Служебный спор в органах внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебный спор в органах внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются на выплаты государства в пользу гражданина, связанные с возмещением вреда здоровью
Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2015 N 20-КГ15-20 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 2, ст. ст. 395, 1084, 1091 ГК РФПрименение положений ст. 395 ГК РФ к спорным отношениям необоснованно, так как выплата сотрудникам органов внутренних дел сумм возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, является расходным обязательством Российской Федерации. Эти суммы не могут быть признаны денежными средствами областного управления МВД России как юридического лица, финансируемого из федерального бюджета. Денежная компенсация выплачивается из средств федерального бюджета, которые выделяются конкретным получателям бюджетных средств на финансирование определенных целей. Эти средства не могут быть использованы на иные цели.
Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2015 N 20-КГ15-20 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 2, ст. ст. 395, 1084, 1091 ГК РФПрименение положений ст. 395 ГК РФ к спорным отношениям необоснованно, так как выплата сотрудникам органов внутренних дел сумм возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, является расходным обязательством Российской Федерации. Эти суммы не могут быть признаны денежными средствами областного управления МВД России как юридического лица, финансируемого из федерального бюджета. Денежная компенсация выплачивается из средств федерального бюджета, которые выделяются конкретным получателям бюджетных средств на финансирование определенных целей. Эти средства не могут быть использованы на иные цели.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 104 "Предоставление служебных жилых помещений" ЖК РФ"Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 92, 93, 99, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, что по условиям заключенного договора найма служебного жилого помещения спорная квартира была предоставлена ответчику С.Г. и членам его семьи на период прохождения С.Г. службы в органах внутренних дел, после окончания службы указанный договор прекращает свое действие, в связи с чем С.Г. и члены его семьи обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем заявленные администрацией городского округа Подольск исковые требования являются обоснованными и подлежит удовлетворению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Темпоральные основания ограничения конституционного права на доступ к правосудию в современной России
(Волченко О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)В трудовом и служебном праве также наблюдается конституционно допустимое ограничение права на доступ к правосудию, обусловленное течением соответствующих сроков. При этом законодательная формулировка в более явной форме свидетельствует, что речь идет именно об исключении возможности судебной защиты, ограниченной пресечением доступа к правосудию. Так, ст. 392 Трудового кодекса РФ <6> утверждает не наличие "срока исковой давности" (как это сформулировано в гражданском законодательстве), но "срока обращения в суд по трудовым делам" (по общему правилу - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права; один месяц - со дня увольнения; в течение одного года - по спорам о заработной плате). Как установил Конституционный Суд РФ в Постановлении N 35-П от 2020 г. <7>, положения ст. 392 Трудового кодекса РФ "послужили образцом (моделью) для правового регулирования разрешения служебных споров". Во всяком случае, законодательство о службе в органах внутренних дел <8>, о службе в уголовно-исполнительной системе <9> и т.д. установило тождественные сроки (три месяца для индивидуальных споров и один месяц в случае увольнения со службы). Каковы же конституционные цели темпоральных ограничений <10> доступа правообладателей к правосудию? По каким именно причинам это столь устойчиво складывается в законодательной и правоприменительной практике?
(Волченко О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)В трудовом и служебном праве также наблюдается конституционно допустимое ограничение права на доступ к правосудию, обусловленное течением соответствующих сроков. При этом законодательная формулировка в более явной форме свидетельствует, что речь идет именно об исключении возможности судебной защиты, ограниченной пресечением доступа к правосудию. Так, ст. 392 Трудового кодекса РФ <6> утверждает не наличие "срока исковой давности" (как это сформулировано в гражданском законодательстве), но "срока обращения в суд по трудовым делам" (по общему правилу - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права; один месяц - со дня увольнения; в течение одного года - по спорам о заработной плате). Как установил Конституционный Суд РФ в Постановлении N 35-П от 2020 г. <7>, положения ст. 392 Трудового кодекса РФ "послужили образцом (моделью) для правового регулирования разрешения служебных споров". Во всяком случае, законодательство о службе в органах внутренних дел <8>, о службе в уголовно-исполнительной системе <9> и т.д. установило тождественные сроки (три месяца для индивидуальных споров и один месяц в случае увольнения со службы). Каковы же конституционные цели темпоральных ограничений <10> доступа правообладателей к правосудию? По каким именно причинам это столь устойчиво складывается в законодательной и правоприменительной практике?
