Служебное жилье ЖК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебное жилье ЖК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 93 "Назначение служебных жилых помещений" ЖК РФСТАТЬЯ 93 "НАЗНАЧЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ" ЖК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 104 "Предоставление служебных жилых помещений" ЖК РФСТАТЬЯ 104 "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ" ЖК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выселение из служебного жилого помещения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы, связанные с выселением нанимателей из служебного жилого помещения, достаточно четко регламентированы Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ), а проблемы их применения весьма подробно отражены в судебной практике.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы, связанные с выселением нанимателей из служебного жилого помещения, достаточно четко регламентированы Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ), а проблемы их применения весьма подробно отражены в судебной практике.
Статья: Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В соответствии со ст. 92, 104 Жилищного кодекса (ЖК РФ) служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда должны предоставляться органом местного самоуправления лицам, которые работают в муниципальных организациях, являются муниципальными служащими данного муниципального образования, занимают выборные муниципальные должности. Перечень таких работников, служащих и должностей должен быть утвержден нормативным актом муниципального образования. Включение в этот перечень работников и служащих, не относящихся к данному муниципальному образованию, что иногда встречается на практике, представляется допустимым только при наличии соответствующего федерального закона или закона субъекта РФ. Такая точка зрения проистекает из положений гл. 3 и 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ФЗ N 131-ФЗ). Указанный подход использовался при определении возможности предоставления муниципального служебного жилья участковым уполномоченным органов внутренних дел. Такая возможность прямо допускалась с июля 2011 г. до 1 января 2017 г., причем она была отнесена к полномочиям местного значения муниципального района (п. 8.2 ч. 1 ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ). Однако закон предусматривал возможность компенсации расходов на такое предоставление в дальнейшем, если занимающих данные помещения лиц из числа уполномоченных и их семей не удавалось выселить из занимаемого жилого помещения после прекращения службы <2>, хотя по этим делам и имелись разночтения судебной практики <3>.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В соответствии со ст. 92, 104 Жилищного кодекса (ЖК РФ) служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда должны предоставляться органом местного самоуправления лицам, которые работают в муниципальных организациях, являются муниципальными служащими данного муниципального образования, занимают выборные муниципальные должности. Перечень таких работников, служащих и должностей должен быть утвержден нормативным актом муниципального образования. Включение в этот перечень работников и служащих, не относящихся к данному муниципальному образованию, что иногда встречается на практике, представляется допустимым только при наличии соответствующего федерального закона или закона субъекта РФ. Такая точка зрения проистекает из положений гл. 3 и 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ФЗ N 131-ФЗ). Указанный подход использовался при определении возможности предоставления муниципального служебного жилья участковым уполномоченным органов внутренних дел. Такая возможность прямо допускалась с июля 2011 г. до 1 января 2017 г., причем она была отнесена к полномочиям местного значения муниципального района (п. 8.2 ч. 1 ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ). Однако закон предусматривал возможность компенсации расходов на такое предоставление в дальнейшем, если занимающих данные помещения лиц из числа уполномоченных и их семей не удавалось выселить из занимаемого жилого помещения после прекращения службы <2>, хотя по этим делам и имелись разночтения судебной практики <3>.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
(ред. от 04.11.2025)Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Ситуация: Как предоставляются служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется приказом, протоколом или постановлением, после чего заключается договор найма служебного жилого помещения. До заключения договора может выдаваться смотровой ордер (ст. 100 ЖК РФ; п. 11 Порядка N 5104; п. 9 Положения N 225; п. 17 Порядка N 242; п. 11 Положения N 232).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется приказом, протоколом или постановлением, после чего заключается договор найма служебного жилого помещения. До заключения договора может выдаваться смотровой ордер (ст. 100 ЖК РФ; п. 11 Порядка N 5104; п. 9 Положения N 225; п. 17 Порядка N 242; п. 11 Положения N 232).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Согласно абз. 3 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст. 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Согласно абз. 3 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст. 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Ситуация: В каком порядке право пользования служебным жилым помещением признается утраченным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин должен освободить служебное жилое помещение в случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин должен освободить служебное жилое помещение в случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).
Статья: Изъятие служебного жилья у депутатов: анализ споров
(Гуринова Е.)
("Жилищное право", 2023, N 7)В силу ст. ст. 92 - 93 разд. IV ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
(Гуринова Е.)
("Жилищное право", 2023, N 7)В силу ст. ст. 92 - 93 разд. IV ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статья: О первом опыте заключения локального мирового соглашения с залоговым кредитором в деле о банкротстве гражданина
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Почему же тогда нельзя было бы построить за счет государства жилые дома (например, на основании государственного контракта) и далее предоставить военнослужащим жилые помещения на основании договоров социального найма с правом последующей приватизации либо в качестве служебного жилья (статья 104 Жилищного кодекса Российской Федерации)?
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Почему же тогда нельзя было бы построить за счет государства жилые дома (например, на основании государственного контракта) и далее предоставить военнослужащим жилые помещения на основании договоров социального найма с правом последующей приватизации либо в качестве служебного жилья (статья 104 Жилищного кодекса Российской Федерации)?
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В данном Определении также указано следующее: приняв во внимание интересы обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также связанный с ними особый статус субъекта соответствующих отношений, КС России в Определении от 15 мая 2007 г. N 379-О-П <381> указал, что само по себе закрепление выходящих за рамки общеустановленного правового регулирования правил приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе отдельных объектов коммунально-бытового назначения, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права, в том числе потому, что в процессе приватизации в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" как стратегического акционерного общества необходимо было внести такой комплекс имущества, который со всей полнотой обеспечивал бы осуществление технологического цикла организации перевозочного процесса и не позволил бы привести к росту издержек отрасли, к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта, в частности к лишению предприятий железнодорожной отрасли возможности предоставлять своим сотрудникам жилье на время работы; при этом КС России пришел к выводу, что проживающие в таких помещениях граждане не могут быть признаны ограниченными в закрепленном статьей 40 Конституции РФ праве на жилище по сравнению с другими лицами: в силу ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В данном Определении также указано следующее: приняв во внимание интересы обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также связанный с ними особый статус субъекта соответствующих отношений, КС России в Определении от 15 мая 2007 г. N 379-О-П <381> указал, что само по себе закрепление выходящих за рамки общеустановленного правового регулирования правил приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе отдельных объектов коммунально-бытового назначения, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права, в том числе потому, что в процессе приватизации в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" как стратегического акционерного общества необходимо было внести такой комплекс имущества, который со всей полнотой обеспечивал бы осуществление технологического цикла организации перевозочного процесса и не позволил бы привести к росту издержек отрасли, к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта, в частности к лишению предприятий железнодорожной отрасли возможности предоставлять своим сотрудникам жилье на время работы; при этом КС России пришел к выводу, что проживающие в таких помещениях граждане не могут быть признаны ограниченными в закрепленном статьей 40 Конституции РФ праве на жилище по сравнению с другими лицами: в силу ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.