Снижение ставки ндс 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение ставки ндс 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Предприняты и другие меры со стороны правительства по смягчению ударов пандемии <5>. Так, с 1 июля по 31 декабря 2020 г. снижается ставка налога на добавленную стоимость с 19% до 7%, а по пониженной ставке - с 7% до 5%. Предусмотрена поддержка налоговой ликвидности за счет отсрочки уплаты налогов, уменьшения авансовых платежей и приостановления мер принудительного исполнения. Если на предприятии десять процентов работников оказываются без работы, то им будет выплачено пособие по неполной занятости из средств федерального бюджета. Для семей предусмотрена единовременная помощь в размере 300 евро на одного ребенка, 600 евро - для неполных семей. За счет бюджетных средств в 2021 г. будет снижен и размер отчислений за возобновляемую энергию. Властные структуры по возможности учитывают пожелания туристических ассоциаций. Так, было отклонено предложение президента немецкого бундестага о сокращении летних каникул, что привело бы к еще большему сокращению спроса на туристические услуги.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Предприняты и другие меры со стороны правительства по смягчению ударов пандемии <5>. Так, с 1 июля по 31 декабря 2020 г. снижается ставка налога на добавленную стоимость с 19% до 7%, а по пониженной ставке - с 7% до 5%. Предусмотрена поддержка налоговой ликвидности за счет отсрочки уплаты налогов, уменьшения авансовых платежей и приостановления мер принудительного исполнения. Если на предприятии десять процентов работников оказываются без работы, то им будет выплачено пособие по неполной занятости из средств федерального бюджета. Для семей предусмотрена единовременная помощь в размере 300 евро на одного ребенка, 600 евро - для неполных семей. За счет бюджетных средств в 2021 г. будет снижен и размер отчислений за возобновляемую энергию. Властные структуры по возможности учитывают пожелания туристических ассоциаций. Так, было отклонено предложение президента немецкого бундестага о сокращении летних каникул, что привело бы к еще большему сокращению спроса на туристические услуги.
Готовое решение: НДС при перевозке грузов
(КонсультантПлюс, 2025)Перевозка грузов из Китая в Россию российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте облагается НДС по ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.05.2020 N 03-07-08/44886). Если вы применяете специальные пониженные ставки НДС при УСН, то облагайте эти услуги НДС по ставке 5 или 7% (п. п. 8, 9 ст. 164 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Перевозка грузов из Китая в Россию российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте облагается НДС по ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.05.2020 N 03-07-08/44886). Если вы применяете специальные пониженные ставки НДС при УСН, то облагайте эти услуги НДС по ставке 5 или 7% (п. п. 8, 9 ст. 164 НК РФ).
Нормативные акты
Информация Конституционного Суда РФ
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)<2> См., напр.: "По своей экономико-правовой природе налог на добавленную стоимость является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг (постановления от 28 марта 2000 года N 5-П, от 3 июня 2014 года N 17-П, от 10 июля 2017 года N 19-П, от 28 ноября 2017 года N 34-П и др.). В процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения налога завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя налога на добавленную стоимость. С этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленные налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые уменьшают его налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, в случае когда переложение бремени фактической уплаты налога на конечного потребителя невозможно, государство отказывается от взимания налога на добавленную стоимость с такого рода операций, что в полной мере соответствует природе налога на добавленную стоимость (а в случае экспорта имеет дополнительный эффект поддержания экспорта российских товаров и их конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку другие государства также освобождают экспортные операции от обложения налогом на добавленную стоимость). Нарушение принципа взимания налога на добавленную стоимость в стране назначения в тех случаях, когда единая экспортная хозяйственная операция по транспортировке груза за пределы территории Российской Федерации разбивается в результате обстоятельств непреодолимой силы на несколько составляющих (этапов), в частности когда транспортировка груза на внутрироссийском этапе перевозки облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов, создает неблагоприятные условия для ценовой конкуренции для российских товаров на международных рынках, что не может соответствовать конституционному требованию поддержки конкуренции. При этом взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения не только обусловлено целью поддержания конкуренции, избежания двойного налогообложения операции в стране происхождения и в стране назначения, но и предопределяется правовой природой указанного налога как налога на потребление, поскольку потребление экспортируемых товаров происходит