Служба сопровождения замещающих семей
Подборка наиболее важных документов по запросу Служба сопровождения замещающих семей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом указанных положений комментируемого Закона получение общего образования детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, временно помещенными в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, являющимися детьми с ограниченными возможностями здоровья и находящимися в организациях для детей-сирот, следует обеспечивать в общеобразовательных организациях по месту нахождения организаций для детей-сирот или, при отсутствии такой возможности, в образовательных организациях для детей-сирот, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам - как в обычных, так и в отдельных классах (см. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей, направленные Письмом Минобрнауки от 01.09.2014 N ВК-1850/07).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом указанных положений комментируемого Закона получение общего образования детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, временно помещенными в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, являющимися детьми с ограниченными возможностями здоровья и находящимися в организациях для детей-сирот, следует обеспечивать в общеобразовательных организациях по месту нахождения организаций для детей-сирот или, при отсутствии такой возможности, в образовательных организациях для детей-сирот, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам - как в обычных, так и в отдельных классах (см. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей, направленные Письмом Минобрнауки от 01.09.2014 N ВК-1850/07).
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р
<Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года>поэтапную реструктуризацию сети организаций для детей-сирот, предусматривающую их сокращение, преобразование в службы подготовки и сопровождения замещающих семей, а также создание для детей, которых не удастся устроить в семью, организаций с условиями проживания и воспитания, близкими к семейным;
<Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года>поэтапную реструктуризацию сети организаций для детей-сирот, предусматривающую их сокращение, преобразование в службы подготовки и сопровождения замещающих семей, а также создание для детей, которых не удастся устроить в семью, организаций с условиями проживания и воспитания, близкими к семейным;
Статья: Трансформация трудового права в эпоху глобальных политико-экономических вызовов современности
(Головина С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Новым триггером, запустившим процесс корректировки трудового законодательства, стала специальная военная операция, объявленная Президентом РФ 24 февраля 2022 г. Глобальные геополитические изменения (присоединение Россией новых территорий, массовая эвакуация населения с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей), а также ряд экономических пертурбаций (введение зарубежным сообществом санкций против российских предприятий и целых отраслей, уход с российского рынка крупных зарубежных компаний и др.) сказались на многих отраслях российского права. Не стало исключением и трудовое право - отрасль, непосредственно обслуживающая экономику и имеющая откровенную социальную направленность. Трансформация рынка труда, характеризующаяся, с одной стороны, массовым высвобождением работников в связи с приостановлением или прекращением деятельности организаций-работодателей, а с другой стороны, прямо противоположным явлением - повышенной нагрузкой на предприятия оборонно-промышленного комплекса, потребовала незамедлительных преобразований в нормативной базе, регламентирующей трудовые отношения. Проведение специальной военной операции, сопровождающейся мобилизацией части трудоспособного населения, поставило перед государством новые задачи - продекларировать способы замещения мобилизованных работников и работников, заключивших контракт для прохождения военной службы или контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, а также создать правовые условия для их возвращения на прежние рабочие места, обеспечить гарантии членам их семей.
(Головина С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Новым триггером, запустившим процесс корректировки трудового законодательства, стала специальная военная операция, объявленная Президентом РФ 24 февраля 2022 г. Глобальные геополитические изменения (присоединение Россией новых территорий, массовая эвакуация населения с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей), а также ряд экономических пертурбаций (введение зарубежным сообществом санкций против российских предприятий и целых отраслей, уход с российского рынка крупных зарубежных компаний и др.) сказались на многих отраслях российского права. Не стало исключением и трудовое право - отрасль, непосредственно обслуживающая экономику и имеющая откровенную социальную направленность. Трансформация рынка труда, характеризующаяся, с одной стороны, массовым высвобождением работников в связи с приостановлением или прекращением деятельности организаций-работодателей, а с другой стороны, прямо противоположным явлением - повышенной нагрузкой на предприятия оборонно-промышленного комплекса, потребовала незамедлительных преобразований в нормативной базе, регламентирующей трудовые отношения. Проведение специальной военной операции, сопровождающейся мобилизацией части трудоспособного населения, поставило перед государством новые задачи - продекларировать способы замещения мобилизованных работников и работников, заключивших контракт для прохождения военной службы или контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, а также создать правовые условия для их возвращения на прежние рабочие места, обеспечить гарантии членам их семей.
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)<16> Войнова Р.И., Ульжабаева М.Н. Проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Солнца свет: сайт. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/problemy-formirovaniya-i-soprovojdeniya-.8609820/ (дата обращения: 13.01.2025).
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)<16> Войнова Р.И., Ульжабаева М.Н. Проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Солнца свет: сайт. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/problemy-formirovaniya-i-soprovojdeniya-.8609820/ (дата обращения: 13.01.2025).
Статья: К вопросу о проблематике опеки над детьми, чьи матери были осуждены к лишению свободы
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)В свою очередь, участники фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" указывали на то, что приемные родители не всегда получают должную поддержку, в том числе финансовую, и выгорают, особенно когда в семье на воспитании находится много детей. Они подчеркивают, что "приемные родители берут на себя огромный труд и должны получать определенную поддержку. Дети-сироты, принятые на воспитание в замещающие семьи, - это совместная ответственность семьи и государства". Волонтеры указывают на то, что в Российской Федерации отсутствует полноценная работа по сопровождению приемных семей: "приемным семьям необходима постоянная поддержка служб сопровождения. Если такая служба работает эффективно - она может видеть какие-то надвигающиеся кризисы заранее и стараться работать на их предотвращение" <10>.
(Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)В свою очередь, участники фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" указывали на то, что приемные родители не всегда получают должную поддержку, в том числе финансовую, и выгорают, особенно когда в семье на воспитании находится много детей. Они подчеркивают, что "приемные родители берут на себя огромный труд и должны получать определенную поддержку. Дети-сироты, принятые на воспитание в замещающие семьи, - это совместная ответственность семьи и государства". Волонтеры указывают на то, что в Российской Федерации отсутствует полноценная работа по сопровождению приемных семей: "приемным семьям необходима постоянная поддержка служб сопровождения. Если такая служба работает эффективно - она может видеть какие-то надвигающиеся кризисы заранее и стараться работать на их предотвращение" <10>.