Сквозное движение
Подборка наиболее важных документов по запросу Сквозное движение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 1: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (ДПС ГИБДД МВД России) привлек Гражданина к ответственности по ст. 12.28 КоАП РФ за нарушение правил, установленных для движения транспортных средств (ТС) в жилых зонах. Например, за сквозное движение в жилой зоне.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (ДПС ГИБДД МВД России) привлек Гражданина к ответственности по ст. 12.28 КоАП РФ за нарушение правил, установленных для движения транспортных средств (ТС) в жилых зонах. Например, за сквозное движение в жилой зоне.
Решение Свердловского областного суда от 05.02.2025 по делу N 72-214/2025 (УИД 66RS0036-01-2024-001008-47)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.
Решение: Удовлетворено.Исходя из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N АКПИ12-205 по делу об оспаривании п. 1.2, 2.1.1, 2.3.2, 4.3, 11.4, 14.1, 17.2, 17.3 Правил дорожного движения, раскрывая содержание термина "прилегающая территория", п. 1.2 названных Правил относит к ней территорию, непосредственно прилегающую к дороге и не предназначенную для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.), и движение по такой территории должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения. На прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина - "дорога" в п. 1.2 Правил.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.
Решение: Удовлетворено.Исходя из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N АКПИ12-205 по делу об оспаривании п. 1.2, 2.1.1, 2.3.2, 4.3, 11.4, 14.1, 17.2, 17.3 Правил дорожного движения, раскрывая содержание термина "прилегающая территория", п. 1.2 названных Правил относит к ней территорию, непосредственно прилегающую к дороге и не предназначенную для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.), и движение по такой территории должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения. На прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина - "дорога" в п. 1.2 Правил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Правонарушение было совершено на дворовой территории, в жилой зоне, где нарушитель не жил, не работал, и путь в клинику, в которой он впоследствии оказался на плановом (а не срочном) лечении, не лежал. Он именно заезжал, следовал вглубь жилой зоны, допуская при этом запрещенное ПДД сквозное движение. В судебном заседании лицо поясняло, что двигалось в выбранном им направлении (в тот момент не в стационар) по своим личным делам, называя два дела, которые он намеревался решить самостоятельно и требующие его личного, непосредственного, физического участия и передвижения по домам и образовательным организациям. Мировым судьей вопреки этому было решено, что состояние здоровья водителя являлось неудовлетворительным (на что сам нарушитель не ссылался и о чем он не заявлял), что и сделало, по ее мнению, причину оставления им места дорожно-транспортного происшествия уважительной, достаточной и обоснованной. Предвзятая позиция мирового судьи выражалась в утверждении данного довода с предложением правонарушителю подтвердить верность данной причины, что в корне противоречило его уже данным устным объяснениям и собственноручно написанному им в протоколе об административном правонарушении признании вины в совершенном правонарушении. В вынесенном ею постановлении о прекращении производства по делу и протоколе судебного заседания причины въезда на дворовую территорию и дальнейшие действия водителя изложены не были, а указаны вскользь, кратко и без знаков препинания. Свою фамилию во вводной части постановления судья также не указала, ограничившись именем и отчеством. Опись дела, результат рассмотрения и размещение вынесенного акта на интернет-ресурсах отсутствовали в течение нескольких месяцев вплоть до рассмотрения дела судьей кассационной инстанции.
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Правонарушение было совершено на дворовой территории, в жилой зоне, где нарушитель не жил, не работал, и путь в клинику, в которой он впоследствии оказался на плановом (а не срочном) лечении, не лежал. Он именно заезжал, следовал вглубь жилой зоны, допуская при этом запрещенное ПДД сквозное движение. В судебном заседании лицо поясняло, что двигалось в выбранном им направлении (в тот момент не в стационар) по своим личным делам, называя два дела, которые он намеревался решить самостоятельно и требующие его личного, непосредственного, физического участия и передвижения по домам и образовательным организациям. Мировым судьей вопреки этому было решено, что состояние здоровья водителя являлось неудовлетворительным (на что сам нарушитель не ссылался и о чем он не заявлял), что и сделало, по ее мнению, причину оставления им места дорожно-транспортного происшествия уважительной, достаточной и обоснованной. Предвзятая позиция мирового судьи выражалась в утверждении данного довода с предложением правонарушителю подтвердить верность данной причины, что в корне противоречило его уже данным устным объяснениям и собственноручно написанному им в протоколе об административном правонарушении признании вины в совершенном правонарушении. В вынесенном ею постановлении о прекращении производства по делу и протоколе судебного заседания причины въезда на дворовую территорию и дальнейшие действия водителя изложены не были, а указаны вскользь, кратко и без знаков препинания. Свою фамилию во вводной части постановления судья также не указала, ограничившись именем и отчеством. Опись дела, результат рассмотрения и размещение вынесенного акта на интернет-ресурсах отсутствовали в течение нескольких месяцев вплоть до рассмотрения дела судьей кассационной инстанции.