именно в стране назначения. Обложение рассматриваемых операций налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов также нарушает интересы Российской Федерации (в том числе в экономической сфере), поскольку приводит к уменьшению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспортную деятельность, соответствующих товаров, дестимулированию их экономической активности и в конечном счете - снижению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации" (Постановление от 30 июня 2020 года N 31-П); "Назначение судом по ходатайству кредиторов оценки рыночной стоимости жилого помещения, подпадающего под исполнительский иммунитет, Конституционный Суд Российской Федерации признает предпочтительным либо необходимым в зависимости от обстоятельств дела, поскольку установление этой стоимости может иметь решающее значение в определении оснований к применению указанного исполнительского иммунитета либо к отказу от его применения. Вместе с тем, в частности, должно быть учтено соотношение рыночной стоимости жилого помещения с величиной долга, погашение которого в существенной части могло бы обеспечить обращение взыскания на жилое помещение, поскольку отказ от исполнительского иммунитета должен иметь реальный смысл именно как способ и условие удовлетворения требований кредиторов, а не карательная санкция (наказание) за неисполненные долги и не средство устрашения должника угрозой отобрания у него и членов его семьи единственного жилища" (Постановление от 26 апреля 2021 года N 15-П).
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)<2> См., напр.: "По своей экономико-правовой природе налог на добавленную стоимость является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг (постановления от 28 марта 2000 года N 5-П, от 3 июня 2014 года N 17-П, от 10 июля 2017 года N 19-П, от 28 ноября 2017 года N 34-П и др.). В процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения налога завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя налога на добавленную стоимость. С этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленные налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые уменьшают его налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, в случае когда переложение бремени фактической уплаты налога на конечного потребителя невозможно, государство отказывается от взимания налога на добавленную стоимость с такого рода операций, что в полной мере соответствует природе налога на добавленную стоимость (а в случае экспорта имеет дополнительный эффект поддержания экспорта российских товаров и их конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку другие государства также освобождают экспортные операции от обложения налогом на добавленную стоимость). Нарушение принципа взимания налога на добавленную стоимость в стране назначения в тех случаях, когда единая экспортная хозяйственная операция по транспортировке груза за пределы территории Российской Федерации разбивается в результате обстоятельств непреодолимой силы на несколько составляющих (этапов), в частности когда транспортировка груза на внутрироссийском этапе перевозки облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов, создает неблагоприятные условия для ценовой конкуренции для российских товаров на международных рынках, что не может соответствовать конституционному требованию поддержки конкуренции. При этом взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения не только обусловлено целью поддержания конкуренции, избежания двойного налогообложения операции в стране происхождения и в стране назначения, но и предопределяется правовой природой указанного налога как налога на потребление, поскольку потребление экспортируемых товаров происходит именно в стране назначения. Обложение рассматриваемых операций налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов также нарушает интересы Российской Федерации (в том числе в экономической сфере), поскольку приводит к уменьшению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспортную деятельность, соответствующих товаров, дестимулированию их экономической активности и в конечном счете - снижению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации" (Постановление от 30 июня 2020 года N 31-П); "Назначение судом по ходатайству кредиторов оценки рыночной стоимости жилого помещения, подпадающего под исполнительский иммунитет, Конституционный Суд Российской Федерации признает предпочтительным либо необходимым в зависимости от обстоятельств дела, поскольку установление этой стоимости может иметь решающее значение в определении оснований к применению указанного исполнительского иммунитета либо к отказу от его применения. Вместе с тем, в частности, должно быть учтено соотношение рыночной стоимости жилого помещения с величиной долга, погашение которого в существенной части могло бы обеспечить обращение взыскания на жилое помещение, поскольку отказ от исполнительского иммунитета должен иметь реальный смысл именно как способ и условие удовлетворения требований кредиторов, а не карательная санкция (наказание) за неисполненные долги и не средство устрашения должника угрозой отобрания у него и членов его семьи единственного жилища" (Постановление от 26 апреля 2021 года N 15-П).
