Случаи предоставления земельных участков без торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Случаи предоставления земельных участков без торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Соглашение о продлении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 446 "Преддоговорные споры" ГК РФ"При указанных обстоятельствах, с учетом положений статей 422, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку по общим правилам земельного законодательства не допускается предоставление земельных участков без проведения торгов, в настоящем случае предоставление истцу земельного участка в аренду без торгов будет в любом случае противоречить нормам земельного законодательства, в связи с этим урегулировать разногласия по условиям аренды невозможно."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Перечень случаев предоставления земельных участков без торгов приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, вам могут предоставить участок общего пользования в аренду, если на нем расположено принадлежащее вам здание (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации).
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Перечень случаев предоставления земельных участков без торгов приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, вам могут предоставить участок общего пользования в аренду, если на нем расположено принадлежащее вам здание (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации).
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)уполномоченным органом - в случае предоставления земельного участка без проведения торгов.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)уполномоченным органом - в случае предоставления земельного участка без проведения торгов.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно подп. "д" п. 3 данных Правил в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в названном пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно подп. "д" п. 3 данных Правил в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в названном пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Статья: Новеллы и действующая практика установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Проект предусматривает, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, должна определяться на основании кадастровой стоимости земельного участка, за рядом исключений, предусмотренных законом. В основном исключения касаются предоставления земельных участков по результатам аукциона, когда и арендная плата определяется на аукционе. В случаях же предоставления земельных участков без торгов, в частности под объектами недвижимости, арендная плата должна быть определена на основе кадастровой стоимости.
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Проект предусматривает, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, должна определяться на основании кадастровой стоимости земельного участка, за рядом исключений, предусмотренных законом. В основном исключения касаются предоставления земельных участков по результатам аукциона, когда и арендная плата определяется на аукционе. В случаях же предоставления земельных участков без торгов, в частности под объектами недвижимости, арендная плата должна быть определена на основе кадастровой стоимости.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)- упрощенный внесудебный порядок расчета и компенсации потерь арендаторов в случаях установления либо выявления новых ограничений, в том числе ЗОУИТ, о которых арендатор не был письменно проинформирован до уплаты денежных средств, связанных с аукционом (до заключения договора аренды - в случае предоставления земельного участка без торгов);
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)- упрощенный внесудебный порядок расчета и компенсации потерь арендаторов в случаях установления либо выявления новых ограничений, в том числе ЗОУИТ, о которых арендатор не был письменно проинформирован до уплаты денежных средств, связанных с аукционом (до заключения договора аренды - в случае предоставления земельного участка без торгов);
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Положения про размещение уполномоченным органом извещения после обращения гражданина с заявлением о предоставлении (предварительном согласовании предоставления) земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд в некоторых случаях не применяются. Это не требуется, например, если с заявлением о предоставлении (предварительном согласовании предоставления) земельного участка обратился гражданин, у которого в соответствии с законодательством РФ имеется право на предоставление земельных участков для указанной цели (в том числе на первоочередное или внеочередное предоставление), на которых отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, без проведения торгов, или в случае предоставления земельного участка члену СНТ в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (п. 8 ст. 39.18 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Положения про размещение уполномоченным органом извещения после обращения гражданина с заявлением о предоставлении (предварительном согласовании предоставления) земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд в некоторых случаях не применяются. Это не требуется, например, если с заявлением о предоставлении (предварительном согласовании предоставления) земельного участка обратился гражданин, у которого в соответствии с законодательством РФ имеется право на предоставление земельных участков для указанной цели (в том числе на первоочередное или внеочередное предоставление), на которых отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, без проведения торгов, или в случае предоставления земельного участка члену СНТ в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (п. 8 ст. 39.18 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также Законом N 58-ФЗ (в рамках Антикризисных мер - 2022) в 2022, 2023 и 2024 годах Правительству РФ предоставлено право устанавливать особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определять случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сокращать сроки предоставления таких земельных участков <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также Законом N 58-ФЗ (в рамках Антикризисных мер - 2022) в 2022, 2023 и 2024 годах Правительству РФ предоставлено право устанавливать особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определять случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сокращать сроки предоставления таких земельных участков <1>.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- во-вторых, в таких случаях предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- во-вторых, в таких случаях предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно;
Статья: Аренда государственного имущества как элемент системы эффективного управления государственным имуществом в Российской Федерации
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование государственного имущества, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования такого имущества, установленные для решения социальных задач и задач развития регионов и городов. В случае изменения собственником целевого использования объекта недвижимого имущества или функционального назначения помещения размер арендной платы за земельные участки подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке на основании уведомления. В Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <16> были регламентированы основные правила определения размера арендной платы, предполагающие в каждом случае обязательную оценку рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду. "Обязательность проведения торгов при заключении договора аренды государственного или муниципального земельного участка обосновывается необходимостью предупреждения и пресечения правонарушений, в том числе коррупционной направленности, а также для исключения возможности нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, которые претендуют на заключение аренды. При этом законодатель предусмотрел случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов: они указаны в ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ" <17>. Так, например, аукцион не проводится в случае предоставления земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (п. 16); земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (п. 20) и т.д.
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование государственного имущества, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования такого имущества, установленные для решения социальных задач и задач развития регионов и городов. В случае изменения собственником целевого использования объекта недвижимого имущества или функционального назначения помещения размер арендной платы за земельные участки подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке на основании уведомления. В Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <16> были регламентированы основные правила определения размера арендной платы, предполагающие в каждом случае обязательную оценку рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду. "Обязательность проведения торгов при заключении договора аренды государственного или муниципального земельного участка обосновывается необходимостью предупреждения и пресечения правонарушений, в том числе коррупционной направленности, а также для исключения возможности нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, которые претендуют на заключение аренды. При этом законодатель предусмотрел случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов: они указаны в ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ" <17>. Так, например, аукцион не проводится в случае предоставления земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (п. 16); земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (п. 20) и т.д.
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Вместе с тем федеральным законом должны быть установлены исключения из общего запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка для некоторых случаев неконкурентного приобретения прав на земельный участок, в том числе случаев предоставления без торгов земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие арендаторам участков на праве собственности.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Вместе с тем федеральным законом должны быть установлены исключения из общего запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка для некоторых случаев неконкурентного приобретения прав на земельный участок, в том числе случаев предоставления без торгов земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие арендаторам участков на праве собственности.