Сквозной проезд
Подборка наиболее важных документов по запросу Сквозной проезд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Техническое регулирование в области пожарной безопасности" Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности""Доводы административного истца о том, что по смыслу положений части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на него не может быть возложено бремя ответственности по устранению нарушений, указанных в пунктах 1, 3 (отсутствие разворотной площадки, не обеспечено устройства сквозного проезда) предписания, в отношении объектов защиты, возведенных до введения в действие названного нормативного акта, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 276 "Прекращение сервитута" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и дополнительное решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь положениями статей 216, 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, актуальная выписка из ЕГРН о наличии зарегистрированного права на здание КПП на дату предъявления иска истцом не представлена, а датирована 2015 г., при этом согласно его пояснениям здание КПП представляет собой не имеющий фундамента строительный вагончик, фотография которого имеется в материалах дела, что не оспаривалось истцом и подтверждено дополнительной судебной экспертизой ООО "ЭКЦ "НЕЗАВИСИМОСТЬ", согласно которой участок истца не имеет каких-либо надземных построек и объектов капитального строительства, при этом истец, являясь арендатором земельного участка, правом предъявления требования об установлении сервитута для обеспечения доступа к земельному участку не обладает, эксперт ГУП МО "МОБТИ" ФИО7 в судебном заседании пояснила, что вопрос о вариантах установления сервитута с целью обеспечения прохода и проезда именно к зданию КПП и в соответствии с ПДД не рассматривался, а определялся для обеспечения проезда транспорта на земельный участок с кадастровым номером N находящийся в аренде у истца. Также суд учел, что согласно дополнительной судебной экспертизе ООО "ЭКЦ "НЕЗАВИСИМОСТЬ" безопасная и допустимая нормативными документами организация въезда и выезда любых транспортных средств на участок истца со стороны соседнего земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060602:26 не представляется возможной ввиду запрета ПДД осуществления сквозного проезда по территории АЗС."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Безопасность дорожного движения: разъяснение сложных правовых вопросов для водителей и пешеходов (интернет-интервью с В.В. Кузиным, заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)В силу п. 17.2 ПДД в жилой зоне запрещено сквозное движение транспорта. В соответствии с п. 17.4 ПДД данные требования распространяются и на дворовые территории. Водители игнорируют ПДД в этой части, чем подвергают опасности жизнь и здоровье детей и граждан. 1. Каким образом законными средствами граждане могут обеспечить собственную безопасность и безопасность детей на придомовой территории? 2. Возможно ли обратиться в ГИБДД с заявлением устранить сквозное движение по придомовой территории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)В силу п. 17.2 ПДД в жилой зоне запрещено сквозное движение транспорта. В соответствии с п. 17.4 ПДД данные требования распространяются и на дворовые территории. Водители игнорируют ПДД в этой части, чем подвергают опасности жизнь и здоровье детей и граждан. 1. Каким образом законными средствами граждане могут обеспечить собственную безопасность и безопасность детей на придомовой территории? 2. Возможно ли обратиться в ГИБДД с заявлением устранить сквозное движение по придомовой территории?
Готовое решение: Какими должны быть пожарные проезды к зданиям и сооружениям
(КонсультантПлюс, 2025)Если предполагается прохождение пожарной техники через сквозные проезды (арки) зданий классов пожарной опасности Ф1 - Ф4, то они должны располагаться через каждые 300 м или чаще. В реконструируемых районах при застройке по периметру арки должны быть не реже чем через 180 м (п. 8.1.10 СП 4.13130.2013).
