Сквозные цифровые технологии
Подборка наиболее важных документов по запросу Сквозные цифровые технологии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение сквозных технологий цифровой экономики в сельском хозяйстве
(Дадалко В.А., Желябин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
(Дадалко В.А., Желябин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
Статья: Цифровое право: истоки, понятие и место в правовой системе
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2024, N 1)Основные "сквозные" цифровые технологии, находящиеся
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2024, N 1)Основные "сквозные" цифровые технологии, находящиеся
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 551
(ред. от 19.12.2019)
"О государственной поддержке программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий"
(вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий", "Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий")"сквозная" цифровая технология" - часть технологического процесса производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, представляющая собой совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, обеспечивающих в ходе хозяйственной деятельности по производству (поставке) товаров, оказанию услуг и выполнению работ:
(ред. от 19.12.2019)
"О государственной поддержке программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий"
(вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий", "Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий")"сквозная" цифровая технология" - часть технологического процесса производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, представляющая собой совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, обеспечивающих в ходе хозяйственной деятельности по производству (поставке) товаров, оказанию услуг и выполнению работ:
Статья: Метавселенная: проблема адаптации налогово-правовых конструкций
(Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)<4> Реестр, данные в который записываются блоками таким образом, что каждый новый блок включает информацию о предыдущем блоке (см.: Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра", далее - Дорожная карта "Системы распределенного реестра").
(Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)<4> Реестр, данные в который записываются блоками таким образом, что каждый новый блок включает информацию о предыдущем блоке (см.: Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра", далее - Дорожная карта "Системы распределенного реестра").
Статья: Правовые проблемы применения смарт-контрактов в России
(Бажина М.А., Щекочихина Е.П.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)В последние несколько лет происходит трансформация осуществления всех видов экономической деятельности. Связано это прежде всего со всеобщим внедрением результатов сквозных цифровых технологий, которые позволяют в значительной степени сэкономить временные и финансовые ресурсы всех участников экономических процессов. В качестве одного из таких достижений следует назвать появление смарт-контрактов, существующих в рамках децентрализованной и распределенной архитектуры технологии блокчейн <1>. Смарт-контрактам посвящено достаточно много научных работ <2>, в которых излагаются различные точки зрения относительно их правовой природы <3>. Анализ существующих в юридической литературе высказываний по этой проблеме позволяет сделать вывод о том, что такое разнообразие взглядов российских авторов вызвано трактовкой предусмотренного в абз. 2 ст. 309 ГК РФ положения об автоматизированном исполнении сделки, не требующем дополнительного волеизъявления сторон. С точки зрения законодателя, именно автоматизация является тем ключевым признаком, который обусловливает преимущества применения смарт-контрактов. При этом сам признак автоматизации, предопределяющий сущностное наполнение смарт-контракта, в законодательстве не определен, что порождает большое количество споров среди юристов, связанных с определением правовой природы смарт-контракта. Так, ряд авторов понимают автоматизацию как возможность без участия самих лиц осуществлять заключение, исполнение и прекращение различных договоров, тем самым полагая, что смарт-контракт есть некая компьютерная программа или компьютерный код <4>. С другой стороны, принято считать смарт-контракт договором в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому происходит путем совершения цифровых транзакций <5>, и, следовательно, можно говорить об "автоматической самоисполняемости" <6>.
