Сменяемость власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Сменяемость власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риски, связанные с отменой ограничения занятия одним и тем же лицом должности главы субъекта Российской Федерации более двух сроков подряд
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье рассматривается проблематика отмены ограничения на количество последовательных сроков на посту главы субъекта РФ, на которые раньше могло избираться одно и то же лицо. Отмечается, что конституционно не установлена обязанность законодателей устанавливать такого рода ограничения, более того, подобное ограничение конституционно определено только для главы государства. И с учетом последних изменений в законодательстве России, а именно в связи с отменой ограничения на занятие одним и тем же лицом должности главы субъекта РФ более двух сроков подряд, если население удовлетворено работой главы региона, оно может избрать это лицо на третий срок и более. В статье выделены потенциальные риски, связанные с низким уровнем правосознания населения региона и его стремлением к стабильности, что может привести к консолидации власти на длительный период в руках не только одного человека, но группы людей, так как глава субъекта РФ участвует в формировании высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Делается вывод, что ограничение количества сроков полномочий главы субъекта РФ является важной мерой, направленной на защиту демократических принципов и предотвращение злоупотребления властью. Таким образом, данная норма должна быть возвращена в российское законодательство, несмотря на возможные аргументы в пользу ее отмены. Это связано с тем, что в сегодняшнем виде рассматриваемая норма не соответствует конституционному принципу сменяемости власти (ст. 1 и 3 Конституции РФ).
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье рассматривается проблематика отмены ограничения на количество последовательных сроков на посту главы субъекта РФ, на которые раньше могло избираться одно и то же лицо. Отмечается, что конституционно не установлена обязанность законодателей устанавливать такого рода ограничения, более того, подобное ограничение конституционно определено только для главы государства. И с учетом последних изменений в законодательстве России, а именно в связи с отменой ограничения на занятие одним и тем же лицом должности главы субъекта РФ более двух сроков подряд, если население удовлетворено работой главы региона, оно может избрать это лицо на третий срок и более. В статье выделены потенциальные риски, связанные с низким уровнем правосознания населения региона и его стремлением к стабильности, что может привести к консолидации власти на длительный период в руках не только одного человека, но группы людей, так как глава субъекта РФ участвует в формировании высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Делается вывод, что ограничение количества сроков полномочий главы субъекта РФ является важной мерой, направленной на защиту демократических принципов и предотвращение злоупотребления властью. Таким образом, данная норма должна быть возвращена в российское законодательство, несмотря на возможные аргументы в пользу ее отмены. Это связано с тем, что в сегодняшнем виде рассматриваемая норма не соответствует конституционному принципу сменяемости власти (ст. 1 и 3 Конституции РФ).
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<322> См.: Черепанов В.А. О правовых вопросах сменяемости власти // Журнал российского права. 2020. N 11. С. 30 - 44.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<322> См.: Черепанов В.А. О правовых вопросах сменяемости власти // Журнал российского права. 2020. N 11. С. 30 - 44.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"4) принятию политико-дипломатических мер по противодействию вмешательству во внутренние дела суверенных государств, в первую очередь направленному на осложнение внутриполитической ситуации, неконституционную смену власти или нарушение территориальной целостности государств;
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"4) принятию политико-дипломатических мер по противодействию вмешательству во внутренние дела суверенных государств, в первую очередь направленному на осложнение внутриполитической ситуации, неконституционную смену власти или нарушение территориальной целостности государств;
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Помимо названных выше негативных причин, которое несет в себе столь частое изменение избирательного законодательства, в науке также отмечается, что частота, скорость и качество изменения законодательства сказываются негативно на индексах верховенства права и других показателях, которые Всемирный банк использует для анализа качества институционального климата в отдельной стране <15>. Например, по данным организации The World Justice Project Rule of Law Index, на 2022 г. Россия занимала 107-е из 140 мест по рейтингу верховенства права <16>. Конечно, нельзя, исходя из этих данных, делать однозначный вывод, что нестабильность законодательства одновременно означает и сложную ситуацию с верховенством права в государстве, однако корреляцию все же проследить можно. По мнению автора данной статьи, нестабильность института выборов порождает и нестабильность политической системы в целом (стабильность здесь понимается автором как наличие понятных и равных правил для любых субъектов избирательного процесса на протяжении как минимум нескольких избирательных циклов, которые не препятствуют процессу сменяемости власти), в первую очередь потому, что может привести к ситуации изменения законов "под себя" в интересах конкретной политической силы, что повлечет ухудшение качества демократических институтов. В свою очередь, нестабильное состояние политической системы прямо порождает и нестабильность других сфер общества, включая экономику, поскольку в первую очередь именно в рамках политической системы реализуется властный механизм государства и происходит принятие общеобязательных государственных решений.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Помимо названных выше негативных причин, которое несет в себе столь частое изменение избирательного законодательства, в науке также отмечается, что частота, скорость и качество изменения законодательства сказываются негативно на индексах верховенства права и других показателях, которые Всемирный банк использует для анализа качества институционального климата в отдельной стране <15>. Например, по данным организации The World Justice Project Rule of Law Index, на 2022 г. Россия занимала 107-е из 140 мест по рейтингу верховенства права <16>. Конечно, нельзя, исходя из этих данных, делать однозначный вывод, что нестабильность законодательства одновременно означает и сложную ситуацию с верховенством права в государстве, однако корреляцию все же проследить можно. По мнению автора данной статьи, нестабильность института выборов порождает и нестабильность политической системы в целом (стабильность здесь понимается автором как наличие понятных и равных правил для любых субъектов избирательного процесса на протяжении как минимум нескольких избирательных циклов, которые не препятствуют процессу сменяемости власти), в первую очередь потому, что может привести к ситуации изменения законов "под себя" в интересах конкретной политической силы, что повлечет ухудшение качества демократических институтов. В свою очередь, нестабильное состояние политической системы прямо порождает и нестабильность других сфер общества, включая экономику, поскольку в первую очередь именно в рамках политической системы реализуется властный механизм государства и происходит принятие общеобязательных государственных решений.
