Снижение тарифа фсс
Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение тарифа фсс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Взносы на страхование от несчастных случаев: СФР (ФСС РФ) установил максимальный тариф Страхователю, который вовремя не подтвердил основную деятельность
(КонсультантПлюс, 2025)расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов, в котором отсутствуют отметка о его получении СФР (ФСС РФ) и сведения о коде ОКВЭД >>>
(КонсультантПлюс, 2025)расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов, в котором отсутствуют отметка о его получении СФР (ФСС РФ) и сведения о коде ОКВЭД >>>
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Страховые тарифы" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик не представил в установленный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2006 N 55 срок документы, подтверждающие осуществление основного вида экономической деятельности. ФСС РФ пришел к выводу о неправомерном применении плательщиком пониженного страхового тарифа и доначислил страховые взносы исходя из страхового тарифа, соответствующего указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности, имеющему наивысший класс профессионального риска. Плательщик полагал, что основной вид осуществляемой страхователем деятельности относится к 1-му, а не 8-му классу профессионального риска, и в качестве подтверждения представил соответствующие документы 27.08.2021, однако Фонд размер страхового тарифа не пересмотрел. Суд обязал Фонд установить размер страхового тарифа, соответствующий 1-му классу профессионального риска, указав, что исходя из смысла п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.03.2006 N 55 непредставление документов в установленный срок не лишает страхователя права представить Фонду документы с нарушением установленного срока для подтверждения фактически осуществляемого основного вида экономической деятельности, иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик не представил в установленный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2006 N 55 срок документы, подтверждающие осуществление основного вида экономической деятельности. ФСС РФ пришел к выводу о неправомерном применении плательщиком пониженного страхового тарифа и доначислил страховые взносы исходя из страхового тарифа, соответствующего указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности, имеющему наивысший класс профессионального риска. Плательщик полагал, что основной вид осуществляемой страхователем деятельности относится к 1-му, а не 8-му классу профессионального риска, и в качестве подтверждения представил соответствующие документы 27.08.2021, однако Фонд размер страхового тарифа не пересмотрел. Суд обязал Фонд установить размер страхового тарифа, соответствующий 1-му классу профессионального риска, указав, что исходя из смысла п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.03.2006 N 55 непредставление документов в установленный срок не лишает страхователя права представить Фонду документы с нарушением установленного срока для подтверждения фактически осуществляемого основного вида экономической деятельности, иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Максимальные и минимальные размеры пособий - 2023
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 2)В средний заработок для расчета пособий включают все выплаты и иные вознаграждения, на которые начислены взносы в ФСС (которые входили в базу для начисления взносов в ФСС - если работодатель применял пониженный тариф взносов в размере 0%) <3>. Как вы знаете, с выплат, которые превышают предельную величину базы, взносы не начисляются <4>. Поэтому заработок за каждый год расчетного периода принимают для расчета пособий в сумме, не превышающей предельную величину базы по взносам в ФСС на этот год <5>.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 2)В средний заработок для расчета пособий включают все выплаты и иные вознаграждения, на которые начислены взносы в ФСС (которые входили в базу для начисления взносов в ФСС - если работодатель применял пониженный тариф взносов в размере 0%) <3>. Как вы знаете, с выплат, которые превышают предельную величину базы, взносы не начисляются <4>. Поэтому заработок за каждый год расчетного периода принимают для расчета пособий в сумме, не превышающей предельную величину базы по взносам в ФСС на этот год <5>.
