Смешанный государственный контракт
Подборка наиболее важных документов по запросу Смешанный государственный контракт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 N 16АП-5262/2021 по делу N А63-17187/2020
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на капитальный ремонт системы отопления, пени, штрафа.
Встречное требование: О признании недействительным государственного контракта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.На основании изложенного, учитывая, что спорный контракт заключен с нарушением закона, нарушает публичные интересы, при повторном рассмотрении дела суд пришел к выводу, что государственный контракт от 20.09.2020 N 0321200036020000001, заключенный между ГКУ "Детский дом (смешанный) N 17" и ООО "БИС", является недействительной (ничтожной) сделкой.
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на капитальный ремонт системы отопления, пени, штрафа.
Встречное требование: О признании недействительным государственного контракта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.На основании изложенного, учитывая, что спорный контракт заключен с нарушением закона, нарушает публичные интересы, при повторном рассмотрении дела суд пришел к выводу, что государственный контракт от 20.09.2020 N 0321200036020000001, заключенный между ГКУ "Детский дом (смешанный) N 17" и ООО "БИС", является недействительной (ничтожной) сделкой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовой договор в классическом и современном понимании
(Савенко Н.Е.)
("Юрист", 2022, N 5)В отношении равенства сторон в договоре, например, Т.В. Кашанина отмечает, что оно "присуще всем договорам независимо от того, в пределах какой отрасли права они выполняют свои регулятивные функции" <14>. Однако, на наш взгляд, равенство сторон договора в разных сферах его применения имеет различную степень и зависит от субъектного состава и характера правоотношений (например, в договорных отношениях по закупкам для государственных нужд). Спорной также является и позиция М.Г. Чуприна, согласно которой государственные закупки преимущественно основываются на частноправовых принципах, в том числе на равенстве участников, и механизм регулирования договорных отношений позволяет сторонам свободным волеизъявлением изменять имеющиеся положения. При этом ученый указывает на то, что контрактная система - это отрасль публичного права, поскольку в ее основе находится государственный интерес <15>. Полагаем, что государственные контракты являются гражданско-правовыми договорами со смешанной частно-публичной природой, в которых не в полной мере реализуются принципы равенства участников и свободы договора в силу публичного характера правоотношений.
(Савенко Н.Е.)
("Юрист", 2022, N 5)В отношении равенства сторон в договоре, например, Т.В. Кашанина отмечает, что оно "присуще всем договорам независимо от того, в пределах какой отрасли права они выполняют свои регулятивные функции" <14>. Однако, на наш взгляд, равенство сторон договора в разных сферах его применения имеет различную степень и зависит от субъектного состава и характера правоотношений (например, в договорных отношениях по закупкам для государственных нужд). Спорной также является и позиция М.Г. Чуприна, согласно которой государственные закупки преимущественно основываются на частноправовых принципах, в том числе на равенстве участников, и механизм регулирования договорных отношений позволяет сторонам свободным волеизъявлением изменять имеющиеся положения. При этом ученый указывает на то, что контрактная система - это отрасль публичного права, поскольку в ее основе находится государственный интерес <15>. Полагаем, что государственные контракты являются гражданско-правовыми договорами со смешанной частно-публичной природой, в которых не в полной мере реализуются принципы равенства участников и свободы договора в силу публичного характера правоотношений.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)По нашему мнению, допустимо использование обеих форм административно-правового договора: в форме отдельного самостоятельного договора и соответствующего ему документа либо в форме включения его элементов (публично-правовых обязательств) в структуру иного, в частности гражданско-правового, договора (контракта) и соответствующего ему документа. Во втором случае заключенный договор будет являться по своей правовой природе смешанным, то есть содержащим как элементы административно-правового договора, так и элементы гражданско-правового договора. В качестве примера первого можно назвать соглашение о взаимодействии, заключенное между органами исполнительной власти, а в качестве примера второго - государственный контракт на содержание и ремонт автомобильных дорог, предусматривающий публично-правовые обязательства подрядчика, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)По нашему мнению, допустимо использование обеих форм административно-правового договора: в форме отдельного самостоятельного договора и соответствующего ему документа либо в форме включения его элементов (публично-правовых обязательств) в структуру иного, в частности гражданско-правового, договора (контракта) и соответствующего ему документа. Во втором случае заключенный договор будет являться по своей правовой природе смешанным, то есть содержащим как элементы административно-правового договора, так и элементы гражданско-правового договора. В качестве примера первого можно назвать соглашение о взаимодействии, заключенное между органами исполнительной власти, а в качестве примера второго - государственный контракт на содержание и ремонт автомобильных дорог, предусматривающий публично-правовые обязательства подрядчика, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.