Статья: Создание, распространение, приобретение или применение вооруженных роботов
(Бегишев И.Р.)
("Российский следователь", 2021, N 5)Процессы развития и внедрения в общественные отношения сквозных цифровых технологий являются объективной закономерностью современного социума, отражают вектор его дальнейшего движения. Будучи сложным, структурным и многокомпонентным явлением, цифровые технологии включают в себя значительное количество программно-аппаратных продуктов <1>. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что цифровизация по своей сути есть положительный процесс созидательной направленности.
(Бегишев И.Р.)
("Российский следователь", 2021, N 5)Процессы развития и внедрения в общественные отношения сквозных цифровых технологий являются объективной закономерностью современного социума, отражают вектор его дальнейшего движения. Будучи сложным, структурным и многокомпонентным явлением, цифровые технологии включают в себя значительное количество программно-аппаратных продуктов <1>. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что цифровизация по своей сути есть положительный процесс созидательной направленности.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"4. Судам следует иметь в виду, что Правилами устанавливается порядок движения транспортных средств как по дороге, под которой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии, так и по непосредственно прилегающей к дороге территории, не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (пункт 1.2 Правил). С учетом этого ответственность по статье 264 УК РФ наступает за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспортных средств полос земли или поверхности искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (например, во дворах многоквартирных домов, в коттеджных поселках, на автостоянках, автозаправочных станциях, территориях организаций), а также на иных приспособленных и используемых водителями для движения транспортных средств участках местности, проложенных в лесу, в поле, по ледовой поверхности реки или озера, и др.
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"4. Судам следует иметь в виду, что Правилами устанавливается порядок движения транспортных средств как по дороге, под которой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии, так и по непосредственно прилегающей к дороге территории, не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (пункт 1.2 Правил). С учетом этого ответственность по статье 264 УК РФ наступает за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспортных средств полос земли или поверхности искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (например, во дворах многоквартирных домов, в коттеджных поселках, на автостоянках, автозаправочных станциях, территориях организаций), а также на иных приспособленных и используемых водителями для движения транспортных средств участках местности, проложенных в лесу, в поле, по ледовой поверхности реки или озера, и др.
Статья: Технологический суверенитет - гарантия безопасности государства
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В целом движение, направленное на защиту технологического суверенитета, укладывается в Концепцию технологического развития России, охватывающую пять основных сфер: а) критические технологии (микроэлектроника, системы искусственного интеллекта, квантовые и биотехнологии); б) сквозные технологии (робототехника, системы управления и анализ больших данных); в) импортозамещение (в высокотехнологичных отраслях); г) развитие инновационных кластеров (объединение научных центров, вузов и промышленных предприятий для создания конкурентоспособных продуктов); д) глобальное сотрудничество (реализация совместных проектов с дружественными странами).
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В целом движение, направленное на защиту технологического суверенитета, укладывается в Концепцию технологического развития России, охватывающую пять основных сфер: а) критические технологии (микроэлектроника, системы искусственного интеллекта, квантовые и биотехнологии); б) сквозные технологии (робототехника, системы управления и анализ больших данных); в) импортозамещение (в высокотехнологичных отраслях); г) развитие инновационных кластеров (объединение научных центров, вузов и промышленных предприятий для создания конкурентоспособных продуктов); д) глобальное сотрудничество (реализация совместных проектов с дружественными странами).