Готовое решение: Как на УСН учесть расходы на спецодежду
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы освобождены от уплаты НДС или платите его по пониженным ставкам, то "входной" НДС по спецодежде к вычету принять нельзя. В этих случаях включите налог в ее первоначальную стоимость (пп. 3, 8 п. 2 ст. 170, п. 3 ст. 346.16 НК РФ, п. 12 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", п. 9, пп. "а" п. 10 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения").
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы освобождены от уплаты НДС или платите его по пониженным ставкам, то "входной" НДС по спецодежде к вычету принять нельзя. В этих случаях включите налог в ее первоначальную стоимость (пп. 3, 8 п. 2 ст. 170, п. 3 ст. 346.16 НК РФ, п. 12 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", п. 9, пп. "а" п. 10 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения").
Вопрос: ИП на УСН с НДС 5% передает под реализацию книги по договору комиссии ООО на ОСН. Комиссионер добавляет к цене комиссию с НДС 20%. Какую ставку НДС применять комиссионеру при реализации книг? Как рассчитать НДС? Когда комиссионер отражает НДС с наценки в счетах-фактурах? Надо ли указывать в чеке ККТ НДС 5% и 20%?
(Консультация эксперта, 2025)По общему правилу, если комиссионер применяет ОСН, а комитент - УСН, - в чеке указывается "НДС не облагается", если комитент (упрощенец) освобожден от НДС. Если он не освобожден от НДС, то приводится пониженная или общеустановленная ставка налога (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 5 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 20 Правил, таблица 8 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@).
(Консультация эксперта, 2025)По общему правилу, если комиссионер применяет ОСН, а комитент - УСН, - в чеке указывается "НДС не облагается", если комитент (упрощенец) освобожден от НДС. Если он не освобожден от НДС, то приводится пониженная или общеустановленная ставка налога (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 5 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 20 Правил, таблица 8 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@).
Готовое решение: Как облагается НДС реализация медицинских изделий и медикаментов
(КонсультантПлюс, 2025)Ставку НДС 20% применяйте, если кода вашего товара нет в Перечне кодов видов товаров для детей по ОКПД2, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, и в Перечне кодов медицинских товаров по ОКПД2, облагаемых НДС по ставке 10% при их реализации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, либо не выполнены другие условия для применения пониженной ставки. Это следует из п. 3 ст. 164 НК РФ, Писем Минфина России от 17.02.2022 N 03-07-07/11166, от 10.02.2020 N 03-07-07/8507.
(КонсультантПлюс, 2025)Ставку НДС 20% применяйте, если кода вашего товара нет в Перечне кодов видов товаров для детей по ОКПД2, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, и в Перечне кодов медицинских товаров по ОКПД2, облагаемых НДС по ставке 10% при их реализации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, либо не выполнены другие условия для применения пониженной ставки. Это следует из п. 3 ст. 164 НК РФ, Писем Минфина России от 17.02.2022 N 03-07-07/11166, от 10.02.2020 N 03-07-07/8507.
Вопрос: О применении ставки НДС 10% при реализации медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с кодом ОКПД 2 32.50.50.190, если ранее в удостоверениях стоял код ОКПД 2 32.50.50.000.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 03-07-07/1003)Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1(1) к Перечню.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 03-07-07/1003)Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1(1) к Перечню.
