Скрытые полномочия президента
Подборка наиболее важных документов по запросу Скрытые полномочия президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Таким образом, одно из противоречий конституционной модели института президентства в России связано с несоответствием между общими формулировками о целях, задачах, функциях президентской власти и объемом его юридических полномочий, компетенций, закрепленных в статьях 83 - 90 Конституции РФ. Именно этот "зазор" дал повод для расширительного толкования ст. 80 Конституции РФ, появления концепции так называемых скрытых полномочий Президента России, инициированных Конституционным Судом РФ.
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Таким образом, одно из противоречий конституционной модели института президентства в России связано с несоответствием между общими формулировками о целях, задачах, функциях президентской власти и объемом его юридических полномочий, компетенций, закрепленных в статьях 83 - 90 Конституции РФ. Именно этот "зазор" дал повод для расширительного толкования ст. 80 Конституции РФ, появления концепции так называемых скрытых полномочий Президента России, инициированных Конституционным Судом РФ.
Статья: Поручения Президента Российской Федерации - локальный правовой акт конституционного уровня
(Обгольц С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Как видно из примеров выше, посредством поручений Президент РФ исполняет свои конституционные полномочия, а также те полномочия, которые в научной литературе получили характеристику "скрытых". Полномочия Президента РФ и особенности их правовой природы подробно рассмотрены в работах С.А. Авакьяна <7>, Л.А. Окунькова <8>, А.М. Осавелюка <9>, А.В. Щипанова <10>, В.О. Лучина <11>. Думается, можно говорить о том, что в административно-управленческих отношениях Президента РФ с иными органами государственной власти на настоящий момент поручения играют не менее важную роль, чем его указы и распоряжения.
(Обгольц С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Как видно из примеров выше, посредством поручений Президент РФ исполняет свои конституционные полномочия, а также те полномочия, которые в научной литературе получили характеристику "скрытых". Полномочия Президента РФ и особенности их правовой природы подробно рассмотрены в работах С.А. Авакьяна <7>, Л.А. Окунькова <8>, А.М. Осавелюка <9>, А.В. Щипанова <10>, В.О. Лучина <11>. Думается, можно говорить о том, что в административно-управленческих отношениях Президента РФ с иными органами государственной власти на настоящий момент поручения играют не менее важную роль, чем его указы и распоряжения.
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, Президент РФ как глава государства несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти и "в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции Российской Федерации и законов правовые акты... во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы" <10>. Однако в данном случае федеральное законодательство содержит подробное регулирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и оснований для применения "скрытых полномочий" Президента РФ не усматривается. Кроме того, в Указе Президента РФ N 239 содержатся указания на ограничение отдельных конституционных прав человека и гражданина (право на свободу передвижения, право на осуществление предпринимательской деятельности), а подобные ограничения не могут быть введены указом Президента РФ при отсутствии прямого указания на соответствующие его полномочия в федеральном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, и данное положение "не подлежит расширительному толкованию" <11>.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, Президент РФ как глава государства несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти и "в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции Российской Федерации и законов правовые акты... во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы" <10>. Однако в данном случае федеральное законодательство содержит подробное регулирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и оснований для применения "скрытых полномочий" Президента РФ не усматривается. Кроме того, в Указе Президента РФ N 239 содержатся указания на ограничение отдельных конституционных прав человека и гражданина (право на свободу передвижения, право на осуществление предпринимательской деятельности), а подобные ограничения не могут быть введены указом Президента РФ при отсутствии прямого указания на соответствующие его полномочия в федеральном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, и данное положение "не подлежит расширительному толкованию" <11>.
Статья: Поручения Президента РФ как новый конституционно-правовой инструмент в аспекте конституционной ответственности
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Наиболее ярким примером может служить часто затрагиваемый вопрос о "скрытых" полномочиях Президента РФ, не проистекающих из Конституции РФ, но при этом получивших развитие, в частности, в случае издания им таких видов актов, как поручения, которые не носили правового характера, не предусматривались Конституцией, но влекли за собой ответственность за их неисполнение. Так, В.П. Уманская указывает на поручения Президента РФ как документ с "неопределенным статусом", "не известный юридической науке" и "не существующий для российских юристов". В.В. Комарова отмечает "институционализацию скрытых полномочий Президента РФ, судя по реально действующему "поручительскому праву". В духе недопустимости широты применения актов Президента РФ еще в 1996 г. В.О. Лучин высказывался о неправильности установления возможности Президентом РФ принимать указы по любым вопросам, независимо от того, к ведению какой ветви власти (органа государственной власти) они относятся, ставил вопрос о материальном ограничении "указного правотворчества".
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Наиболее ярким примером может служить часто затрагиваемый вопрос о "скрытых" полномочиях Президента РФ, не проистекающих из Конституции РФ, но при этом получивших развитие, в частности, в случае издания им таких видов актов, как поручения, которые не носили правового характера, не предусматривались Конституцией, но влекли за собой ответственность за их неисполнение. Так, В.П. Уманская указывает на поручения Президента РФ как документ с "неопределенным статусом", "не известный юридической науке" и "не существующий для российских юристов". В.В. Комарова отмечает "институционализацию скрытых полномочий Президента РФ, судя по реально действующему "поручительскому праву". В духе недопустимости широты применения актов Президента РФ еще в 1996 г. В.О. Лучин высказывался о неправильности установления возможности Президентом РФ принимать указы по любым вопросам, независимо от того, к ведению какой ветви власти (органа государственной власти) они относятся, ставил вопрос о материальном ограничении "указного правотворчества".
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<52> См. об этом, в частности: Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. 244 с.; Боброва Н.А. Особенности российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность. 2018. N 12. С. 41 - 49; Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 6. С. 15 - 23; Краснов М.А. На пути к деперсонификации российской власти: изменение статуса главы государства // Политическая концептология. 2016. N 4. С. 78 - 96; Малиновский В.А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана: Норма-К, 2012. 528 с.; Набиев В.М. Из истории создания Движения национального единства и возрождения Таджикистана // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. N 3. С. 5 - 10; Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств. М.: Норма, 2018. 208 с.; Нечкин А.В. Компетенция глав государств стран СНГ и их место в системе разделения властей // Российское право: образование, практика, наука. 2018. N 3. С. 77 - 85; Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения // Lex Russica (Русский закон). 2019. N 5. С. 132 - 147; Нуссбергер А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 5. С. 53 - 68; Худолей К.М., Худолей Д.М. Формы правления зарубежных стран бывшего Советского Союза // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 371 - 395.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<52> См. об этом, в частности: Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. 244 с.; Боброва Н.А. Особенности российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность. 2018. N 12. С. 41 - 49; Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 6. С. 15 - 23; Краснов М.А. На пути к деперсонификации российской власти: изменение статуса главы государства // Политическая концептология. 2016. N 4. С. 78 - 96; Малиновский В.А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана: Норма-К, 2012. 528 с.; Набиев В.М. Из истории создания Движения национального единства и возрождения Таджикистана // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. N 3. С. 5 - 10; Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств. М.: Норма, 2018. 208 с.; Нечкин А.В. Компетенция глав государств стран СНГ и их место в системе разделения властей // Российское право: образование, практика, наука. 2018. N 3. С. 77 - 85; Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения // Lex Russica (Русский закон). 2019. N 5. С. 132 - 147; Нуссбергер А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 5. С. 53 - 68; Худолей К.М., Худолей Д.М. Формы правления зарубежных стран бывшего Советского Союза // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 371 - 395.
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<27> Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина [МГЮА]. 2018. N 6. С. 21.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<27> Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина [МГЮА]. 2018. N 6. С. 21.