Смета НИОКР
Подборка наиболее важных документов по запросу Смета НИОКР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в конкурсе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...суды указали, что подпунктом 10.1.1... приложения N 1 документации установлено, что для обоснования стоимости заявки участник должен представить коммерческое предложение, сметную документацию, составленную в соответствии с требованиями к оформлению и составлению смет или расчетов на выполнение услуг по программе научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ.
(КонсультантПлюс, 2025)...суды указали, что подпунктом 10.1.1... приложения N 1 документации установлено, что для обоснования стоимости заявки участник должен представить коммерческое предложение, сметную документацию, составленную в соответствии с требованиями к оформлению и составлению смет или расчетов на выполнение услуг по программе научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 по делу N А33-34516/2023
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ по договору субподряда.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Как указывает третье лицо, данные обстоятельства возникли по причине того, что 15 сентября 2022 года на Интернет странице Государственного департамента США опубликовано сообщение (https://vww.state.gov/targeting-ru/abusers/) о включении ФТИ им. А.Ф. Иоффе в список организаций, на которые распространяются ограничения, предусмотренные указом президента США от 15.04.2021 N 14024 в части n.l(a)(i). Указанные выше рестрикции впоследствии повлияли на возможность завершения строительства НИОКР-центра ввиду необходимости замены предусмотренного проектной документацией импортного оборудования, что в свою очередь привело к необходимости подтверждения достоверности не только определения сметной стоимости НИОКР-Центра с учетом ранее заложенного в проект оборудования, но и актуализации технического задания и проектной документации с последующей корректировкой полной ПСД на достройку НИОКР-Центра и получением положительного заключения ФАУ "ГГЭ России".
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ по договору субподряда.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Как указывает третье лицо, данные обстоятельства возникли по причине того, что 15 сентября 2022 года на Интернет странице Государственного департамента США опубликовано сообщение (https://vww.state.gov/targeting-ru/abusers/) о включении ФТИ им. А.Ф. Иоффе в список организаций, на которые распространяются ограничения, предусмотренные указом президента США от 15.04.2021 N 14024 в части n.l(a)(i). Указанные выше рестрикции впоследствии повлияли на возможность завершения строительства НИОКР-центра ввиду необходимости замены предусмотренного проектной документацией импортного оборудования, что в свою очередь привело к необходимости подтверждения достоверности не только определения сметной стоимости НИОКР-Центра с учетом ранее заложенного в проект оборудования, но и актуализации технического задания и проектной документации с последующей корректировкой полной ПСД на достройку НИОКР-Центра и получением положительного заключения ФАУ "ГГЭ России".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть расходы на НИОКР в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)составить смету на реализацию программы НИОКР, которая включает только расходы, которые вы можете признать согласно пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)составить смету на реализацию программы НИОКР, которая включает только расходы, которые вы можете признать согласно пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ;
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Резерв создается под каждую утвержденную налогоплательщиком программу проведения НИОКР. При этом размер резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на проведение НИОКР. В смету включаются только расходы на НИОКР, перечисленные в п. 2 ст. 262 НК РФ, за исключением отчислений на формирование фондов, созданных в силу Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Резерв создается под каждую утвержденную налогоплательщиком программу проведения НИОКР. При этом размер резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на проведение НИОКР. В смету включаются только расходы на НИОКР, перечисленные в п. 2 ст. 262 НК РФ, за исключением отчислений на формирование фондов, созданных в силу Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ.
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза РФ от 31.01.2003 N 28
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и других организаций АПК"
(вместе с "Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций")75. При проведении научно-исследовательских работ на сторону по кредиту счета 90 "Продажи" отражают договорную (сметную) стоимость сданных заказчикам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - фактическую себестоимость этих работ (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство").
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и других организаций АПК"
(вместе с "Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций")75. При проведении научно-исследовательских работ на сторону по кредиту счета 90 "Продажи" отражают договорную (сметную) стоимость сданных заказчикам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - фактическую себестоимость этих работ (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство").
Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"В научно-исследовательских организациях по кредиту счета 90 "Продажи" отражают договорную (сметную) стоимость сданных заказчикам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - фактическую себестоимость этих работ (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство").
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"В научно-исследовательских организациях по кредиту счета 90 "Продажи" отражают договорную (сметную) стоимость сданных заказчикам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - фактическую себестоимость этих работ (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство").
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной организацией программы проведения НИОКР.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной организацией программы проведения НИОКР.