Нормативные акты
Приказ Министра обороны РФ от 27.12.2017 N 815
(ред. от 14.01.2025)
"Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2018 N 50390)20. Особенности оформления требований N 2 (в том числе количество оформляемых требований N 2) на перевозку воинских эшелонов, воинских грузов и личного имущества в прямом смешанном железнодорожно-водном (водно-железнодорожном) и железнодорожно-паромном сообщении и места их предъявления, а также особенности оформления требований N 2 на оказание других транс портных услуг при осуществлении воинских перевозок в соответствии с государственными контрактами на оказание транспортных услуг доводятся до воинских частей Департаментом транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, службами военных сообщений военных округов, флотов, объединений и управлениями военных сообщений на видах транспорта.
(ред. от 14.01.2025)
"Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2018 N 50390)20. Особенности оформления требований N 2 (в том числе количество оформляемых требований N 2) на перевозку воинских эшелонов, воинских грузов и личного имущества в прямом смешанном железнодорожно-водном (водно-железнодорожном) и железнодорожно-паромном сообщении и места их предъявления, а также особенности оформления требований N 2 на оказание других транс портных услуг при осуществлении воинских перевозок в соответствии с государственными контрактами на оказание транспортных услуг доводятся до воинских частей Департаментом транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, службами военных сообщений военных округов, флотов, объединений и управлениями военных сообщений на видах транспорта.
Статья: О структуре бюджетного права
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)В бюджетном праве есть примеры аксиоматизации конкретных групп бюджетно-правовых норм, которые являются смешанными бюджетно-правовыми институтами. Например, затруднительно назвать чисто бюджетно-правовым институт закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, если только речь не идет о финансировании, выделении бюджетных средств. По данной проблематике Н.А. Саттарова пишет: "Отношения по определению потребности в товарах, формированию заказов на их поставку возникают в сфере государственного управления; отношения по размещению заказов, заключению государственных контрактов и их исполнению - в сфере имущественного оборота. Важное значение имеют бюджетные отношения по финансированию поставок товаров для государственных нужд" <20>. Причина существования таких институтов объясняется наличием "пограничных" общественных отношений, тесного контакта между отраслями права. Такие институты, по мнению ряда авторов, "проявляются в сфере действия родственных отраслей права; представляют собой не простую совокупность, а гармоничный синтез разноотраслевых правовых норм, регулирующих однородные отношения; соответствующие нормы проходят существенную переработку, модификацию применительно к специфике предмета и/или метода правового регулирования другой отрасли" <21>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)В бюджетном праве есть примеры аксиоматизации конкретных групп бюджетно-правовых норм, которые являются смешанными бюджетно-правовыми институтами. Например, затруднительно назвать чисто бюджетно-правовым институт закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, если только речь не идет о финансировании, выделении бюджетных средств. По данной проблематике Н.А. Саттарова пишет: "Отношения по определению потребности в товарах, формированию заказов на их поставку возникают в сфере государственного управления; отношения по размещению заказов, заключению государственных контрактов и их исполнению - в сфере имущественного оборота. Важное значение имеют бюджетные отношения по финансированию поставок товаров для государственных нужд" <20>. Причина существования таких институтов объясняется наличием "пограничных" общественных отношений, тесного контакта между отраслями права. Такие институты, по мнению ряда авторов, "проявляются в сфере действия родственных отраслей права; представляют собой не простую совокупность, а гармоничный синтез разноотраслевых правовых норм, регулирующих однородные отношения; соответствующие нормы проходят существенную переработку, модификацию применительно к специфике предмета и/или метода правового регулирования другой отрасли" <21>.
Статья: Аренда имущества для государственных и муниципальных нужд: правовые проблемы и перспективы развития
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Таким образом, в рамках настоящего исследования необходимо разграничить понятия "услуга" и "аренда" как наиболее смешиваемые в практической деятельности при осуществлении закупки для государственных и муниципальных нужд категории. Закон N 44-ФЗ включает аренду в понятие услуги, при этом Закон N 223-ФЗ выделяет аренду в самостоятельную договорную модель, что соответствует положениям Гражданского кодекса РФ. С целью унификации указанных категорий предлагаем в Законе N 44-ФЗ предмет государственного или муниципального контракта определить аналогично Закону N 223-ФЗ.