Статья: Разногласия по графику неполного рабочего времени: позиции судов
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Суд признал правомерность применения к спорным правоотношениям норм трудового законодательства РФ (ст. 93 ТК РФ). Однако признал ошибочными доводы истца о том, что сам факт подачи ею рапорта являлся достаточным основанием для правомерного ее отсутствия на службе, и указал на необходимость соблюдения порядка разрешения служебного спора, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (при несогласии с решением непосредственного руководителя сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к прямому руководителю или в суд).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Суд признал правомерность применения к спорным правоотношениям норм трудового законодательства РФ (ст. 93 ТК РФ). Однако признал ошибочными доводы истца о том, что сам факт подачи ею рапорта являлся достаточным основанием для правомерного ее отсутствия на службе, и указал на необходимость соблюдения порядка разрешения служебного спора, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (при несогласии с решением непосредственного руководителя сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к прямому руководителю или в суд).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ служебный спор в органах внутренних дел (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ служебный спор в органах внутренних дел (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), исходя из пункта 22 которой для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника в постоянно действующую комиссию по вопросам выплат представляются соответствующие документы, в том числе копия заключения Центральной военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", военно-врачебной комиссии медико-санитарной организации системы МВД России по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее - ВВК МСЧ МВД России) о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), исходя из пункта 22 которой для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника в постоянно действующую комиссию по вопросам выплат представляются соответствующие документы, в том числе копия заключения Центральной военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", военно-врачебной комиссии медико-санитарной организации системы МВД России по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее - ВВК МСЧ МВД России) о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Статья: Содержание стадии исполнения дисциплинарного взыскания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В случае письменного отказа сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, а военнослужащего - от снижения в воинской должности деятельность по исполнению такого взыскания трансформируется в самостоятельное производство по досрочному расторжению контракта и увольнению со службы.
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В случае письменного отказа сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, а военнослужащего - от снижения в воинской должности деятельность по исполнению такого взыскания трансформируется в самостоятельное производство по досрочному расторжению контракта и увольнению со службы.
Статья: Выселение из жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, служебного жилого помещения и общежития: теоретические проблемы и правоприменительная практика
(Малявина Н.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Норма относительно вынужденного выселения специального субъекта из служебного жилого помещения в российском законодательстве установлена ч. 1 ст. 103 ЖК РФ <1>, где говорится о том, что "в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам". Довольно логичным является правовое последствие отказа от выполнения содержания указанной нормы - возбуждение дела по жилищному спору, рассмотрение его судом общей юрисдикции и вынесение и принудительное исполнение установленных предписаний. Если же у гражданина, подлежащего выселению из служебного жилого помещения, отсутствует иное жилье на праве собственности или социального найма, тогда они не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения. Такой категорией субъектов зачастую выступают члены семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел или иных лиц, погибших при исполнении; пенсионеры, которым начисляются пенсионные выплаты по старости; члены семьи умершего работника, которому и было выделено служебное жилое помещение; а также инвалиды с установленным ограничением трудоспособности I или II групп.
(Малявина Н.Б.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Норма относительно вынужденного выселения специального субъекта из служебного жилого помещения в российском законодательстве установлена ч. 1 ст. 103 ЖК РФ <1>, где говорится о том, что "в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам". Довольно логичным является правовое последствие отказа от выполнения содержания указанной нормы - возбуждение дела по жилищному спору, рассмотрение его судом общей юрисдикции и вынесение и принудительное исполнение установленных предписаний. Если же у гражданина, подлежащего выселению из служебного жилого помещения, отсутствует иное жилье на праве собственности или социального найма, тогда они не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения. Такой категорией субъектов зачастую выступают члены семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел или иных лиц, погибших при исполнении; пенсионеры, которым начисляются пенсионные выплаты по старости; члены семьи умершего работника, которому и было выделено служебное жилое помещение; а также инвалиды с установленным ограничением трудоспособности I или II групп.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В конечном счете это направлено на достижение общей цели отбора граждан на государственную службу, которой является прием на службу граждан, способных выполнять служебные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне (п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В конечном счете это направлено на достижение общей цели отбора граждан на государственную службу, которой является прием на службу граждан, способных выполнять служебные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне (п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).