(Бажина М.А., Щекочихина Е.П.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)В последние несколько лет происходит трансформация осуществления всех видов экономической деятельности. Связано это прежде всего со всеобщим внедрением результатов сквозных цифровых технологий, которые позволяют в значительной степени сэкономить временные и финансовые ресурсы всех участников экономических процессов. В качестве одного из таких достижений следует назвать появление смарт-контрактов, существующих в рамках децентрализованной и распределенной архитектуры технологии блокчейн <1>. Смарт-контрактам посвящено достаточно много научных работ <2>, в которых излагаются различные точки зрения относительно их правовой природы <3>. Анализ существующих в юридической литературе высказываний по этой проблеме позволяет сделать вывод о том, что такое разнообразие взглядов российских авторов вызвано трактовкой предусмотренного в абз. 2 ст. 309 ГК РФ положения об автоматизированном исполнении сделки, не требующем дополнительного волеизъявления сторон. С точки зрения законодателя, именно автоматизация является тем ключевым признаком, который обусловливает преимущества применения смарт-контрактов. При этом сам признак автоматизации, предопределяющий сущностное наполнение смарт-контракта, в законодательстве не определен, что порождает большое количество споров среди юристов, связанных с определением правовой природы смарт-контракта. Так, ряд авторов понимают автоматизацию как возможность без участия самих лиц осуществлять заключение, исполнение и прекращение различных договоров, тем самым полагая, что смарт-контракт есть некая компьютерная программа или компьютерный код <4>. С другой стороны, принято считать смарт-контракт договором в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому происходит путем совершения цифровых транзакций <5>, и, следовательно, можно говорить об "автоматической самоисполняемости" <6>.
Статья: Обычай в регулировании отношений с использованием цифровых платформ
(Харитонова Ю.С.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Разделяя данное утверждение в целом, мы обратили внимание, что в быстрорастущей сфере правового регулирования цифровой экономики обычай сегодня проходит путь фактически от своего появления как общепризнанного правила поведения до нормативного закрепления в весьма сжатые сроки. В то же время сфера применения сквозных цифровых технологий, цифровизация общественных отношений заставляют исследователей обращаться к вопросу усиления роли правового обычая в Интернете. При этом обычай как норма поведения коренится в саморегулировании участников виртуальных отношений и опирается на удобство и технологические решения, применяемые в той или иной сфере.
(Харитонова Ю.С.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Разделяя данное утверждение в целом, мы обратили внимание, что в быстрорастущей сфере правового регулирования цифровой экономики обычай сегодня проходит путь фактически от своего появления как общепризнанного правила поведения до нормативного закрепления в весьма сжатые сроки. В то же время сфера применения сквозных цифровых технологий, цифровизация общественных отношений заставляют исследователей обращаться к вопросу усиления роли правового обычая в Интернете. При этом обычай как норма поведения коренится в саморегулировании участников виртуальных отношений и опирается на удобство и технологические решения, применяемые в той или иной сфере.
Статья: Цифровые технологии: понятие, виды
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В законодательстве нет какого-либо общего определения цифровых технологий. Данное понятие можно сформулировать по итогам обобщения применения современной практики законотворчества в сфере развития правоотношений в различных аспектах цифровых технологий. Отсутствие официальной трактовки рассматриваемого понятия создает определенные проблемы и риски в правоприменительной практике (Прокопов М.С. О понятии "цифровые технологии надзора за безопасностью дорожного движения" // Административное право и процесс. 2022. N 8. С. 79 - 81). Технология сама по себе представляет собой некое усовершенствование какого-либо процесса, цифровой же компонент в ней говорит о том, что задействованы механизмы компьютерной (машинной) обработки данных. Интересно в этом отношении целевое назначение "сквозных" цифровых технологий. Согласно абз. 7 п. 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 551, "сквозная" цифровая технология - часть технологического процесса производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, представляющая собой совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, обеспечивающих в ходе хозяйственной деятельности по производству (поставке) товаров, оказанию услуг и выполнению работ:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В законодательстве нет какого-либо общего определения цифровых технологий. Данное понятие можно сформулировать по итогам обобщения применения современной практики законотворчества в сфере развития правоотношений в различных аспектах цифровых технологий. Отсутствие официальной трактовки рассматриваемого понятия создает определенные проблемы и риски в правоприменительной практике (Прокопов М.С. О понятии "цифровые технологии надзора за безопасностью дорожного движения" // Административное право и процесс. 2022. N 8. С. 79 - 81). Технология сама по себе представляет собой некое усовершенствование какого-либо процесса, цифровой же компонент в ней говорит о том, что задействованы механизмы компьютерной (машинной) обработки данных. Интересно в этом отношении целевое назначение "сквозных" цифровых технологий. Согласно абз. 7 п. 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 551, "сквозная" цифровая технология - часть технологического процесса производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, представляющая собой совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, обеспечивающих в ходе хозяйственной деятельности по производству (поставке) товаров, оказанию услуг и выполнению работ:
Статья: Гражданско-правовой режим цифровых двойников: тенденции и перспективы развития
(Сушкова О.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Подход к реализации цифрового двойника. Этот подход представлен не только в научной литературе <12>, но и в законодательных и стратегических документах развития. В Дорожной карте развития "сквозной" цифровой технологии <13> реализация цифрового двойника рассматривается с точки зрения одной из технологических ее задач (п. 1.9). Создание цифровых двойников исследовательских установок и цифровой среды, обеспечивающей реализацию дистанционного доступа к их цифровым двойникам, - это предложенный отбор и поддержка проектных инициатив, направленных на достижение соответствующих целевых показателей.