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Обжалованные приговор, определение, постановление и все последующие судебные решения отменяются и производство по уголовному делу прекращается в случаях, когда суд кассационной инстанции усматривает наличие реабилитирующих или нереабилитирующих обстоятельств, исключающих движение уголовного дела в любой стадии уголовного процесса, т.е. имеющих "сквозной" характер (исключая стадию исполнения приговора). При этом: а) вследствие смерти обвиняемого уголовное дело прекращается только в случаях, если смерть наступила до вступления приговора в законную силу, но по каким-то причинам не вызвала своевременного надлежащего процессуального реагирования. Кончина осужденного после вступления приговора в законную силу уголовно-процессуальных правоотношений не порождает и на судьбе уголовного дела не отражается; б) вследствие истечения сроков уголовного преследования уголовное дело судом кассационной инстанции прекращается лишь в случаях, если такие сроки истекли до вступления приговора в законную силу, но это обстоятельство не получило должного процессуального реагирования; в) вследствие акта амнистии уголовное дело прекращается судом кассационной инстанции также лишь в случаях, когда такой акт, освобождающий данное лицо от уголовной ответственности, вступил в силу до вступления в законную силу приговора суда, однако не вызвал должного процессуального реагирования. Вступление в силу акта амнистии после вступления в законную силу приговора суда влечет уголовно-процессуальные отношения на основании норм УПК об исполнении приговора.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Обжалованные приговор, определение, постановление и все последующие судебные решения отменяются и производство по уголовному делу прекращается в случаях, когда суд кассационной инстанции усматривает наличие реабилитирующих или нереабилитирующих обстоятельств, исключающих движение уголовного дела в любой стадии уголовного процесса, т.е. имеющих "сквозной" характер (исключая стадию исполнения приговора). При этом: а) вследствие смерти обвиняемого уголовное дело прекращается только в случаях, если смерть наступила до вступления приговора в законную силу, но по каким-то причинам не вызвала своевременного надлежащего процессуального реагирования. Кончина осужденного после вступления приговора в законную силу уголовно-процессуальных правоотношений не порождает и на судьбе уголовного дела не отражается; б) вследствие истечения сроков уголовного преследования уголовное дело судом кассационной инстанции прекращается лишь в случаях, если такие сроки истекли до вступления приговора в законную силу, но это обстоятельство не получило должного процессуального реагирования; в) вследствие акта амнистии уголовное дело прекращается судом кассационной инстанции также лишь в случаях, когда такой акт, освобождающий данное лицо от уголовной ответственности, вступил в силу до вступления в законную силу приговора суда, однако не вызвал должного процессуального реагирования. Вступление в силу акта амнистии после вступления в законную силу приговора суда влечет уголовно-процессуальные отношения на основании норм УПК об исполнении приговора.
Статья: Правовое обеспечение транспортной безопасности в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Цифровое развитие общественных отношений с каждым днем становится все более и более обширным. При этом внедрение цифровых технологий в различные сферы деятельности происходит как экстенсивно, так и интенсивно. Сказанное можно продемонстрировать на примере транспортной деятельности. За последние несколько лет транспортный сегмент стал передовым с точки зрения внедрения сквозных цифровых технологий. В 2020 г. впервые в России была протестирована перевозка грузов высокоавтоматизированным транспортным средством, которое двигалось без привлечения человека. Движение транспортного средства было автономным, т.е. без привлечения лица, которое бы управляло этим транспортным средством как непосредственно, так и удаленно. Более того, с 2021 г. на законодательном уровне закреплена система электронного документооборота, применяемого при перевозках грузов автомобильным транспортом. Замена бумажного документооборота на электронный позволит упростить взаимодействие между участниками перевозки, сделать его более "прозрачным", а значит, повысить эффективность перевозочного процесса.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Цифровое развитие общественных отношений с каждым днем становится все более и более обширным. При этом внедрение цифровых технологий в различные сферы деятельности происходит как экстенсивно, так и интенсивно. Сказанное можно продемонстрировать на примере транспортной деятельности. За последние несколько лет транспортный сегмент стал передовым с точки зрения внедрения сквозных цифровых технологий. В 2020 г. впервые в России была протестирована перевозка грузов высокоавтоматизированным транспортным средством, которое двигалось без привлечения человека. Движение транспортного средства было автономным, т.е. без привлечения лица, которое бы управляло этим транспортным средством как непосредственно, так и удаленно. Более того, с 2021 г. на законодательном уровне закреплена система электронного документооборота, применяемого при перевозках грузов автомобильным транспортом. Замена бумажного документооборота на электронный позволит упростить взаимодействие между участниками перевозки, сделать его более "прозрачным", а значит, повысить эффективность перевозочного процесса.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Так, обеспечение свободной внешнеэкономической деятельности в сфере оказания услуг неизбежно связано со свободой движения товаров, свободой движения лиц, свободой движения капиталов. В силу специфики самого сектора услуг для реализации свободы предоставления услуг невозможно его изолированное правовое регулирование в рамках одной отрасли или метода. Аналогичное верно и применительно к регулированию использования цифровых технологий, потому что цифровые технологии являются сквозными. Цифровое право самостоятельной отраслью или институтом не является, так как его единый предмет либо соответствующая группа общественных отношений не могут быть выделены. Цифровой формат представления продуктов характеризует лишь техническую и технологическую области деятельности, а не сферу правового регулирования общественных отношений <200>.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Так, обеспечение свободной внешнеэкономической деятельности в сфере оказания услуг неизбежно связано со свободой движения товаров, свободой движения лиц, свободой движения капиталов. В силу специфики самого сектора услуг для реализации свободы предоставления услуг невозможно его изолированное правовое регулирование в рамках одной отрасли или метода. Аналогичное верно и применительно к регулированию использования цифровых технологий, потому что цифровые технологии являются сквозными. Цифровое право самостоятельной отраслью или институтом не является, так как его единый предмет либо соответствующая группа общественных отношений не могут быть выделены. Цифровой формат представления продуктов характеризует лишь техническую и технологическую области деятельности, а не сферу правового регулирования общественных отношений <200>.