Статья: Грубые нарушения служебной дисциплины в органах внутренних дел, затрагивающие конституционные права человека и гражданина
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)2. Волгина Г.Е. Служебный спор и подача искового заявления в суд как способа защиты прав сотрудников внутренних дел Российской Федерации / Г.Е. Волгина, А.А. Попова // Защита прав сотрудников органов внутренних дел: доктрина, практика, техника: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М.: Проспект, 2019. С. 111 - 116.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)2. Волгина Г.Е. Служебный спор и подача искового заявления в суд как способа защиты прав сотрудников внутренних дел Российской Федерации / Г.Е. Волгина, А.А. Попова // Защита прав сотрудников органов внутренних дел: доктрина, практика, техника: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М.: Проспект, 2019. С. 111 - 116.
Статья: Особенности реализации прав на служебное жилье
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Одно из подобных дел было рассмотрено Гражданской коллегией Верховного Суда РФ <2>. В данном споре майор милиции, старший участковый уполномоченный ОВД по городскому округу проживал с семьей в жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения. Квартира является муниципальной собственностью, отнесена к специализированному (служебному) жилищному фонду и закреплена за управлением муниципальной собственности администрации городского округа. В связи с увольнением со службы в органах внутренних дел был прекращен договор служебного найма жилого помещения. Ответчик и члены его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в муниципальном образовании не состояли, к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, не относятся, в добровольном порядке освобождать его отказались.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Одно из подобных дел было рассмотрено Гражданской коллегией Верховного Суда РФ <2>. В данном споре майор милиции, старший участковый уполномоченный ОВД по городскому округу проживал с семьей в жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения. Квартира является муниципальной собственностью, отнесена к специализированному (служебному) жилищному фонду и закреплена за управлением муниципальной собственности администрации городского округа. В связи с увольнением со службы в органах внутренних дел был прекращен договор служебного найма жилого помещения. Ответчик и члены его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в муниципальном образовании не состояли, к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, не относятся, в добровольном порядке освобождать его отказались.
Статья: Верховный Суд РФ утвердил Обзор судебной практики N 1 (2025)
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи, произошедшие с работниками, подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения, повлекшие их смерть, если указанные события произошли в том числе при следовании работников к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора. Такие несчастные случаи на производстве признаются страховыми.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи, произошедшие с работниками, подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения, повлекшие их смерть, если указанные события произошли в том числе при следовании работников к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора. Такие несчастные случаи на производстве признаются страховыми.
Статья: Проблемы аннулирования трудового договора
(Кичигин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В качестве примера можно привести назначение на должность сотрудников федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы. Трудовой договор (именуемый служебным контрактом) вступает в силу со дня, определенного в распоряжении работодателя (представителя нанимателя). В данном случае для вступления служебного контракта в силу недостаточно простого подписания его сторонами даже вкупе с фактически состоявшимся допуском работника к работе <20>. Для целей настоящего исследования также представляется существенным то, что специальные нормы соответствующих федеральных законов, регулирующих трудовые отношения с участием этих категорий работников (служащих), не содержат понятия аннулирования как такового. И хотя упомянутые специальные нормативные правовые акты имеют оговорку о том, что в случаях, не урегулированных нормами этих законов, к отношениям сторон применяются нормы трудового законодательства (т.е. в первую очередь ТК РФ), возможность применения к служебным контрактам нормы об аннулировании представляется достаточно спорной.