Статья: Правовая регламентация договоров на выполнение НИОКР в СССР
(Гапоненко М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Отметим, что в более раннем Типовом договоре ОКР 1955 г. устанавливался иной подход: определение цены договора происходило по ориентировочной стоимости с последующим перерасчетом по фактическим затратам, произведенным исполнителем. При этом окончательная стоимость ОКР не должна была превышать ориентировочную стоимость более чем на 50%. Правом на получение аванса обладали лишь исполнители, являвшиеся бюджетными организациями, при условии предоставления ими справки от вышестоящей организации о том, что работа, указанная в договоре, включена в план исполнителя и что соответствующая стоимость работ предусмотрена в доходной части утвержденной для исполнителя сметы. Пунктом 12 Постановления N 282 правом на получение аванса обладали научно-исследовательские и конструкторские организации. Однако, например, конструкторские отделы промышленных предприятий по-прежнему не имели права на получение авансов для выполнения НИОКР [13, С. 53 - 54, 62].
(Гапоненко М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Отметим, что в более раннем Типовом договоре ОКР 1955 г. устанавливался иной подход: определение цены договора происходило по ориентировочной стоимости с последующим перерасчетом по фактическим затратам, произведенным исполнителем. При этом окончательная стоимость ОКР не должна была превышать ориентировочную стоимость более чем на 50%. Правом на получение аванса обладали лишь исполнители, являвшиеся бюджетными организациями, при условии предоставления ими справки от вышестоящей организации о том, что работа, указанная в договоре, включена в план исполнителя и что соответствующая стоимость работ предусмотрена в доходной части утвержденной для исполнителя сметы. Пунктом 12 Постановления N 282 правом на получение аванса обладали научно-исследовательские и конструкторские организации. Однако, например, конструкторские отделы промышленных предприятий по-прежнему не имели права на получение авансов для выполнения НИОКР [13, С. 53 - 54, 62].
Вопрос: Об НДС при выполнении соисполнителями опытно-конструкторских работ (части работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств, а также вспомогательных работ.
(Письмо Минфина России от 06.08.2024 N 03-07-07/73282)Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения НДС освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
(Письмо Минфина России от 06.08.2024 N 03-07-07/73282)Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения НДС освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Статья: Финансовый мониторинг EPCM-контрактов крупнейших налогоплательщиков в нефтегазовой отрасли
(Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В совокупности с ростом энергопотребления странами мира по причине усложнения производственных циклов и создания наукоемких производств, с попутным расходованием энергоресурсов на социально-экономические нужды, актуализируются рациональные вопросы модернизации, создания и долгосрочной эксплуатации энергетического комплекса посредством реализации комплекса строительных работ, проектирования, транспортно-логистического обслуживания и последующего управления. Существенная роль нефтегазового сектора в обеспечении энергетического баланса развитых и развивающихся государств создает концептуальную необходимость по модернизации их основных фондов, включая добывающие и генерирующие мощности. Ретрансляционной правовой формой правоотношений, включающей вышеперечисленные стадии жизненного цикла энергетического проекта, позволяющей оптимизировать риски и издержки реализации проекта, а также создать устойчивые механизмы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, является внедряемая на основе передового опыта комплексная система проектной реализации полного цикла - EPCM-контракт (с англ. engineering, procurement, construction, management) - инжиниринг, проектирование, строительство и управление проектом (далее - EPCM-контракт). EPCM-контракт - это комплексный взаимообусловленный договор, предусматривающий полный цикл реализации проекта от создания концепции и инженерно-конструкторских изысканий к проектированию и строительству, с дальнейшим вводом в эксплуатацию и управлением. Комплексный характер позволяет оптимизировать расходы и сроки реализации проекта, создать условия ответственности конечных бенефициаров, с возможностью привлечения их к ответственности за нарушение законодательства и восстановлению эффективного функционирования энергетического проекта в нефтегазовой отрасли. По законодательству Российской Федерации EPCM-контракт содержит в себе функциональные признаки строительного подряда, НИОКР, возмездного оказания услуг, агентского соглашения и иные, обусловленные спецификой договорных правоотношений. Данные контрактные правоотношения позволяют рационально определить технико-экономические показатели объекта, произвести расчетно-сметные работы, обеспечить бесперебойность работ и финансирования проекта.
(Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В совокупности с ростом энергопотребления странами мира по причине усложнения производственных циклов и создания наукоемких производств, с попутным расходованием энергоресурсов на социально-экономические нужды, актуализируются рациональные вопросы модернизации, создания и долгосрочной эксплуатации энергетического комплекса посредством реализации комплекса строительных работ, проектирования, транспортно-логистического обслуживания и последующего управления. Существенная роль нефтегазового сектора в обеспечении энергетического баланса развитых и развивающихся государств создает концептуальную необходимость по модернизации их основных фондов, включая добывающие и генерирующие мощности. Ретрансляционной правовой формой правоотношений, включающей вышеперечисленные стадии жизненного цикла энергетического проекта, позволяющей оптимизировать риски и издержки реализации проекта, а также создать устойчивые механизмы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, является внедряемая на основе передового опыта комплексная система проектной реализации полного цикла - EPCM-контракт (с англ. engineering, procurement, construction, management) - инжиниринг, проектирование, строительство и управление проектом (далее - EPCM-контракт). EPCM-контракт - это комплексный взаимообусловленный договор, предусматривающий полный цикл реализации проекта от создания концепции и инженерно-конструкторских изысканий к проектированию и строительству, с дальнейшим вводом в эксплуатацию и управлением. Комплексный характер позволяет оптимизировать расходы и сроки реализации проекта, создать условия ответственности конечных бенефициаров, с возможностью привлечения их к ответственности за нарушение законодательства и восстановлению эффективного функционирования энергетического проекта в нефтегазовой отрасли. По законодательству Российской Федерации EPCM-контракт содержит в себе функциональные признаки строительного подряда, НИОКР, возмездного оказания услуг, агентского соглашения и иные, обусловленные спецификой договорных правоотношений. Данные контрактные правоотношения позволяют рационально определить технико-экономические показатели объекта, произвести расчетно-сметные работы, обеспечить бесперебойность работ и финансирования проекта.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Резерв создается под каждую утвержденную налогоплательщиком программу проведения НИОКР. При этом размер резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на проведение НИОКР. В смету включаются только расходы на НИОКР, перечисленные в п. 2 ст. 262 НК РФ, за исключением отчислений на формирование фондов, созданных в силу Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ. Установлен и предельный размер отчислений в создаваемый резерв, который рассчитывается по формуле:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Резерв создается под каждую утвержденную налогоплательщиком программу проведения НИОКР. При этом размер резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на проведение НИОКР. В смету включаются только расходы на НИОКР, перечисленные в п. 2 ст. 262 НК РФ, за исключением отчислений на формирование фондов, созданных в силу Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ. Установлен и предельный размер отчислений в создаваемый резерв, который рассчитывается по формуле:
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной организацией программы проведения НИОКР.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной организацией программы проведения НИОКР.
Путеводитель. Резервы в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)составить смету на реализацию НИОКР;
(КонсультантПлюс, 2025)составить смету на реализацию НИОКР;
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Часть 1 комментируемой статьи указывает, что цена работ по договору НИОКР определяется в соответствии со ст. 709 ГК, что означает, что цена может быть обозначена непосредственно в тексте договора, либо определяться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, либо путем составления сметы, которая содержит постатейный перечень затрат по выполнению работ. Последний способ является наиболее применимым в договорах на выполнение НИОКР, так как часто невозможно определить заранее цену работ ввиду большого объема выполняемых по договору работ, а также, поскольку работы по договорам НИОКР носят творческий характер, а правила, установленные п. 3 ст. 424 ГК по договорам на выполнение НИОКР, мало применимы.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Часть 1 комментируемой статьи указывает, что цена работ по договору НИОКР определяется в соответствии со ст. 709 ГК, что означает, что цена может быть обозначена непосредственно в тексте договора, либо определяться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, либо путем составления сметы, которая содержит постатейный перечень затрат по выполнению работ. Последний способ является наиболее применимым в договорах на выполнение НИОКР, так как часто невозможно определить заранее цену работ ввиду большого объема выполняемых по договору работ, а также, поскольку работы по договорам НИОКР носят творческий характер, а правила, установленные п. 3 ст. 424 ГК по договорам на выполнение НИОКР, мало применимы.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с п. 3 ст. 267.2 НК РФ размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР. Сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на НИОКР включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 267.2 НК РФ).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с п. 3 ст. 267.2 НК РФ размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР. Сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на НИОКР включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 267.2 НК РФ).
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной организацией программы проведения НИОКР.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной организацией программы проведения НИОКР.