Снижение страховых взносов с 1 апреля
Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение страховых взносов с 1 апреля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 425 "Тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1-го числа месяца, в котором указанные сведения о них внесены в единый реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года."
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 N 88-15467/2023 по делу N 2-9/2023 (УИД 22RS0032-01-2022-000622-60)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. При этом в стаж истца не были включены периоды его работы в качестве электросварщика, электрогазосварщика-газоэлектросварщика, электрогазосварщика.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.Разрешая спор относительно включения периода работы истца с 1 апреля 1994 г. по 5 ноября 1995 г. - в качестве электрогазосварщика в КХ "Раздолье" в страховой и специальный стаж, исходя из того, что невыполнение крестьянским хозяйством обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не влечет за собой снижение гарантированного государством уровня социальной защиты истца в связи с наступлением пенсионного возраста, материалами дела нашло свое подтверждение выполнение истцом с 27 марта 1994 г. по 5 ноября 1995 г. работы в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня в крестьянском хозяйстве "Раздолье", суд первой инстанции пришел к выводу о включении указанного периода работы как в страховой, так и в специальный стаж работы истца.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. При этом в стаж истца не были включены периоды его работы в качестве электросварщика, электрогазосварщика-газоэлектросварщика, электрогазосварщика.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.Разрешая спор относительно включения периода работы истца с 1 апреля 1994 г. по 5 ноября 1995 г. - в качестве электрогазосварщика в КХ "Раздолье" в страховой и специальный стаж, исходя из того, что невыполнение крестьянским хозяйством обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не влечет за собой снижение гарантированного государством уровня социальной защиты истца в связи с наступлением пенсионного возраста, материалами дела нашло свое подтверждение выполнение истцом с 27 марта 1994 г. по 5 ноября 1995 г. работы в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня в крестьянском хозяйстве "Раздолье", суд первой инстанции пришел к выводу о включении указанного периода работы как в страховой, так и в специальный стаж работы истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы теории и практики стимулирования бизнеса посредством института страховых взносов
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Еще одна область, на которую направлено повышенное государственное внимание, - малый и средний бизнес, эффективное развитие которого оказывает существенное влияние на национальную экономику и все государство в целом. При этом важно констатировать богатую историю налогового стимулирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), свидетельствующую о заинтересованности государства в создании условий их эффективного развития. Однако пониженные тарифы страховых взносов для СМСП были введены с 1 апреля 2020 г. <18>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Еще одна область, на которую направлено повышенное государственное внимание, - малый и средний бизнес, эффективное развитие которого оказывает существенное влияние на национальную экономику и все государство в целом. При этом важно констатировать богатую историю налогового стимулирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), свидетельствующую о заинтересованности государства в создании условий их эффективного развития. Однако пониженные тарифы страховых взносов для СМСП были введены с 1 апреля 2020 г. <18>.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые включены в реестр МСП.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые включены в реестр МСП.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (расчетного периода по страховым взносам).
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (расчетного периода по страховым взносам).
Вопрос: О периоде применения субъектами МСП пониженных тарифов страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 08.12.2022 N 03-15-05/120508)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 22.11.2022 и в части своей компетенции по вопросу периода применения пониженных тарифов страховых взносов организацией, являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 08.12.2022 N 03-15-05/120508)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 22.11.2022 и в части своей компетенции по вопросу периода применения пониженных тарифов страховых взносов организацией, являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), сообщает следующее.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Однако снижение ставки страховых взносов, например, для компаний, применяющих общий режим налогообложения и находящихся на УСН с объектом "доходы", не обеспечило реальной экономической помощи. Активно схему с участием индивидуальных предпринимателей не переставали использовать небольшие IT-компании. В литературе отмечается, что "возврат к схеме с участием индивидуальных предпринимателей может произойти в отраслях с проектной деятельностью, где от работника не требуется присутствия на рабочем месте, а результат легко можно представить как полученную заказчиком работу или услугу" <7>. То есть коронавирус спровоцировал уход малого бизнеса в "тень", и меры финансовой поддержки перед этой тенденцией оказались бессильными.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Однако снижение ставки страховых взносов, например, для компаний, применяющих общий режим налогообложения и находящихся на УСН с объектом "доходы", не обеспечило реальной экономической помощи. Активно схему с участием индивидуальных предпринимателей не переставали использовать небольшие IT-компании. В литературе отмечается, что "возврат к схеме с участием индивидуальных предпринимателей может произойти в отраслях с проектной деятельностью, где от работника не требуется присутствия на рабочем месте, а результат легко можно представить как полученную заказчиком работу или услугу" <7>. То есть коронавирус спровоцировал уход малого бизнеса в "тень", и меры финансовой поддержки перед этой тенденцией оказались бессильными.
Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП, если в 2025 г. он изменит основной вид экономической деятельности на вид из раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-15-05/32331)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП, если в 2025 г. он изменит основной вид экономической деятельности на вид из раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-15-05/32331)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП, если в 2025 г. он изменит основной вид экономической деятельности на вид из раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
Статья: Для ИТ-компаний могут измениться правила аккредитации
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Согласно проекту ИТ-компании, имеющие ИТ-аккредитацию по состоянию на 31 марта 2025 г. включительно, которые в 2024 г. применяли пониженные тарифы страховых взносов и/или пониженную ставку налога на прибыль для ИТ-компаний, обязаны в срок до 1 апреля 2025 г. включительно обеспечить возможность раскрытия Минцифры России следующих дополнительных сведений:
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Согласно проекту ИТ-компании, имеющие ИТ-аккредитацию по состоянию на 31 марта 2025 г. включительно, которые в 2024 г. применяли пониженные тарифы страховых взносов и/или пониженную ставку налога на прибыль для ИТ-компаний, обязаны в срок до 1 апреля 2025 г. включительно обеспечить возможность раскрытия Минцифры России следующих дополнительных сведений:
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)К долгосрочным мерам можно отнести введение с 1 апреля 2020 г. пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для среднего и малого бизнеса.
(КонсультантПлюс, 2025)К долгосрочным мерам можно отнести введение с 1 апреля 2020 г. пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для среднего и малого бизнеса.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с изменениями, вступившими в действие с 1 апреля 2020 г. в связи с принятием названного Федерального закона, сроки уплаты налогов и авансовых платежей, сборов и взносов, которые приходятся на нерабочие дни, установленные указами Президента Российской Федерации, переносятся на первый рабочий день (т.е. 6 мая 2020 г.), а размер страховых взносов в ФСС снижен с 30% до 15%.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с изменениями, вступившими в действие с 1 апреля 2020 г. в связи с принятием названного Федерального закона, сроки уплаты налогов и авансовых платежей, сборов и взносов, которые приходятся на нерабочие дни, установленные указами Президента Российской Федерации, переносятся на первый рабочий день (т.е. 6 мая 2020 г.), а размер страховых взносов в ФСС снижен с 30% до 15%.
Последние изменения: Пониженные тарифы страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, когда начинают применять пониженные тарифы страховых взносов организации, включенные в реестр субъектов МСП после 1 апреля 2020 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, когда начинают применять пониженные тарифы страховых взносов организации, включенные в реестр субъектов МСП после 1 апреля 2020 г.
Статья: К вопросу о прекращении уголовного дела о налоговом преступлении
(Баркалова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)31 января 2020 г. в отношении генерального директора ООО "К" К. и иных неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, а также в отношении управляющего директора данной организации, одновременно являющегося руководителем ООО "М", В. по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, по факту уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с организации в размере более 40 млн руб. Путем представления налоговых деклараций, содержащих недостоверные сведения, составления и отражения в своей отчетности фиктивных финансовых документов и операций, отражающих взаимоотношения между ООО "К" и ЗАО "Т" по приобретению сложного дорогостоящего технологического оборудования по завышенным ценам, предназначенного для исполнения договора, заключенного между ООО "К" и ООО "Л", завышения налоговых вычетов по НДС снизили налогооблагаемую базу организации на сумму больше 214 млн руб.
(Баркалова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)31 января 2020 г. в отношении генерального директора ООО "К" К. и иных неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, а также в отношении управляющего директора данной организации, одновременно являющегося руководителем ООО "М", В. по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, по факту уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с организации в размере более 40 млн руб. Путем представления налоговых деклараций, содержащих недостоверные сведения, составления и отражения в своей отчетности фиктивных финансовых документов и операций, отражающих взаимоотношения между ООО "К" и ЗАО "Т" по приобретению сложного дорогостоящего технологического оборудования по завышенным ценам, предназначенного для исполнения договора, заключенного между ООО "К" и ООО "Л", завышения налоговых вычетов по НДС снизили налогооблагаемую базу организации на сумму больше 214 млн руб.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Доказательством этого тезиса стала попытка стимулирования развития отдельных отраслей экономики, понесших ущерб в период пандемии коронавирусной инфекции. В качестве одного из источников финансирования мероприятий по поддержке экономики и предоставленных отдельным субъектам экономической деятельности льгот были выбраны внебюджетные социальные фонды, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации <2>. С 1 апреля 2020 г. организации и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр субъектов малого предпринимательства, получили возможность временно применять пониженные ставки по страховым взносам <3>. Двадцать второго апреля 2020 г. Государственная дума Российской Федерации приняла еще закон, в полном объеме освободивший соответствующие организации от уплаты страховых взносов за II квартал. Наконец, 31 июля 2020 г. был подписан Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <4>. Он внес изменения в п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации <5> (далее - НК РФ), снизив ставку страховых взносов IT-компаний, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях обязательного пенсионного страхования работников таких организаций до 6% фонда оплаты труда.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Доказательством этого тезиса стала попытка стимулирования развития отдельных отраслей экономики, понесших ущерб в период пандемии коронавирусной инфекции. В качестве одного из источников финансирования мероприятий по поддержке экономики и предоставленных отдельным субъектам экономической деятельности льгот были выбраны внебюджетные социальные фонды, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации <2>. С 1 апреля 2020 г. организации и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр субъектов малого предпринимательства, получили возможность временно применять пониженные ставки по страховым взносам <3>. Двадцать второго апреля 2020 г. Государственная дума Российской Федерации приняла еще закон, в полном объеме освободивший соответствующие организации от уплаты страховых взносов за II квартал. Наконец, 31 июля 2020 г. был подписан Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <4>. Он внес изменения в п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации <5> (далее - НК РФ), снизив ставку страховых взносов IT-компаний, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях обязательного пенсионного страхования работников таких организаций до 6% фонда оплаты труда.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.