Статья: Правовые и организационные меры по поддержке и стимулированию развития отдельных территорий
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)- установление льготных ставок по налогам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет на определенный период времени (к примеру, 0% по налогу на прибыль, на имущество организаций на 5 лет), установление пониженных тарифов страховых взносов, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)- установление льготных ставок по налогам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет на определенный период времени (к примеру, 0% по налогу на прибыль, на имущество организаций на 5 лет), установление пониженных тарифов страховых взносов, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование""2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.";
(ред. от 28.12.2022)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование""2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.";
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)51670 Компенсация выпадающих доходов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)51670 Компенсация выпадающих доходов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Статья: Проблемы закрепления института льгот по уплате страховых взносов как инструмента социальной политики Российской Федерации
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Подтверждает возможность причисления пониженных тарифов страховых взносов к институту налоговых льгот и практика Конституционного Суда Российской Федерации. Анализ Определения Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. N 517-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Защита" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" позволяет обнаружить следующее. Конституционный Суд РФ вынес Определение исходя из распространения положений ст. 57 Конституции РФ, текст которой упоминает исключительно "налоги и сборы". Следовательно, несмотря на отсутствие в тексте нормы закона понятия "страховой взнос", но учитывая его фискальную функцию, положения, касающиеся налогов и сборов, в том числе и льгот по ним, можно экстраполировать на страховые взносы.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Подтверждает возможность причисления пониженных тарифов страховых взносов к институту налоговых льгот и практика Конституционного Суда Российской Федерации. Анализ Определения Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. N 517-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Защита" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" позволяет обнаружить следующее. Конституционный Суд РФ вынес Определение исходя из распространения положений ст. 57 Конституции РФ, текст которой упоминает исключительно "налоги и сборы". Следовательно, несмотря на отсутствие в тексте нормы закона понятия "страховой взнос", но учитывая его фискальную функцию, положения, касающиеся налогов и сборов, в том числе и льгот по ним, можно экстраполировать на страховые взносы.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2024 N Ф05-7611/2024 по делу N А40-247449/2023 <Подтвердить основной вид деятельности для взносов "на травматизм" можно с просрочкой>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 15)Если организация не подаст вовремя документы в отделение СФР по месту своей регистрации для подтверждения вида основной деятельности, ей установят тариф взносов "на травматизм" по виду ее деятельности из ЕГРЮЛ с наивысшим профессиональным риском (п. 13 Правил, п. 5 Порядка). Это может привести к финансовым потерям, поскольку процедура снижения тарифа взносов в случае подачи документов с опозданием законодательно не установлена. Поэтому отделения СФР (а ранее - ФСС) зачастую отказывают работодателям в приеме документов после крайнего срока и не уменьшают тариф взносов на год, даже если решение о тарифе еще не принято (Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2020 N 301-ЭС20-12436 по делу N А82-14611/2019).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 15)Если организация не подаст вовремя документы в отделение СФР по месту своей регистрации для подтверждения вида основной деятельности, ей установят тариф взносов "на травматизм" по виду ее деятельности из ЕГРЮЛ с наивысшим профессиональным риском (п. 13 Правил, п. 5 Порядка). Это может привести к финансовым потерям, поскольку процедура снижения тарифа взносов в случае подачи документов с опозданием законодательно не установлена. Поэтому отделения СФР (а ранее - ФСС) зачастую отказывают работодателям в приеме документов после крайнего срока и не уменьшают тариф взносов на год, даже если решение о тарифе еще не принято (Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2020 N 301-ЭС20-12436 по делу N А82-14611/2019).
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В-третьих, для систематизации льгот все категории плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам были разделены на три группы.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В-третьих, для систематизации льгот все категории плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам были разделены на три группы.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая доводы ИФНС обоснованными, фактическое осуществление налогоплательщиком вида деятельности, который входит в Перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации... при отсутствии сведений о нем в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности, не свидетельствует о наличии у него права на применение пониженного тарифа страховых взносов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая доводы ИФНС обоснованными, фактическое осуществление налогоплательщиком вида деятельности, который входит в Перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации... при отсутствии сведений о нем в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности, не свидетельствует о наличии у него права на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Статья: Как стать ИТ-компанией и на какие льготы можно рассчитывать
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Примечание. О ставках страховых взносов с нового года читайте в статье "Что нужно знать об объединении ПФР и ФСС РФ в 2023 году" в N 10 2022 г. на стр. 50.
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Примечание. О ставках страховых взносов с нового года читайте в статье "Что нужно знать об объединении ПФР и ФСС РФ в 2023 году" в N 10 2022 г. на стр. 50.
Статья: Роль государства в организации и регулировании системы обязательного социального страхования
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Рассмотрим, что изменилось в результате объединения ПФР и ФСС в единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ФПСС) <29> и установления единого тарифа страховых взносов. Среди плюсов можно назвать оптимизацию расходов на обеспечение выполнения функций ФПСС, оптимизацию процессов предоставления государственных услуг в рамках Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы <30>, снижение административной нагрузки на страхователей, удобное оформление мер социальной защиты для граждан, проактивное назначение выплат.