Статья: Новеллы законодательства, регулирующего правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(Тюнина И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)Если ранее высшее должностное лицо субъекта РФ было не вправе быть избранным более чем на 2 срока подряд, во вновь принятом законе какие-либо ограничения в данной сфере не предусматриваются. Следует отметить, что статус высшего должностного лица субъекта РФ в этой связи заметно изменяется. Вместе с тем представляется целесообразным в рамках соблюдения демократического принципа сменяемости власти и профилактики злоупотреблений ею в Конституции РФ (в ч. 3 ст. 77) и ФЗ N 414-ФЗ (в ч. 2 ст. 20) закрепить соответствующие ограничения.
(Тюнина И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)Если ранее высшее должностное лицо субъекта РФ было не вправе быть избранным более чем на 2 срока подряд, во вновь принятом законе какие-либо ограничения в данной сфере не предусматриваются. Следует отметить, что статус высшего должностного лица субъекта РФ в этой связи заметно изменяется. Вместе с тем представляется целесообразным в рамках соблюдения демократического принципа сменяемости власти и профилактики злоупотреблений ею в Конституции РФ (в ч. 3 ст. 77) и ФЗ N 414-ФЗ (в ч. 2 ст. 20) закрепить соответствующие ограничения.
Статья: Эволюция сферы деятельности адвоката: от узкой специализации к социальному консультированию
(Васяев А.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)Оценивая возможности, например, применения опыта США в Российской Федерации, следует принимать во внимание как довольно сложный и противоречивый исторический опыт развития института адвокатуры в России, так и условия социальной среды стран западного мира. Конкурентная политика, сменяемость власти всех уровней, независимый суд, высокий уровень вертикальной социальной мобильности, активная вовлеченность граждан в политический процесс, институты гражданского общества, федерализм, развитое местное самоуправление - все это базовые условия для активного развития всех сфер общественной жизни, в том числе и востребованной обществом адвокатской деятельности. Без всего вышеперечисленного невозможна была бы и эффективная коммуникация юридического сообщества и граждан, которые пользуются помощью адвокатов. В адвокатуре США обратная связь с доверителем, в том числе потенциальным, является важнейшей частью юридического бизнеса.
(Васяев А.А.)
("Адвокатская практика", 2024, N 3)Оценивая возможности, например, применения опыта США в Российской Федерации, следует принимать во внимание как довольно сложный и противоречивый исторический опыт развития института адвокатуры в России, так и условия социальной среды стран западного мира. Конкурентная политика, сменяемость власти всех уровней, независимый суд, высокий уровень вертикальной социальной мобильности, активная вовлеченность граждан в политический процесс, институты гражданского общества, федерализм, развитое местное самоуправление - все это базовые условия для активного развития всех сфер общественной жизни, в том числе и востребованной обществом адвокатской деятельности. Без всего вышеперечисленного невозможна была бы и эффективная коммуникация юридического сообщества и граждан, которые пользуются помощью адвокатов. В адвокатуре США обратная связь с доверителем, в том числе потенциальным, является важнейшей частью юридического бизнеса.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Эволюция наказания. Наказание является одним из древнейших правовых институтов. Его появление и последующее развитие неразрывно связаны с потребностью в управлении обществом, разрешении наиболее острых социальных конфликтов, связанных с посягательством на важнейшие блага: жизнь, здоровье, собственность, общественную безопасность и т.д. Появление института наказания исторически связано с усилением публичной власти и сменой взглядов на преступление и ответственность за него. В истории уголовного законодательства и юридической мысли наблюдается постепенный переход от доктрины частной "обиды" к формуле, отражающей публичный характер преступления, наносящего ущерб, прежде всего, интересам государства, в обязанности которого входит защита основных социальных благ, в том числе и личности.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Эволюция наказания. Наказание является одним из древнейших правовых институтов. Его появление и последующее развитие неразрывно связаны с потребностью в управлении обществом, разрешении наиболее острых социальных конфликтов, связанных с посягательством на важнейшие блага: жизнь, здоровье, собственность, общественную безопасность и т.д. Появление института наказания исторически связано с усилением публичной власти и сменой взглядов на преступление и ответственность за него. В истории уголовного законодательства и юридической мысли наблюдается постепенный переход от доктрины частной "обиды" к формуле, отражающей публичный характер преступления, наносящего ущерб, прежде всего, интересам государства, в обязанности которого входит защита основных социальных благ, в том числе и личности.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)- провести анализ процесса дальнейших изменений в государственном управлении, власти, коммуникационных процессов между властью и институтами гражданского общества. Ученые говорят об обществе 5.0, что означает неизбежные процессы постоянной смены власти, институтов гражданского общества, а также механизмов их взаимодействия. Все это требует гибкости и подотчетности со стороны этих органов, в связи с чем крайне важно провести анализ таких терминов, как "цифровизация", "цифровая реальность", "электронное государство", "электронная демократия", "цифровое гражданство" и пр.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)- провести анализ процесса дальнейших изменений в государственном управлении, власти, коммуникационных процессов между властью и институтами гражданского общества. Ученые говорят об обществе 5.0, что означает неизбежные процессы постоянной смены власти, институтов гражданского общества, а также механизмов их взаимодействия. Все это требует гибкости и подотчетности со стороны этих органов, в связи с чем крайне важно провести анализ таких терминов, как "цифровизация", "цифровая реальность", "электронное государство", "электронная демократия", "цифровое гражданство" и пр.