(Кичигин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В качестве примера можно привести назначение на должность сотрудников федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы. Трудовой договор (именуемый служебным контрактом) вступает в силу со дня, определенного в распоряжении работодателя (представителя нанимателя). В данном случае для вступления служебного контракта в силу недостаточно простого подписания его сторонами даже вкупе с фактически состоявшимся допуском работника к работе <20>. Для целей настоящего исследования также представляется существенным то, что специальные нормы соответствующих федеральных законов, регулирующих трудовые отношения с участием этих категорий работников (служащих), не содержат понятия аннулирования как такового. И хотя упомянутые специальные нормативные правовые акты имеют оговорку о том, что в случаях, не урегулированных нормами этих законов, к отношениям сторон применяются нормы трудового законодательства (т.е. в первую очередь ТК РФ), возможность применения к служебным контрактам нормы об аннулировании представляется достаточно спорной.
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Сотрудники органов внутренних дел, учитывая предоставленные им широчайшие полномочия по применению мер государственного принуждения, зримо подкрепленные соответствующими внешними атрибутами (форменная одежда со знаками различия, открыто демонстрируемые оружие и специальные средства), олицетворяют государственную власть, что называется, в "чистом виде". К их поведению как на службе, так и вне ее предъявляются высокие требования, несоблюдение которых бросает тень не только на органы внутренних дел, но и на само государство в целом, умаляет его авторитет в глазах граждан, что абсолютно недопустимо. Неслучайно в комментарии к Федеральному закону "О полиции" специально отмечается, что ведомственные кодексы этики действуют во многих федеральных органах государственной власти. Их нормы нередко применяются, в частности, при спорах о наложении дисциплинарных взысканий и увольнении [12, с. 55]. В органах внутренних дел действует Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 26.06.2020 N 260) <5>. В числе основных этических требований, предъявляемых к сотруднику при осуществлении служебной деятельности, а также и во внеслужебное время, Кодекс предписывает ему, в частности, быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иными транспортными средствами. Этические нормы как самостоятельный вид социальных норм при всей их несомненной важности и значимости не должны обеспечиваться мерами государственного принуждения, основанными на правовых нормах. Однако практика свидетельствует об обратном.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Сотрудники органов внутренних дел, учитывая предоставленные им широчайшие полномочия по применению мер государственного принуждения, зримо подкрепленные соответствующими внешними атрибутами (форменная одежда со знаками различия, открыто демонстрируемые оружие и специальные средства), олицетворяют государственную власть, что называется, в "чистом виде". К их поведению как на службе, так и вне ее предъявляются высокие требования, несоблюдение которых бросает тень не только на органы внутренних дел, но и на само государство в целом, умаляет его авторитет в глазах граждан, что абсолютно недопустимо. Неслучайно в комментарии к Федеральному закону "О полиции" специально отмечается, что ведомственные кодексы этики действуют во многих федеральных органах государственной власти. Их нормы нередко применяются, в частности, при спорах о наложении дисциплинарных взысканий и увольнении [12, с. 55]. В органах внутренних дел действует Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 26.06.2020 N 260) <5>. В числе основных этических требований, предъявляемых к сотруднику при осуществлении служебной деятельности, а также и во внеслужебное время, Кодекс предписывает ему, в частности, быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иными транспортными средствами. Этические нормы как самостоятельный вид социальных норм при всей их несомненной важности и значимости не должны обеспечиваться мерами государственного принуждения, основанными на правовых нормах. Однако практика свидетельствует об обратном.
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Исходя из властной природы государственно-служебных отношений, фактов издания субъектами дисциплинарной власти актов управления, изменяющих правовое положение госслужащего, в том числе при наложении дисциплинарных взысканий, более логичным представляется к служебным спорам применять положения КАС РФ. Тем более что в служебном законодательстве установлены специальные сроки обращения в суд, что, в частности, "исключает возможность применения к отдельным правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в том числе для граждан, ранее состоявших на службе в органах внутренних дел, норм трудового законодательства, в данном случае ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ" <10>.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Исходя из властной природы государственно-служебных отношений, фактов издания субъектами дисциплинарной власти актов управления, изменяющих правовое положение госслужащего, в том числе при наложении дисциплинарных взысканий, более логичным представляется к служебным спорам применять положения КАС РФ. Тем более что в служебном законодательстве установлены специальные сроки обращения в суд, что, в частности, "исключает возможность применения к отдельным правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в том числе для граждан, ранее состоявших на службе в органах внутренних дел, норм трудового законодательства, в данном случае ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ" <10>.