(КонсультантПлюс, 2025)Если предполагается прохождение пожарной техники через сквозные проезды (арки) зданий классов пожарной опасности Ф1 - Ф4, то они должны располагаться через каждые 300 м или чаще. В реконструируемых районах при застройке по периметру арки должны быть не реже чем через 180 м (п. 8.1.10 СП 4.13130.2013).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)4) создание новых категорий территорий ("дворовая территория", "внутридворовая территория", "отведенная территория" и иные понятия, кроме "прилегающая территория", не предусмотренные федеральным законодательством). Например, в нормах правил благоустройства Ставрополя, признанных недействующими, вводилось понятие "дворовая (внутриквартальная) территория", то есть территория, ограниченная по периметру МКД (границами земельных участков, на которых они расположены), используемая собственниками помещений в МКД, на которой в интересах указанных лиц размещаются детские и спортивные площадки, места отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, контейнерные площадки, въезды, сквозные проезды, внутриквартальные проезды (улицы-дублеры), тротуары, газоны, иные зеленые насаждения. Из системного толкования оспариваемых норм следовало, что на собственников помещений в МКД возлагалась обязанность по уборке, мойке и поливке дворовых (внутриквартальных) территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен МКД, и относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД. Суд указал, что при отсутствии определенных и установленных границ прилегающих территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен МКД, на собственников помещений в МКД не могла быть возложена обязанность по уборке, мойке и поливке <19>.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)4) создание новых категорий территорий ("дворовая территория", "внутридворовая территория", "отведенная территория" и иные понятия, кроме "прилегающая территория", не предусмотренные федеральным законодательством). Например, в нормах правил благоустройства Ставрополя, признанных недействующими, вводилось понятие "дворовая (внутриквартальная) территория", то есть территория, ограниченная по периметру МКД (границами земельных участков, на которых они расположены), используемая собственниками помещений в МКД, на которой в интересах указанных лиц размещаются детские и спортивные площадки, места отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, контейнерные площадки, въезды, сквозные проезды, внутриквартальные проезды (улицы-дублеры), тротуары, газоны, иные зеленые насаждения. Из системного толкования оспариваемых норм следовало, что на собственников помещений в МКД возлагалась обязанность по уборке, мойке и поливке дворовых (внутриквартальных) территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен МКД, и относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД. Суд указал, что при отсутствии определенных и установленных границ прилегающих территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен МКД, на собственников помещений в МКД не могла быть возложена обязанность по уборке, мойке и поливке <19>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Обязан ли арендатор оплачивать пользование земельным участком по договору аренды после снятия этого участка с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь статьями 309, 310, 606, 607, 621, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" (далее - Информационное письмо N 49), постановлении Администрации Алтайского края от 16.06.2015 N 231 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения" (далее - Порядок N 231), приказе Управления имущественных отношений Алтайского края от 24.10.2022 N 165 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Алтайского края" (далее - Приказ N 165), исходя из отсутствия оснований не применять при расчете арендной платы кадастровую стоимость земельного участка в размере 14 404 584 руб. 84 коп.; учитывая прекращение договора аренды в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета и отказа Комитетом от договора; принимая во внимание установленную законом обязанность ответчика осуществлять оплату за пользование земельным участком; не согласившись с расчетом истца размера арендной платы за земельный участок площадью 8 347 кв. м; отклонив экспертное исследование N 177/2024 ответчика, согласно которому площадь застройки спорного земельного участка составила 3 692,40 кв. м; приняв в качестве допустимого, относимого и достоверного доказательства экспертное исследование N 016/2025, которым определена площадь, необходимая и достаточная для обслуживания и эксплуатации гаражей, суд первой инстанции пришел к выводу, что при расчете суммы неосновательного обогащения за пользование участком должна применяться площадь земельного участка, равная 6 912 кв. м, необходимая для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости с исключением муниципальной автомобильной дороги и сквозных проездов к иным объектам (земля общего пользования), в связи с чем удовлетворил исковые требования частично на сумму 125 247 руб. 12 коп.
Обязан ли арендатор оплачивать пользование земельным участком по договору аренды после снятия этого участка с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь статьями 309, 310, 606, 607, 621, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" (далее - Информационное письмо N 49), постановлении Администрации Алтайского края от 16.06.2015 N 231 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения" (далее - Порядок N 231), приказе Управления имущественных отношений Алтайского края от 24.10.2022 N 165 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Алтайского края" (далее - Приказ N 165), исходя из отсутствия оснований не применять при расчете арендной платы кадастровую стоимость земельного участка в размере 14 404 584 руб. 84 коп.; учитывая прекращение договора аренды в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета и отказа Комитетом от договора; принимая во внимание установленную законом обязанность ответчика осуществлять оплату за пользование земельным участком; не согласившись с расчетом истца размера арендной платы за земельный участок площадью 8 347 кв. м; отклонив экспертное исследование N 177/2024 ответчика, согласно которому площадь застройки спорного земельного участка составила 3 692,40 кв. м; приняв в качестве допустимого, относимого и достоверного доказательства экспертное исследование N 016/2025, которым определена площадь, необходимая и достаточная для обслуживания и эксплуатации гаражей, суд первой инстанции пришел к выводу, что при расчете суммы неосновательного обогащения за пользование участком должна применяться площадь земельного участка, равная 6 912 кв. м, необходимая для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости с исключением муниципальной автомобильной дороги и сквозных проездов к иным объектам (земля общего пользования), в связи с чем удовлетворил исковые требования частично на сумму 125 247 руб. 12 коп.