Статья: Ресурсное обеспечение цифровой трансформации следственной деятельности
(Валов С.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Анализ процессов цифровой трансформации следственной деятельности на макро- и микроуровнях подтверждает практическую необходимость применения программно-целевого метода для ее реализации в отношении ведомственно разобщенных следственных органов, выполняющих в системе уголовной юстиции единую государственную функцию. Реализация государственной программы цифровой трансформации системы уголовной юстиции позволит согласовать ведомственные ориентиры достижения "цифровой зрелости" следственных органов, находящихся на разных базисных уровнях цифровизации их деятельности, а также обеспечить их гармоничное развитие с иными государственными компонентами в указанной системе. В качестве целевого ориентира видим создание единой информационной инфраструктуры системы уголовной юстиции, единство которой будет достигнуто построением горизонтальных сетевых структур, связывающих все ее компоненты в соответствии с логикой движения уголовного судопроизводства. Единство требований к переходу на новый технологический уровень создаст условия для рационального использования бюджетных средств и иных ресурсов, необходимых и достаточных для разработки и внедрения одинаковых ("сквозных") информационно-телекоммуникационных технологий и сходного программного обеспечения, обусловленных функциональным назначением следственной деятельности в системе уголовной юстиции.
(Валов С.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)Анализ процессов цифровой трансформации следственной деятельности на макро- и микроуровнях подтверждает практическую необходимость применения программно-целевого метода для ее реализации в отношении ведомственно разобщенных следственных органов, выполняющих в системе уголовной юстиции единую государственную функцию. Реализация государственной программы цифровой трансформации системы уголовной юстиции позволит согласовать ведомственные ориентиры достижения "цифровой зрелости" следственных органов, находящихся на разных базисных уровнях цифровизации их деятельности, а также обеспечить их гармоничное развитие с иными государственными компонентами в указанной системе. В качестве целевого ориентира видим создание единой информационной инфраструктуры системы уголовной юстиции, единство которой будет достигнуто построением горизонтальных сетевых структур, связывающих все ее компоненты в соответствии с логикой движения уголовного судопроизводства. Единство требований к переходу на новый технологический уровень создаст условия для рационального использования бюджетных средств и иных ресурсов, необходимых и достаточных для разработки и внедрения одинаковых ("сквозных") информационно-телекоммуникационных технологий и сходного программного обеспечения, обусловленных функциональным назначением следственной деятельности в системе уголовной юстиции.
Статья: Правовые формы реализации сделок слияний и поглощений и корпоративная реструктуризация
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Вертикальное слияние/поглощение. Несколько компаний, каждая из которых является участником последовательной технологической цепочки (добыча первичного ресурса - первичная переработка ресурса - производство конечной продукции на базе переработанного ресурса - доведение произведенной продукции до конечного потребителя), совершают сделку/серию сделок по объединению всех или большинства этапов технологических переделов под единым управлением (диверсификация по технологическим переделам). Результаты - снижение издержек за счет трансфертных цен, монополизация движения ресурса в рамках технологических переделов (гарантии, надежность поставок и т.д.), единое технологическое управление, комплексное управление качеством (сквозные технологические стандарты), продвижение единого бренда и т.д. Пример: практически все крупные нефтедобывающие компании имеют в управлении (собственности) как нефтеперерабатывающие заводы, так и собственные сети реализации конечной продукции - автозаправочные станции. Как правило, вертикально интегрированные компании (группы компаний) активно занимаются и горизонтальной интеграцией (например, те же нефтяные компании активны на рынке слияний/поглощений "чужих" сетей АЗС).
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Вертикальное слияние/поглощение. Несколько компаний, каждая из которых является участником последовательной технологической цепочки (добыча первичного ресурса - первичная переработка ресурса - производство конечной продукции на базе переработанного ресурса - доведение произведенной продукции до конечного потребителя), совершают сделку/серию сделок по объединению всех или большинства этапов технологических переделов под единым управлением (диверсификация по технологическим переделам). Результаты - снижение издержек за счет трансфертных цен, монополизация движения ресурса в рамках технологических переделов (гарантии, надежность поставок и т.д.), единое технологическое управление, комплексное управление качеством (сквозные технологические стандарты), продвижение единого бренда и т.д. Пример: практически все крупные нефтедобывающие компании имеют в управлении (собственности) как нефтеперерабатывающие заводы, так и собственные сети реализации конечной продукции - автозаправочные станции. Как правило, вертикально интегрированные компании (группы компаний) активно занимаются и горизонтальной интеграцией (например, те же нефтяные компании активны на рынке слияний/поглощений "чужих" сетей АЗС).