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Таким образом, в рамках настоящего исследования необходимо разграничить понятия "услуга" и "аренда" как наиболее смешиваемые в практической деятельности при осуществлении закупки для государственных и муниципальных нужд категории. Закон N 44-ФЗ включает аренду в понятие услуги, при этом Закон N 223-ФЗ выделяет аренду в самостоятельную договорную модель, что соответствует положениям Гражданского кодекса РФ. С целью унификации указанных категорий предлагаем в Законе N 44-ФЗ предмет государственного или муниципального контракта определить аналогично Закону N 223-ФЗ.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или в отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Так, в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК РФ). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК РФ). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Перечень таких случаев можно продолжить.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или в отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Так, в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК РФ). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК РФ). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Перечень таких случаев можно продолжить.
Статья: Тенденции рассмотрения споров, вытекающих из инвестиционной деятельности в строительной сфере
(Метшин Т.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Актуальность разграничения инвестиционных договоров с иными отмечается и в исследованиях 2023 г., так как, несмотря на положения ст. 8 ФЗ N 39 о том, что между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ, в самом ГК РФ "инвестиционный договор" отсутствует как конкретный вид, а потому принадлежит к непоименованным (к примеру, инвестиционные договоры, по которым застройщик обязуется внести в пользу публичного образования взнос на развитие социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры) <12> или в отдельных случаях к смешанным <13> (например, договор инвестирования, по условиям которого сторона, построившая здание, имеет право в качестве оплаты получить в собственность помещения в нем) <14>. Кроме прочего, правоотношения по финансированию строительных работ регулируются нормативными актами разных сфер действия <15>.
(Метшин Т.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Актуальность разграничения инвестиционных договоров с иными отмечается и в исследованиях 2023 г., так как, несмотря на положения ст. 8 ФЗ N 39 о том, что между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ, в самом ГК РФ "инвестиционный договор" отсутствует как конкретный вид, а потому принадлежит к непоименованным (к примеру, инвестиционные договоры, по которым застройщик обязуется внести в пользу публичного образования взнос на развитие социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры) <12> или в отдельных случаях к смешанным <13> (например, договор инвестирования, по условиям которого сторона, построившая здание, имеет право в качестве оплаты получить в собственность помещения в нем) <14>. Кроме прочего, правоотношения по финансированию строительных работ регулируются нормативными актами разных сфер действия <15>.
Статья: Трансграничные нефтегазовые сделки в международном частном праве: понятие, виды, особенности регулирования
(Андриянов Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Вопрос о праве, применимом к государственным контрактам, является дискуссионным. Думается, стороны могут по своей воле (lex voluntatis) выбрать национальное право принимающего государства или иностранное право, что, однако, случается крайне редко, поскольку в силу суверенитета государство не желает подчиняться иностранному правопорядку. Тем не менее данная точка зрения нашла поддержку в резолюции Института международного права "Тесная связь в соглашениях между государством и иностранным частным лицом" <33>.
(Андриянов Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Вопрос о праве, применимом к государственным контрактам, является дискуссионным. Думается, стороны могут по своей воле (lex voluntatis) выбрать национальное право принимающего государства или иностранное право, что, однако, случается крайне редко, поскольку в силу суверенитета государство не желает подчиняться иностранному правопорядку. Тем не менее данная точка зрения нашла поддержку в резолюции Института международного права "Тесная связь в соглашениях между государством и иностранным частным лицом" <33>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии со страницами 17 - 18 описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара", Заказчиком установлены требования к вышеуказанным транспортным средствам, например, к транспортному средству "Категории N 1" установлены следующие характеристики "Длина кузова", "Объем двигателя", "Расход топлива в смешанном цикле", "Время разгона на скорости от 0 до 100 км/ч" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии со страницами 17 - 18 описания объекта закупки, включенного в состав электронного документа "Извещение о проведении электронного аукциона на поставку товара", Заказчиком установлены требования к вышеуказанным транспортным средствам, например, к транспортному средству "Категории N 1" установлены следующие характеристики "Длина кузова", "Объем двигателя", "Расход топлива в смешанном цикле", "Время разгона на скорости от 0 до 100 км/ч" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Статья: О дихотомии конструкции смешанного договора
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)15. Собчак А.А. Смешанные и комплексные договоры в гражданском праве // Советское государство и право. 1989, N 11. С. 61 - 66.
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)15. Собчак А.А. Смешанные и комплексные договоры в гражданском праве // Советское государство и право. 1989, N 11. С. 61 - 66.