Сканирование судебных дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Сканирование судебных дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация и обеспечение безопасности судебной деятельности в новых эпидемиологических условиях
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Учитывая, что отдельные частицы новой коронавирусной инфекции сохраняются на бумажном носителе в течение нескольких дней, в перспективе большинство поступающих в суд документов должно подаваться через информационные системы. Онлайн-ознакомление также должно стать новой нормой жизни, поскольку значительно экономит время и сторон, и работников аппарата суда, а кроме того, нивелирует риск распространения инфекции при посещении судебного учреждения. Целесообразно вернуться к идее сплошного сканирования всех поступающих в суды документов, для чего ввести в штат каждого суда либо соответствующего управления Судебного департамента должности работников группы сканирования судебных дел и документов. В настоящее время эти вопросы в каждом суде решаются по-разному, во многом дополнительная нагрузка ложится на плечи секретарей судебных заседаний, для которых указанная работа несвойственна.
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Учитывая, что отдельные частицы новой коронавирусной инфекции сохраняются на бумажном носителе в течение нескольких дней, в перспективе большинство поступающих в суд документов должно подаваться через информационные системы. Онлайн-ознакомление также должно стать новой нормой жизни, поскольку значительно экономит время и сторон, и работников аппарата суда, а кроме того, нивелирует риск распространения инфекции при посещении судебного учреждения. Целесообразно вернуться к идее сплошного сканирования всех поступающих в суды документов, для чего ввести в штат каждого суда либо соответствующего управления Судебного департамента должности работников группы сканирования судебных дел и документов. В настоящее время эти вопросы в каждом суде решаются по-разному, во многом дополнительная нагрузка ложится на плечи секретарей судебных заседаний, для которых указанная работа несвойственна.
Статья: О цифровизации судебной деятельности в Китайской Народной Республике
(Степанов О.А., Басангов Д.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 7)Возможность детального сканирования содержания судебных дел, составления необходимых судебных процессуальных документов, создания рекомендаций по применению положений законодательных и подзаконных актов, наиболее точно отвечающих сути спора, а также исправления ошибок в судебном решении обеспечивается технологией машинного обучения System of Systems (SoS), созданной Академией наук Китая.
(Степанов О.А., Басангов Д.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 7)Возможность детального сканирования содержания судебных дел, составления необходимых судебных процессуальных документов, создания рекомендаций по применению положений законодательных и подзаконных актов, наиболее точно отвечающих сути спора, а также исправления ошибок в судебном решении обеспечивается технологией машинного обучения System of Systems (SoS), созданной Академией наук Китая.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"11.7. В случае поступления в арбитражный суд по месту исполнения судебного акта заявления об утверждении мирового соглашения по делу, рассмотренному ранее другим арбитражным судом, заявление регистрируется в этом арбитражном суде по очередному номеру поступающих исковых заявлений (заявлений), также формируется судебное дело по правилам, изложенным в главе 22 Инструкции. Судья, в производстве которого находится поступившее заявление, запрашивает у суда, рассмотревшего ранее данное дело, материалы судебного дела путем направления запроса по каналам ведомственной электронной почты. Суд, рассмотревший дело по существу, в течение 3 рабочих дней, считая с даты получения запроса, осуществляет копирование материалов судебного дела путем сканирования, размещение образов документов в КАД и направляет по ЕСЭП уведомление о размещении материалов в КАД. По окончании рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения копия судебного акта, заверенная судом, направляется по почте с сопроводительным письмом в суд, рассмотревший дело по существу, которая по получении подшивается в материалы судебного дела.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"11.7. В случае поступления в арбитражный суд по месту исполнения судебного акта заявления об утверждении мирового соглашения по делу, рассмотренному ранее другим арбитражным судом, заявление регистрируется в этом арбитражном суде по очередному номеру поступающих исковых заявлений (заявлений), также формируется судебное дело по правилам, изложенным в главе 22 Инструкции. Судья, в производстве которого находится поступившее заявление, запрашивает у суда, рассмотревшего ранее данное дело, материалы судебного дела путем направления запроса по каналам ведомственной электронной почты. Суд, рассмотревший дело по существу, в течение 3 рабочих дней, считая с даты получения запроса, осуществляет копирование материалов судебного дела путем сканирования, размещение образов документов в КАД и направляет по ЕСЭП уведомление о размещении материалов в КАД. По окончании рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения копия судебного акта, заверенная судом, направляется по почте с сопроводительным письмом в суд, рассмотревший дело по существу, которая по получении подшивается в материалы судебного дела.
Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы">В 2012 году в целях создания условий, исключающих нарушение прав лиц на ознакомление с материалами судебных дел, находящихся на архивном хранении, начато формирование системы судебных архивов в электронном виде, включая создание в судах участков сканирования текущих судебных актов и дел постоянного хранения, сдаваемых в архив. До конца 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции будут созданы участки сканирования судебных дел.
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы">В 2012 году в целях создания условий, исключающих нарушение прав лиц на ознакомление с материалами судебных дел, находящихся на архивном хранении, начато формирование системы судебных архивов в электронном виде, включая создание в судах участков сканирования текущих судебных актов и дел постоянного хранения, сдаваемых в архив. До конца 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции будут созданы участки сканирования судебных дел.
Статья: Мировое соглашение с единственным условием об отказе (взаимном отказе) от иска: правовая природа и процессуальные последствия
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<27> Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)". Суд, рассмотревший дело по существу, в течение трех рабочих дней с даты получения запроса копирует материалы судебного дела путем сканирования, размещает образы документов в картотеке арбитражных дел (КАД) и направляет по Единой системе электронной почты (ЕСЭП) уведомление о размещении материалов в КАД. По окончании рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения копия судебного акта, заверенная судом, направляется по почте с сопроводительным письмом в суд, рассмотревший дело по существу, по получении она подшивается в материалы судебного дела. При отсутствии технической возможности судебное дело высылается с сопроводительным письмом по почте и по окончании рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения с копией принятого судебного акта, подшитого в дело, возвращается в суд, рассмотревший дело по существу.
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<27> Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)". Суд, рассмотревший дело по существу, в течение трех рабочих дней с даты получения запроса копирует материалы судебного дела путем сканирования, размещает образы документов в картотеке арбитражных дел (КАД) и направляет по Единой системе электронной почты (ЕСЭП) уведомление о размещении материалов в КАД. По окончании рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения копия судебного акта, заверенная судом, направляется по почте с сопроводительным письмом в суд, рассмотревший дело по существу, по получении она подшивается в материалы судебного дела. При отсутствии технической возможности судебное дело высылается с сопроводительным письмом по почте и по окончании рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения с копией принятого судебного акта, подшитого в дело, возвращается в суд, рассмотревший дело по существу.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
Статья: Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими (в контексте новаций судебного делопроизводства)
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими является уникальной категорией судебных дел, для судопроизводства по которым уже в настоящее время созданы все условия для формирования, передачи и хранения судебной информации исключительно в режиме электронного документооборота, в том числе межведомственного взаимодействия. В то же время дополнительный объем судебного информирования по делам данной категории влечет за собой документирование на бумажных носителях посредством распечатки страниц из ресурсов ГАС "Правосудие". Такое дублирование, безусловно, не способствует прогрессивному развитию электронных платформ в судебной деятельности (платформенной модели организации судебной деятельности. В условиях развития суперсервиса "Правосудие онлайн" представляется возможным установить новые правила обработки документированной информации в судах субъектов РФ по делам, рассматриваемым по гл. 27.2 КАС РФ на основе ресурсов электронного документооборота в условиях его максимально возможного полного цикла. Кроме этого, обеспечение максимальной открытости, гласности информации о процессе рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими и содержании представленных в них материалов отвечает не только принципам Федерального закона N 114-ФЗ, но и Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030-е годы <18>, которая была одобрена Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г. В этой связи представляется возможным расширить перечень сведений, размещаемых на специальном информационном ресурсе ГАС "Правосудие", в соответствии с Регламентом 2019 г., добавив в него скан-копии материалов судебных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими является уникальной категорией судебных дел, для судопроизводства по которым уже в настоящее время созданы все условия для формирования, передачи и хранения судебной информации исключительно в режиме электронного документооборота, в том числе межведомственного взаимодействия. В то же время дополнительный объем судебного информирования по делам данной категории влечет за собой документирование на бумажных носителях посредством распечатки страниц из ресурсов ГАС "Правосудие". Такое дублирование, безусловно, не способствует прогрессивному развитию электронных платформ в судебной деятельности (платформенной модели организации судебной деятельности. В условиях развития суперсервиса "Правосудие онлайн" представляется возможным установить новые правила обработки документированной информации в судах субъектов РФ по делам, рассматриваемым по гл. 27.2 КАС РФ на основе ресурсов электронного документооборота в условиях его максимально возможного полного цикла. Кроме этого, обеспечение максимальной открытости, гласности информации о процессе рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими и содержании представленных в них материалов отвечает не только принципам Федерального закона N 114-ФЗ, но и Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030-е годы <18>, которая была одобрена Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г. В этой связи представляется возможным расширить перечень сведений, размещаемых на специальном информационном ресурсе ГАС "Правосудие", в соответствии с Регламентом 2019 г., добавив в него скан-копии материалов судебных дел о признании информационных материалов экстремистскими.