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Рассмотрим, что изменилось в результате объединения ПФР и ФСС в единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ФПСС) <29> и установления единого тарифа страховых взносов. Среди плюсов можно назвать оптимизацию расходов на обеспечение выполнения функций ФПСС, оптимизацию процессов предоставления государственных услуг в рамках Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы <30>, снижение административной нагрузки на страхователей, удобное оформление мер социальной защиты для граждан, проактивное назначение выплат.
Вопрос: Организация является аккредитованной ИТ-организацией. За полугодие 2023 г. из-за временной приостановки деятельности выручка отсутствует. Сохраняется ли у организации право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2023 г.?
(Консультация эксперта, 2023)В Письме Минтруда России от 02.07.2014 N 17-4/В-295 по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных ранее действующим Федеральным законом от 24.07.2009 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", указано, что, если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то есть она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления определенного вида деятельности, организация применяет общеустановленный тариф страховых взносов.
(Консультация эксперта, 2023)В Письме Минтруда России от 02.07.2014 N 17-4/В-295 по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных ранее действующим Федеральным законом от 24.07.2009 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", указано, что, если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то есть она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления определенного вида деятельности, организация применяет общеустановленный тариф страховых взносов.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Например, Арбитражным судом Республики Башкортостан рассмотрено дело N А40-239389/2018. Поводом для рассмотрения дела стало вынесение Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) по Республике Башкортостан решения о доначислении страховых взносов в связи с несоответствием деятельности плательщика страховых взносов критериям применения пониженного тарифа. Сомнения в правомерности применения пониженного тарифа были обусловлены разногласиями по порядку определения доли доходов, которая должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации. Региональное отделение ФСС РФ указывало, что для применения пониженных ставок необходимо создание и реализация одновременно всех элементов, указанных в гипотезе ст. 57 (ч. 2.1) Закона N 212-ФЗ, т.е. и программ для ЭВМ, и баз данных <21>. Суд указал, что норма не содержит требования об обязательном присутствии выручки от всех без исключения названных видов деятельности.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Например, Арбитражным судом Республики Башкортостан рассмотрено дело N А40-239389/2018. Поводом для рассмотрения дела стало вынесение Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) по Республике Башкортостан решения о доначислении страховых взносов в связи с несоответствием деятельности плательщика страховых взносов критериям применения пониженного тарифа. Сомнения в правомерности применения пониженного тарифа были обусловлены разногласиями по порядку определения доли доходов, которая должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации. Региональное отделение ФСС РФ указывало, что для применения пониженных ставок необходимо создание и реализация одновременно всех элементов, указанных в гипотезе ст. 57 (ч. 2.1) Закона N 212-ФЗ, т.е. и программ для ЭВМ, и баз данных <21>. Суд указал, что норма не содержит требования об обязательном присутствии выручки от всех без исключения названных видов деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)До отмены Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в его ст. 45 содержалась норма о трехлетнем сроке привлечения плательщика страховых взносов к ответственности (срок давности). Положения этой статьи не всегда правильно истолковывались на практике. В действительности в них речь шла о сроке привлечения плательщика взносов к ответственности в виде возможности наложения штрафов и пеней за просрочку платежей, но никак не на взыскание недоимки. Говоря о сроке давности по страховым взносам, следует иметь в виду срок, в течение которого налоговая инспекция может взыскать задолженность. В этом случае следует руководствоваться соответствующими правилами НК. Согласно ст. 70 НК требование об уплате страховых взносов должно быть направлено страхователю не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Момент выявления недоимки по страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)До отмены Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в его ст. 45 содержалась норма о трехлетнем сроке привлечения плательщика страховых взносов к ответственности (срок давности). Положения этой статьи не всегда правильно истолковывались на практике. В действительности в них речь шла о сроке привлечения плательщика взносов к ответственности в виде возможности наложения штрафов и пеней за просрочку платежей, но никак не на взыскание недоимки. Говоря о сроке давности по страховым взносам, следует иметь в виду срок, в течение которого налоговая инспекция может взыскать задолженность. В этом случае следует руководствоваться соответствующими правилами НК. Согласно ст. 70 НК требование об уплате страховых взносов должно быть направлено страхователю не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Момент выявления недоимки по страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты.