Смешанная избирательная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Смешанная избирательная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с мажоритарной и пропорциональной системами нередко выделяется так называемая смешанная избирательная система, предполагающая одновременное применение правил обеих названных систем при формировании единого органа. Нередко о применении смешанной избирательной системы говорят при анализе порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако буквальное прочтение положений действующего законодательства (ст. 3 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") позволяет говорить об применении мажоритарной системы к 225 депутатам, а также пропорциональной системы к другим 225 избираемым депутатам Государственной Думы.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с мажоритарной и пропорциональной системами нередко выделяется так называемая смешанная избирательная система, предполагающая одновременное применение правил обеих названных систем при формировании единого органа. Нередко о применении смешанной избирательной системы говорят при анализе порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако буквальное прочтение положений действующего законодательства (ст. 3 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") позволяет говорить об применении мажоритарной системы к 225 депутатам, а также пропорциональной системы к другим 225 избираемым депутатам Государственной Думы.
Статья: Взаимодействие партийных и избирательных систем в государствах СНГ (современные тенденции)
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Вывод: имеет место корреляция между изменением партийного законодательства и изменением избирательных систем. Представлена классификация избирательных систем на парламентских выборах в странах СНГ, а также показана роль в них политических партий. Партийная система в определенном смысле детерминирует применение пропорциональной или смешанной избирательной системы.
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Вывод: имеет место корреляция между изменением партийного законодательства и изменением избирательных систем. Представлена классификация избирательных систем на парламентских выборах в странах СНГ, а также показана роль в них политических партий. Партийная система в определенном смысле детерминирует применение пропорциональной или смешанной избирательной системы.
Нормативные акты
Постановление ЦИК России от 16.03.2016 N 328/1863-6
(ред. от 25.05.2016)
"О Порядке передачи открепительных удостоверений избирательным комиссиям, комиссиям референдума и учета открепительных удостоверений"Передача открепительных удостоверений от вышестоящих избирательных комиссий нижестоящим избирательным комиссиям должна осуществляться в последовательности, совпадающей в обратном порядке со схемой движения протоколов избирательных комиссий об итогах голосования. В случае проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по смешанной избирательной системе передача открепительных удостоверений вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям должна осуществляться в последовательности, совпадающей в обратном порядке со схемой движения протоколов избирательных комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу.
(ред. от 25.05.2016)
"О Порядке передачи открепительных удостоверений избирательным комиссиям, комиссиям референдума и учета открепительных удостоверений"Передача открепительных удостоверений от вышестоящих избирательных комиссий нижестоящим избирательным комиссиям должна осуществляться в последовательности, совпадающей в обратном порядке со схемой движения протоколов избирательных комиссий об итогах голосования. В случае проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по смешанной избирательной системе передача открепительных удостоверений вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям должна осуществляться в последовательности, совпадающей в обратном порядке со схемой движения протоколов избирательных комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу.
Постановление ЦИК России от 04.06.2014 N 233/1480-6
(ред. от 29.08.2014)
"О Порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, и Методических рекомендациях о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме"6. Данная форма заполняется для каждой избирательной кампании; в случае если в ходе одной избирательной кампании выборы проводятся по смешанной избирательной системе, данные передаются и вводятся только по единому избирательному округу.
(ред. от 29.08.2014)
"О Порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, и Методических рекомендациях о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме"6. Данная форма заполняется для каждой избирательной кампании; в случае если в ходе одной избирательной кампании выборы проводятся по смешанной избирательной системе, данные передаются и вводятся только по единому избирательному округу.
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: муниципальный уровень
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Если с таким подходом законодателя с трудом, но можно согласиться, поскольку он во многом коррелирует с рассмотренными в предыдущей статье из данного цикла позициями Конституционного Суда РФ <4>, то непонятна ч. 3.3 ст. 23 ФЗ N 131, требующая распределять по пропорциональной избирательной системе (в случае ее использования) минимум 10 мандатов. Из-за этой нормы схема "10 депутатов по партийным спискам + 4 одномандатника" может применяться, например, во внутригородском районе, но не может применяться в городском округе (хотя именно в городских округах и логичнее использовать смешанную избирательную систему). Тогда уж логично либо в ч. 3.2 ст. 23 ФЗ N 131 установить границу в 10 мандатов, либо в ч. 3.3 ст. 23 ФЗ N 131 - 15 мандатов. И хотя формально нигде не запрещено избирать депутатов только по партийным спискам, исходя из ч. 3.3 ст. 23 ФЗ N 131 можно сделать вывод, что либо полностью пропорциональная избирательная система запрещена (ч. 2.1 ст. 24 ФЗ N 131 это опровергает), либо эта норма касается только смешанной избирательной системы, но не полностью пропорциональной (последнее, в свою очередь, абсурдно - по этой точке зрения при 7 депутатах внутригородского района возможно их избрание по партийным спискам).
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Если с таким подходом законодателя с трудом, но можно согласиться, поскольку он во многом коррелирует с рассмотренными в предыдущей статье из данного цикла позициями Конституционного Суда РФ <4>, то непонятна ч. 3.3 ст. 23 ФЗ N 131, требующая распределять по пропорциональной избирательной системе (в случае ее использования) минимум 10 мандатов. Из-за этой нормы схема "10 депутатов по партийным спискам + 4 одномандатника" может применяться, например, во внутригородском районе, но не может применяться в городском округе (хотя именно в городских округах и логичнее использовать смешанную избирательную систему). Тогда уж логично либо в ч. 3.2 ст. 23 ФЗ N 131 установить границу в 10 мандатов, либо в ч. 3.3 ст. 23 ФЗ N 131 - 15 мандатов. И хотя формально нигде не запрещено избирать депутатов только по партийным спискам, исходя из ч. 3.3 ст. 23 ФЗ N 131 можно сделать вывод, что либо полностью пропорциональная избирательная система запрещена (ч. 2.1 ст. 24 ФЗ N 131 это опровергает), либо эта норма касается только смешанной избирательной системы, но не полностью пропорциональной (последнее, в свою очередь, абсурдно - по этой точке зрения при 7 депутатах внутригородского района возможно их избрание по партийным спискам).
Статья: Конституционная реформа в Республике Казахстан
(Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Во-вторых, усиливается статус Парламента Республики Казахстан и расширяется участие граждан в управлении государством. Так, вводится смешанная избирательная система для избрания депутатов нижней палаты - Мажилиса. Часть депутатов будет избираться по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, другая - по одномандатным территориальным избирательным округам, что позволит реально отражать интересы избирателей. Расширяется компетенция по контролю исполнения республиканского бюджета. Оптимизируется законотворческий процесс, когда Мажилис принимает законы, а верхняя палата - Сенат - одобряет или не одобряет законы. Если Сенат не одобрил закон в целом, то разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур.
(Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Во-вторых, усиливается статус Парламента Республики Казахстан и расширяется участие граждан в управлении государством. Так, вводится смешанная избирательная система для избрания депутатов нижней палаты - Мажилиса. Часть депутатов будет избираться по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, другая - по одномандатным территориальным избирательным округам, что позволит реально отражать интересы избирателей. Расширяется компетенция по контролю исполнения республиканского бюджета. Оптимизируется законотворческий процесс, когда Мажилис принимает законы, а верхняя палата - Сенат - одобряет или не одобряет законы. Если Сенат не одобрил закон в целом, то разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур.
Статья: Оценка влияния Европейской хартии местного самоуправления на российское муниципальное право
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)В завершение Конституционный Суд РФ указывает, что и Конституция России, и Хартия в целях необходимости учета многообразия видов муниципальных образований и различия между ними допускают возможность применения на местном уровне не только пропорциональной, но и мажоритарной и смешанной избирательных систем.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)В завершение Конституционный Суд РФ указывает, что и Конституция России, и Хартия в целях необходимости учета многообразия видов муниципальных образований и различия между ними допускают возможность применения на местном уровне не только пропорциональной, но и мажоритарной и смешанной избирательных систем.
Статья: Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Как правило, в науке используется термин "смешанные избирательные системы" [1, с. 88 - 100]. Отметим, что сам термин неудачен. По сути, только связанные смешанные системы являются смешанными в полном смысле этого слова. Наиболее удачен термин "системы комбинированных выборов". Ведь даже система выборов Президента РФ является смешанной в том смысле, что в первом туре используется принцип абсолютного большинства, а во втором - относительного. Однако с точки зрения нашей классификации выборы Президента в первом и во втором туре будут являться одной системой выборов в одном и том же едином федеральном округе. Наоборот, сосуществующие модели являются в этом смысле комбинированными, так как имеет место комбинация различных систем в различных избирательных округах, территории которых не пересекаются.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Как правило, в науке используется термин "смешанные избирательные системы" [1, с. 88 - 100]. Отметим, что сам термин неудачен. По сути, только связанные смешанные системы являются смешанными в полном смысле этого слова. Наиболее удачен термин "системы комбинированных выборов". Ведь даже система выборов Президента РФ является смешанной в том смысле, что в первом туре используется принцип абсолютного большинства, а во втором - относительного. Однако с точки зрения нашей классификации выборы Президента в первом и во втором туре будут являться одной системой выборов в одном и том же едином федеральном округе. Наоборот, сосуществующие модели являются в этом смысле комбинированными, так как имеет место комбинация различных систем в различных избирательных округах, территории которых не пересекаются.
Статья: Об изменении статуса политических партий Российской Федерации в первом десятилетии XXI в.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Современная избирательная система России в действующем ее виде начала формироваться в первой половине 90-х годов XX в. Основой формирования новой избирательной системы стали президентские указы Бориса Николаевича Ельцина, целью которых было повсеместное реформирование системы выборов представительных и законодательных органов государственной власти в стране. Первые попытки были предприняты в 1992 г., в связи с внесением изменений в Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов Российской Федерации", определивших порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов, народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов <1>. Указанные изменения были учтены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., интегрированы в федеральные законы, принятые впоследствии в развитие положений Конституции Российской Федерации, а также конкретизированы в нормативных актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этот же период была закреплена норма формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по смешанной избирательной системе.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Современная избирательная система России в действующем ее виде начала формироваться в первой половине 90-х годов XX в. Основой формирования новой избирательной системы стали президентские указы Бориса Николаевича Ельцина, целью которых было повсеместное реформирование системы выборов представительных и законодательных органов государственной власти в стране. Первые попытки были предприняты в 1992 г., в связи с внесением изменений в Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов Российской Федерации", определивших порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов, народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов <1>. Указанные изменения были учтены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., интегрированы в федеральные законы, принятые впоследствии в развитие положений Конституции Российской Федерации, а также конкретизированы в нормативных актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этот же период была закреплена норма формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по смешанной избирательной системе.
Статья: 30 лет Парламенту России
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)За годы работы Парламента России многократно менялся порядок выборов в Государственную Думу: от смешанной избирательной системы (сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательной системы) до пропорциональной избирательной системы, затем снова возвращение к смешанной системе. Время и практика показали, что обеспечение баланса народовластия возможно путем сочетания пропорциональной избирательной системы, которую можно назвать "партийной системой", так как выдвижение кандидата в депутаты и последующее распределение депутатских мандатов связаны с политической партией, и мажоритарной избирательной системы, которая позволяет реализовать самовыдвижение кандидата в депутаты. Справедливы утверждения профессора В.В. Комаровой, что в понятие "выборы" включаются действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти на всех стадиях избирательного процесса <2>. В этой связи выборы, сопряженная с ними избирательная система России видоизменялись многократно с 1990-х годов. В результате этого сформировалась существующая смешанная избирательная система, отвечающая принципам демократии.
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)За годы работы Парламента России многократно менялся порядок выборов в Государственную Думу: от смешанной избирательной системы (сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательной системы) до пропорциональной избирательной системы, затем снова возвращение к смешанной системе. Время и практика показали, что обеспечение баланса народовластия возможно путем сочетания пропорциональной избирательной системы, которую можно назвать "партийной системой", так как выдвижение кандидата в депутаты и последующее распределение депутатских мандатов связаны с политической партией, и мажоритарной избирательной системы, которая позволяет реализовать самовыдвижение кандидата в депутаты. Справедливы утверждения профессора В.В. Комаровой, что в понятие "выборы" включаются действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти на всех стадиях избирательного процесса <2>. В этой связи выборы, сопряженная с ними избирательная система России видоизменялись многократно с 1990-х годов. В результате этого сформировалась существующая смешанная избирательная система, отвечающая принципам демократии.
Статья: Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)В сентябре 2022 г. на выборах в представительные органы местного самоуправления в пяти из двенадцати столиц субъектов Российской Федерации применялась полностью мажоритарная избирательная система, в шести - смешанная и только в одной (г. Черкесск Карачаево-Черкесской Республики) использовалась полностью пропорциональная избирательная система <8>. Итак, в пяти административных центрах субъектов Российской Федерации произошел отказ от пропорциональной системы даже в ее сочетании с мажоритарной составляющей, а следовательно, и от гарантий избирательных прав политических партий на муниципальных выборах, хотя пять лет назад на предыдущих выборах в 2017 г. почти везде применялась смешанная избирательная система. Таким образом, региональный законодатель расширяет гарантии для реализации пассивного избирательного права граждан и сужает их действие для политических партий, которые имеют федеральный статус, а значит, должны больше внимания уделять решению общегосударственных задач, добиваясь депутатских мандатов на выборах в органы государственной власти, а не местного самоуправления.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)В сентябре 2022 г. на выборах в представительные органы местного самоуправления в пяти из двенадцати столиц субъектов Российской Федерации применялась полностью мажоритарная избирательная система, в шести - смешанная и только в одной (г. Черкесск Карачаево-Черкесской Республики) использовалась полностью пропорциональная избирательная система <8>. Итак, в пяти административных центрах субъектов Российской Федерации произошел отказ от пропорциональной системы даже в ее сочетании с мажоритарной составляющей, а следовательно, и от гарантий избирательных прав политических партий на муниципальных выборах, хотя пять лет назад на предыдущих выборах в 2017 г. почти везде применялась смешанная избирательная система. Таким образом, региональный законодатель расширяет гарантии для реализации пассивного избирательного права граждан и сужает их действие для политических партий, которые имеют федеральный статус, а значит, должны больше внимания уделять решению общегосударственных задач, добиваясь депутатских мандатов на выборах в органы государственной власти, а не местного самоуправления.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Во-первых, была признана не нарушающей Конституцию Российской Федерации смешанная избирательная система. Данная модель предполагает, что половина депутатов Государственной Думы избирается по одномандатным округам, т.е. избиратели голосовали за конкретных кандидатов. Другая же половина депутатов попадала в Государственную Думу в составе списка кандидатов, которые выдвигались политическими партиями. Такая система, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, позволяет в условиях свободных выборов отобразить разделяемые гражданами убеждения и выразить их волю о составе парламента. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что Основной Закон не предусматривает конкретной избирательной системы для выборов депутатов Государственной Думы, а значит, при разрешении этого вопроса законодатель обладал определенной свободой усмотрения. Тем самым вывод о конституционности смешанной избирательной системы не предполагает, что лишь такой способ выбора депутатов Государственной Думы согласуется с Конституцией Российской Федерации.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Во-первых, была признана не нарушающей Конституцию Российской Федерации смешанная избирательная система. Данная модель предполагает, что половина депутатов Государственной Думы избирается по одномандатным округам, т.е. избиратели голосовали за конкретных кандидатов. Другая же половина депутатов попадала в Государственную Думу в составе списка кандидатов, которые выдвигались политическими партиями. Такая система, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, позволяет в условиях свободных выборов отобразить разделяемые гражданами убеждения и выразить их волю о составе парламента. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что Основной Закон не предусматривает конкретной избирательной системы для выборов депутатов Государственной Думы, а значит, при разрешении этого вопроса законодатель обладал определенной свободой усмотрения. Тем самым вывод о конституционности смешанной избирательной системы не предполагает, что лишь такой способ выбора депутатов Государственной Думы согласуется с Конституцией Российской Федерации.
Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Виды избирательных систем, с помощью которых проводятся муниципальные выборы, оговариваются законами субъектов Российской Федерации. Согласно положениям законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, - выборы могут проводиться по мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательным системам. Выбор избирательной системы, которая будет применена при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, согласно региональному законодательству определяется уставом муниципального образования.
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Виды избирательных систем, с помощью которых проводятся муниципальные выборы, оговариваются законами субъектов Российской Федерации. Согласно положениям законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, - выборы могут проводиться по мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательным системам. Выбор избирательной системы, которая будет применена при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, согласно региональному законодательству определяется уставом муниципального образования.
Статья: Качественная конституция - работающий конституционализм: взаимопонимание и взаимовлияние. Опыт Казахстана
(Имашев Б.М., Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)В 2022 г. изменения и дополнения были внесены после Трагического января в целях оперативного исправления возникших негативных явлений в государстве и настроений в обществе, стимулирования продолжения прогрессивных тенденций. Основные из них были связаны с модификацией президентской формы правления: до одного сокращен возможный одному лицу президентский мандат; введен запрет Президенту на период осуществления полномочий состоять в политической партии; теперь близкие родственники Главы государства не вправе занимать должности политических госслужащих, руководителей субъектов в квазигоссекторе. Из текста исключены нормы, регламентирующие особый статус первого Президента РК Н.А. Назарбаева. Закреплено положение о принадлежности земли и ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов народу. Повышена роль Парламента, и при формировании его палат введена смешанная избирательная система; демократизировано местное управление и самоуправление. Усилены правозащитные институты: на основе Конституционного Совета учрежден Конституционный Суд с предоставлением права прямого обращения к нему гражданам для защиты своих прав, в Основной Закон включена новая статья 83-1 об Уполномоченном по правам человека в РК, на уровень конституционного закона поднято правовое регулирование прокуратуры (ранее это был "обычный" закон). При подготовке законопроекта были соблюдены демократические процедуры. Явка на референдум составила 68,05%, из которых 77,17% участников проголосовали за внесение предложенных К.К. Токаевым поправок в Конституцию.
(Имашев Б.М., Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)В 2022 г. изменения и дополнения были внесены после Трагического января в целях оперативного исправления возникших негативных явлений в государстве и настроений в обществе, стимулирования продолжения прогрессивных тенденций. Основные из них были связаны с модификацией президентской формы правления: до одного сокращен возможный одному лицу президентский мандат; введен запрет Президенту на период осуществления полномочий состоять в политической партии; теперь близкие родственники Главы государства не вправе занимать должности политических госслужащих, руководителей субъектов в квазигоссекторе. Из текста исключены нормы, регламентирующие особый статус первого Президента РК Н.А. Назарбаева. Закреплено положение о принадлежности земли и ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов народу. Повышена роль Парламента, и при формировании его палат введена смешанная избирательная система; демократизировано местное управление и самоуправление. Усилены правозащитные институты: на основе Конституционного Совета учрежден Конституционный Суд с предоставлением права прямого обращения к нему гражданам для защиты своих прав, в Основной Закон включена новая статья 83-1 об Уполномоченном по правам человека в РК, на уровень конституционного закона поднято правовое регулирование прокуратуры (ранее это был "обычный" закон). При подготовке законопроекта были соблюдены демократические процедуры. Явка на референдум составила 68,05%, из которых 77,17% участников проголосовали за внесение предложенных К.К. Токаевым поправок в Конституцию.