Готовое решение: Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)доход от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, снизился больше чем на 10%. Этот показатель надо рассчитывать, только если выручка от реализации этих товаров (работ, услуг) больше 50% от общей выручки;
(КонсультантПлюс, 2025)доход от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, снизился больше чем на 10%. Этот показатель надо рассчитывать, только если выручка от реализации этих товаров (работ, услуг) больше 50% от общей выручки;
Готовое решение: НДС при оказании услуг между резидентами России и Казахстана
(КонсультантПлюс, 2025)Плательщики на УСН, которые применяют специальные пониженные ставки НДС 5% или 7%, принять к вычету "входной" НДС не могут (п. 8 ст. 164, пп. 8 п. 2 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Плательщики на УСН, которые применяют специальные пониженные ставки НДС 5% или 7%, принять к вычету "входной" НДС не могут (п. 8 ст. 164, пп. 8 п. 2 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Типовая ситуация: Налоговый агент по НДС: случаи, расчет, уплата, вычет
(Издательство "Главная книга", 2025)Принять к вычету агентский НДС, в том числе по электронным услугам, можно только в квартале принятия к учету товаров или услуг, предназначенных для облагаемой НДС деятельности - трехлетний срок для этого вычета не предусмотрен. Счет-фактуру агента регистрируют в книге покупок с кодом 06. При превышении вычетов над исчисленным НДС налоговый агент может возместить разницу в общем порядке. Нельзя принять к вычету агентский НДС по посредническим договорам с нерезидентом и при применении пониженных ставок на УСН (ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина от 14.07.2020 N 03-07-14/61018).
(Издательство "Главная книга", 2025)Принять к вычету агентский НДС, в том числе по электронным услугам, можно только в квартале принятия к учету товаров или услуг, предназначенных для облагаемой НДС деятельности - трехлетний срок для этого вычета не предусмотрен. Счет-фактуру агента регистрируют в книге покупок с кодом 06. При превышении вычетов над исчисленным НДС налоговый агент может возместить разницу в общем порядке. Нельзя принять к вычету агентский НДС по посредническим договорам с нерезидентом и при применении пониженных ставок на УСН (ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина от 14.07.2020 N 03-07-14/61018).
Готовое решение: Как учесть расходы на ремонт, модернизацию и реконструкцию основных средств при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)В бухгалтерском учете затраты на модернизацию, достройку, дооборудование, реконструкцию и техническое перевооружение увеличивают стоимость ваших основных средств (п. 24 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", пп. "ж" п. 5, п. п. 9, 18 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"). Если вы освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС или уплачиваете НДС по пониженным ставкам, то "входной" НДС со стоимости выполненных работ и ценностей, приобретенных для их выполнения, не подлежащий вычету, можно не отражать предварительно на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Такой способ учета отвечает требованию рациональности. Для применения надо установить его в вашей учетной политике (п. п. 4, 6 ПБУ 1/2008).
(КонсультантПлюс, 2025)В бухгалтерском учете затраты на модернизацию, достройку, дооборудование, реконструкцию и техническое перевооружение увеличивают стоимость ваших основных средств (п. 24 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", пп. "ж" п. 5, п. п. 9, 18 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"). Если вы освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС или уплачиваете НДС по пониженным ставкам, то "входной" НДС со стоимости выполненных работ и ценностей, приобретенных для их выполнения, не подлежащий вычету, можно не отражать предварительно на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Такой способ учета отвечает требованию рациональности. Для применения надо установить его в вашей учетной политике (п. п. 4, 6 ПБУ 1/2008).
Корреспонденция счетов: Как в 2025 г. отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения "доходы минус расходы"), продажу объекта основных средств (ОС), который использовался в организации менее трех лет?..
(Консультация эксперта, 2025)С 1 января 2025 г. организация, применяющая УСН, является плательщиком НДС (п. 1 ст. 143, п. 1 ст. 146 НК РФ, пп. "а" п. 72 ст. 2, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ). В рассматриваемой ситуации организация применяет пониженную ставку НДС - 7% (пп. "б" п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)С 1 января 2025 г. организация, применяющая УСН, является плательщиком НДС (п. 1 ст. 143, п. 1 ст. 146 НК РФ, пп. "а" п. 72 ст. 2, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ). В рассматриваемой ситуации организация применяет пониженную ставку НДС - 7% (пп. "б" п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
Готовое решение: Как поставщику учитывать возвратную и возвратную залоговую тару
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы будете руководствоваться позицией Минфина России, то вам придется вести раздельный учет НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же вы будете руководствоваться позицией Минфина России, то вам придется вести раздельный учет НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).