорывного развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также раскрытие таланта каждого человека".
Статья: Эффективность государственного управления в сфере социально-экономического развития Арктической зоны
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Изучение практики проведения мероприятий Совета Безопасности за 2021 - 2022 гг. свидетельствует о том, что в фокусе внимания находятся вопросы развития цифровой экономики, импортозамещения, санкционных рисков, снижения уровня бедности, международного сотрудничества в Арктике. В организационном плане вопросы экономического и социального развития рассматриваются в основном в ходе совещаний с участием главы государства, а также заседаний Научного совета. Заседание профильной межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сфере проводилось лишь единожды за текущий год <11>.
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Изучение практики проведения мероприятий Совета Безопасности за 2021 - 2022 гг. свидетельствует о том, что в фокусе внимания находятся вопросы развития цифровой экономики, импортозамещения, санкционных рисков, снижения уровня бедности, международного сотрудничества в Арктике. В организационном плане вопросы экономического и социального развития рассматриваются в основном в ходе совещаний с участием главы государства, а также заседаний Научного совета. Заседание профильной межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сфере проводилось лишь единожды за текущий год <11>.