Смета ГРБС
Подборка наиболее важных документов по запросу Смета ГРБС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджетная смета казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)10-дневный срок для утверждения сметы казенным учреждением исчисляется со дня доведения главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств в полном объеме
(КонсультантПлюс, 2025)10-дневный срок для утверждения сметы казенным учреждением исчисляется со дня доведения главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств в полном объеме
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Электронный бюджет
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с пунктом... Порядка... бюджетные сметы Учреждений составляются в информационной системе "Электронный бюджет"...
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с пунктом... Порядка... бюджетные сметы Учреждений составляются в информационной системе "Электронный бюджет"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Эти неналоговые платежи администрируются государственными органами или иными казенными учреждениями, не являющимися органами государственной власти. Заметим, что казенные учреждения не могут получать от хозяйствующих субъектов и граждан никакие платежи, поэтому они подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенные учреждения осуществляют финансирование своей деятельности на основе утвержденной им распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств бюджетной сметы.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Эти неналоговые платежи администрируются государственными органами или иными казенными учреждениями, не являющимися органами государственной власти. Заметим, что казенные учреждения не могут получать от хозяйствующих субъектов и граждан никакие платежи, поэтому они подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенные учреждения осуществляют финансирование своей деятельности на основе утвержденной им распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств бюджетной сметы.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Положение 1924 г. впервые в законодательном порядке регламентировало порядок исполнения бюджетов. Единый Государственный бюджет СССР исполнялся на основе единства кассы Союза ССР при раздельности бухгалтерских счетов по доходам и расходам общесоюзного бюджета и бюджета каждой союзной республики. Вся денежная наличность кассы Наркомфина СССР и наркомфинов союзных республик была едина и являлась источником покрытия всех государственных расходов как по общесоюзному бюджету, так и по бюджетам союзных республик. В соответствии со ст. 13 Положения главными распорядителями кредитов по сметам общесоюзного бюджета являлись соответствующие наркомы СССР и руководители союзных учреждений, имеющих самостоятельную смету, а в союзных республиках - наркомы республик и руководители республиканских учреждений, имеющих самостоятельную смету <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Положение 1924 г. впервые в законодательном порядке регламентировало порядок исполнения бюджетов. Единый Государственный бюджет СССР исполнялся на основе единства кассы Союза ССР при раздельности бухгалтерских счетов по доходам и расходам общесоюзного бюджета и бюджета каждой союзной республики. Вся денежная наличность кассы Наркомфина СССР и наркомфинов союзных республик была едина и являлась источником покрытия всех государственных расходов как по общесоюзному бюджету, так и по бюджетам союзных республик. В соответствии со ст. 13 Положения главными распорядителями кредитов по сметам общесоюзного бюджета являлись соответствующие наркомы СССР и руководители союзных учреждений, имеющих самостоятельную смету, а в союзных республиках - наркомы республик и руководители республиканских учреждений, имеющих самостоятельную смету <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют составление проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также определение размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением на основании данных:
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют составление проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также определение размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением на основании данных:
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Обращает на себя внимание тот факт, что в данной модели финансы как система отношений выполняют распределительную функцию, регулирующую функцию, когда субъекты планирования пытаются косвенно через объем бюджетных прав воздействовать на подведомственные им организации, даже не показанную на рис. 4 контрольную функцию - через сбор и анализ отчетов об исполнении федерального бюджета. А вот управленческой функции, то есть создания для нижестоящих подведомственных главных распорядителей (распорядителей), а главное - для получателей средств федерального бюджета правил распределения и использования денежных фондов в виде утвержденных для них бюджетов (смет) нет.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Обращает на себя внимание тот факт, что в данной модели финансы как система отношений выполняют распределительную функцию, регулирующую функцию, когда субъекты планирования пытаются косвенно через объем бюджетных прав воздействовать на подведомственные им организации, даже не показанную на рис. 4 контрольную функцию - через сбор и анализ отчетов об исполнении федерального бюджета. А вот управленческой функции, то есть создания для нижестоящих подведомственных главных распорядителей (распорядителей), а главное - для получателей средств федерального бюджета правил распределения и использования денежных фондов в виде утвержденных для них бюджетов (смет) нет.
Вопрос: О вопросах, связанных с закупками для государственных (муниципальных) нужд и предложениями по внесению изменений в НПА в сфере закупок отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)ГРБС формирует ЛБО на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Их составляют подведомственные получатели бюджетных средств (пункт 23.1 раздела III Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 27.08.2018 N 184н).
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)ГРБС формирует ЛБО на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Их составляют подведомственные получатели бюджетных средств (пункт 23.1 раздела III Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 27.08.2018 N 184н).