(Сушкова О.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Подход к реализации цифрового двойника. Этот подход представлен не только в научной литературе <12>, но и в законодательных и стратегических документах развития. В Дорожной карте развития "сквозной" цифровой технологии <13> реализация цифрового двойника рассматривается с точки зрения одной из технологических ее задач (п. 1.9). Создание цифровых двойников исследовательских установок и цифровой среды, обеспечивающей реализацию дистанционного доступа к их цифровым двойникам, - это предложенный отбор и поддержка проектных инициатив, направленных на достижение соответствующих целевых показателей.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В литературе отмечается, что цифровая платформа в совокупности с другими сервисами и информационными системами, включая различные бизнес-процессы, составляет единую цифровую экосистему <132>. Под цифровой экосистемой понимается группа предприятий, людей и объектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей... <133>. С учетом использования всемирного Интернета и сквозных цифровых технологий для цифровых экосистем характерно географическое разнообразие участников, межгосударственное и межотраслевое регулирование.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В литературе отмечается, что цифровая платформа в совокупности с другими сервисами и информационными системами, включая различные бизнес-процессы, составляет единую цифровую экосистему <132>. Под цифровой экосистемой понимается группа предприятий, людей и объектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей... <133>. С учетом использования всемирного Интернета и сквозных цифровых технологий для цифровых экосистем характерно географическое разнообразие участников, межгосударственное и межотраслевое регулирование.
Статья: Блокчейн "в законе": перспективы легального использования технологии в процессе сбора, хранения и обработки персональных данных граждан РФ
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Ряд исследователей определяет блокчейн в качестве технологии обработки данных, в основе которой выделены следующие принципы: структура хранения данных представляет собой выстроенную по определенным правилам цепочку блоков, содержащих информацию; каждый блок цепочки связан с соседними блоками криптографическими методами; сами по себе блоки и содержащаяся в них информация являются общедоступными; копии цепочки блоков хранятся на разных носителях <4>. А.И. Савельев полагает, что блокчейн представляет собой "децентрализованную распределенную базу данных обо всех подтвержденных транзакциях, совершенных в отношении определенного актива, в основе функционирования которой лежат криптографические алгоритмы" <5>. Е.В. Былинкина в статье "Блокчейн: правовое регулирование и стандартизация" опирается на дефиницию, данную в стандарте ISO 22739:2020 "Технологии блокчейн и распределенного реестра. Словарь", где блокчейн определяется в качестве распределенного реестра с подтвержденными блоками, организованными в последовательную цепочку только для добавления с использованием криптографических ссылок <6>, предлагая альтернативное определение: "блокчейн есть разновидность распределенного реестра, предназначенного только для добавления информации, данные в который записываются блоками с использованием криптографических алгоритмов таким образом, что каждый новый блок включает информацию о предыдущем блоке. Безопасность данных в блокчейне обеспечивается за счет децентрализованного хранения информации и применения криптографических алгоритмов" <7>. В.А. Вайпан обозначает блокчейн в качестве "сквозной цифровой технологии, явления экономической жизни", требующего нового нормативного правового регулирования <8>.
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Ряд исследователей определяет блокчейн в качестве технологии обработки данных, в основе которой выделены следующие принципы: структура хранения данных представляет собой выстроенную по определенным правилам цепочку блоков, содержащих информацию; каждый блок цепочки связан с соседними блоками криптографическими методами; сами по себе блоки и содержащаяся в них информация являются общедоступными; копии цепочки блоков хранятся на разных носителях <4>. А.И. Савельев полагает, что блокчейн представляет собой "децентрализованную распределенную базу данных обо всех подтвержденных транзакциях, совершенных в отношении определенного актива, в основе функционирования которой лежат криптографические алгоритмы" <5>. Е.В. Былинкина в статье "Блокчейн: правовое регулирование и стандартизация" опирается на дефиницию, данную в стандарте ISO 22739:2020 "Технологии блокчейн и распределенного реестра. Словарь", где блокчейн определяется в качестве распределенного реестра с подтвержденными блоками, организованными в последовательную цепочку только для добавления с использованием криптографических ссылок <6>, предлагая альтернативное определение: "блокчейн есть разновидность распределенного реестра, предназначенного только для добавления информации, данные в который записываются блоками с использованием криптографических алгоритмов таким образом, что каждый новый блок включает информацию о предыдущем блоке. Безопасность данных в блокчейне обеспечивается за счет децентрализованного хранения информации и применения криптографических алгоритмов" <7>. В.А. Вайпан обозначает блокчейн в качестве "сквозной цифровой технологии, явления экономической жизни", требующего нового нормативного правового регулирования <8>.
Статья: Инновационная экономика в сфере интеллектуальной собственности
(Болонкина Е.Л.)
("Цивилист", 2022, N 3)На данном этапе развития цифровой экономики формируется ряд сквозных цифровых технологий, которые отражаются в следующих системах:
(Болонкина Е.Л.)
("Цивилист", 2022, N 3)На данном этапе развития цифровой экономики формируется ряд сквозных цифровых технологий, которые отражаются в следующих системах:
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<4> См.: Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Приказом Банка России от 13.09.2018 N ОД-2387); распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р "Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга"; Стратегическая карта Казначейства России на 2021 - 2024 годы (Портфель проектов Федерального казначейства на 2021 - 2024 годы) (утв. Казначейством России 31.12.2020); Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра", Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Нейротехнологии и искусственный интеллект".
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<4> См.: Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Приказом Банка России от 13.09.2018 N ОД-2387); распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р "Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга"; Стратегическая карта Казначейства России на 2021 - 2024 годы (Портфель проектов Федерального казначейства на 2021 - 2024 годы) (утв. Казначейством России 31.12.2020); Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра", Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Нейротехнологии и искусственный интеллект".
Статья: Проблемы правового регулирования соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, объектом которых выступают информационные технологии, и пути их решения
(Егоров О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В-пятых, в литературе обсуждается проблема о том, что в соответствии с поправками позволяется создавать лишь объекты информационных технологий, а не результаты интеллектуальной деятельности в целом. Так, по словам Е.А. Громовой, выбранная законодателем терминология сужает возможность осуществления ГЧП в сфере инновационной деятельности, поскольку взятый за основу термин "объекты информационных технологий" сильно ограничивает потенциал механизма привлечения инвестиций посредством КС и соглашений о ГЧП и вносит неопределенность, например, являются ли "сквозные цифровые технологии" объектами соглашений о ГЧП и КС? <9>
(Егоров О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В-пятых, в литературе обсуждается проблема о том, что в соответствии с поправками позволяется создавать лишь объекты информационных технологий, а не результаты интеллектуальной деятельности в целом. Так, по словам Е.А. Громовой, выбранная законодателем терминология сужает возможность осуществления ГЧП в сфере инновационной деятельности, поскольку взятый за основу термин "объекты информационных технологий" сильно ограничивает потенциал механизма привлечения инвестиций посредством КС и соглашений о ГЧП и вносит неопределенность, например, являются ли "сквозные цифровые технологии" объектами соглашений о ГЧП и КС? <9>