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Первый из приведенных видов смет в настоящее время не используется в бюджетном законодательстве. В силу ст. 6 БК РФ документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, именуется бюджетной сметой, которая согласно ст. 161, 221 БК РФ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. Казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств исключительно в соответствии с бюджетной сметой.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Первый из приведенных видов смет в настоящее время не используется в бюджетном законодательстве. В силу ст. 6 БК РФ документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, именуется бюджетной сметой, которая согласно ст. 161, 221 БК РФ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. Казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств исключительно в соответствии с бюджетной сметой.
Вопрос: О внесении изменений в НПА, регулирующие предоставление субсидий из федерального бюджета, в части включения в них положений о согласовании с Минцифры России расходования субсидий на цифровизацию.
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-12-09/101743)В соответствии с пунктами 17 и 18 Правил N 1896 для получения субсидии учреждение представляет главному распорядителю средств федерального бюджета определенные в реестре субсидий документы (сведения), в том числе пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию, исходя из цели предоставления субсидии (далее - заявки учреждений).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-12-09/101743)В соответствии с пунктами 17 и 18 Правил N 1896 для получения субсидии учреждение представляет главному распорядителю средств федерального бюджета определенные в реестре субсидий документы (сведения), в том числе пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию, исходя из цели предоставления субсидии (далее - заявки учреждений).
Статья: Проблемы правового обеспечения конкуренции при определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации
(Шевлякова И.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В судебной практике при рассмотрении вопроса об установлении начальной (максимальной) цены контракта в размере меньше определенного локально-сметным методом, суд указывает на "отсутствие на стороне заказчика каких-либо существенных нарушений порядка проведения торгов", обосновывая свой вывод тем, что в силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, Методических рекомендаций, положений Закона о контрактной системе установление начальной (максимальной) цены контракта осуществляется в соответствии с объемом капитальных вложений, предусмотренных решением главного распорядителя бюджетных средств <7>. Это подтверждено также Определением Верховного Суда РФ от 20 октября 2017 г. N 303-КГ17-16133 по делу N А73-16411/2016, в котором суд указал, что участники аукциона, подавая предложения о цене контракта, действуют свободно и осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, а также об отсутствии со стороны заказчика при проведении аукциона каких-либо существенных нарушений порядка проведения торгов.
(Шевлякова И.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В судебной практике при рассмотрении вопроса об установлении начальной (максимальной) цены контракта в размере меньше определенного локально-сметным методом, суд указывает на "отсутствие на стороне заказчика каких-либо существенных нарушений порядка проведения торгов", обосновывая свой вывод тем, что в силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, Методических рекомендаций, положений Закона о контрактной системе установление начальной (максимальной) цены контракта осуществляется в соответствии с объемом капитальных вложений, предусмотренных решением главного распорядителя бюджетных средств <7>. Это подтверждено также Определением Верховного Суда РФ от 20 октября 2017 г. N 303-КГ17-16133 по делу N А73-16411/2016, в котором суд указал, что участники аукциона, подавая предложения о цене контракта, действуют свободно и осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, а также об отсутствии со стороны заказчика при проведении аукциона каких-либо существенных нарушений порядка проведения торгов.
Готовое решение: Как проверяют составление, утверждение и ведение бюджетной сметы
(КонсультантПлюс, 2025)Для проверки данного вопроса органы контроля берут за основу требования ст. 221 БК РФ и порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденный ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение. Он должен соответствовать Общим требованиям, установленным Минфином России (п. 1 ст. 221 БК РФ, п. 3.2.2 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019).
(КонсультантПлюс, 2025)Для проверки данного вопроса органы контроля берут за основу требования ст. 221 БК РФ и порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденный ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение. Он должен соответствовать Общим требованиям, установленным Минфином России (п. 1 ст. 221 БК РФ, п. 3.2.2 Методических рекомендаций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019).
Вопрос: Об утверждении бюджетной сметы гражданина.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 06-10-10/01/1909)При этом бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (пункт 1 статьи 221 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 06-10-10/01/1909)При этом бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (пункт 1 статьи 221 Кодекса).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы в случае нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы в случае нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств.
Готовое решение: В каком порядке казенное учреждение составляет, утверждает и ведет бюджетную смету
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с проектом сметы представьте ГРБС предварительные обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, ведь они являются неотъемлемой частью сметы (п. 8 Общих требований, утвержденных Приказом Минфина России от 14.02.2018 N 26н).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с проектом сметы представьте ГРБС предварительные обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, ведь они являются неотъемлемой частью сметы (п. 8 Общих требований, утвержденных Приказом Минфина России от 14.02.2018 N 26н).
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке составления, утверждения и ведения бюджетной сметы
(КонсультантПлюс, 2025)порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет ГРБС не соответствовал общим требованиям Минфина России;
(КонсультантПлюс, 2025)порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет ГРБС не соответствовал общим требованиям Минфина России;