Системы налогообложения для юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Системы налогообложения для юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию налогоплательщика частично правомерной, указал, что фактически услуги по перевозке оказывались не заявленными контрагентами, а физическими лицами, предпринимателями и юридическими лицами, применяющими специальные налоговые режимы. Поскольку налоговый орган располагал сведениями и документами, которые позволяли установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по спорным сделкам, определение размера налоговых обязательств должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, признавая позицию налогоплательщика частично правомерной, указал, что фактически услуги по перевозке оказывались не заявленными контрагентами, а физическими лицами, предпринимателями и юридическими лицами, применяющими специальные налоговые режимы. Поскольку налоговый орган располагал сведениями и документами, которые позволяли установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по спорным сделкам, определение размера налоговых обязательств должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ЕНВД, поскольку деятельность общества является оптовой торговлей рыбной продукцией в адрес предпринимателей и юридических лиц, и доначислил налоги по общей системе налогообложения. Общество полагало, что осуществляет розничную торговлю, поскольку согласно договорам аренды помещений они передаются для осуществления розничной торговли, свидетели подтверждают осуществление розничной, а не оптовой торговли. Проанализировав представленные налоговым органом доказательства, в том числе протоколы осмотра помещений, используемых для торговли, фотографии данных помещений и условий торговли, протоколы допросов покупателей продукции и должностных лиц налогоплательщика, суд установил, что арендованные налогоплательщиком помещения фактически находились в административных зданиях и являлись офисными помещениями, оборудованными необходимой техникой (компьютеры, ноутбуки, иная офисная мебель), используемые для обработки и хранения документов, приема клиентов, денежных расчетов, при этом проверкой не установлено наличие магазина розничной торговли (отсутствуют выставочные витрины, стеллажи, прилавки). В офисных помещениях производилась демонстрация товаров и их оплата, а сам отпуск товаров покупателям осуществлялся со склада после выбора покупателем нужного ему товара по представленному в офисе прейскуранту и образцам, также были выявлены факты оформления заказа товара по телефону, факты регистрации прихода денежных средств с одинаковыми суммами, обнаружены документы с перечнем договоров поставок, доверенности с клиентами - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, уставы контрагентов, что свидетельствует об осуществлении налогоплательщиком реализации товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети и не подпадает под режим ЕНВД. Суд признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ЕНВД, поскольку деятельность общества является оптовой торговлей рыбной продукцией в адрес предпринимателей и юридических лиц, и доначислил налоги по общей системе налогообложения. Общество полагало, что осуществляет розничную торговлю, поскольку согласно договорам аренды помещений они передаются для осуществления розничной торговли, свидетели подтверждают осуществление розничной, а не оптовой торговли. Проанализировав представленные налоговым органом доказательства, в том числе протоколы осмотра помещений, используемых для торговли, фотографии данных помещений и условий торговли, протоколы допросов покупателей продукции и должностных лиц налогоплательщика, суд установил, что арендованные налогоплательщиком помещения фактически находились в административных зданиях и являлись офисными помещениями, оборудованными необходимой техникой (компьютеры, ноутбуки, иная офисная мебель), используемые для обработки и хранения документов, приема клиентов, денежных расчетов, при этом проверкой не установлено наличие магазина розничной торговли (отсутствуют выставочные витрины, стеллажи, прилавки). В офисных помещениях производилась демонстрация товаров и их оплата, а сам отпуск товаров покупателям осуществлялся со склада после выбора покупателем нужного ему товара по представленному в офисе прейскуранту и образцам, также были выявлены факты оформления заказа товара по телефону, факты регистрации прихода денежных средств с одинаковыми суммами, обнаружены документы с перечнем договоров поставок, доверенности с клиентами - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, уставы контрагентов, что свидетельствует об осуществлении налогоплательщиком реализации товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети и не подпадает под режим ЕНВД. Суд признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О цене контракта, заключенного с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН.
(Письмо Минфина России от 10.06.2024 N 24-08-08/53524)При этом корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при заключении контракта с таким участником закупки, положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
(Письмо Минфина России от 10.06.2024 N 24-08-08/53524)При этом корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при заключении контракта с таким участником закупки, положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Статья: Участник закупки - "упрощенец": что нужно знать заказчику?
(Совина Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В п. 41 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.11.2019, разъяснено, что любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при проведении аукциона, а также при заключении контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
(Совина Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В п. 41 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.11.2019, разъяснено, что любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при проведении аукциона, а также при заключении контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вопрос: О документе, регламентирующем правила закупок отдельными видами юрлиц, и предложении о введении специального налогового режима для хозяйствующих субъектов, участвующих в таких закупках.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 03-11-06/2/98802)Вопрос: О документе, регламентирующем правила закупок отдельными видами юрлиц, и предложении о введении специального налогового режима для хозяйствующих субъектов, участвующих в таких закупках.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 03-11-06/2/98802)Вопрос: О документе, регламентирующем правила закупок отдельными видами юрлиц, и предложении о введении специального налогового режима для хозяйствующих субъектов, участвующих в таких закупках.
Готовое решение: Какой порядок (особенности) привлечения к административной ответственности юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные правила установлены для правонарушений в области применения ККТ, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ. Штраф за эти нарушения назначается в размере одной трети минимального размера, если выполнены условия, установленные ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ (в частности, если нарушение выявлено при проверке сообщений и заявлений физлиц и юрлиц автоматизированной информационной системой налоговых органов, а лицо, привлекаемое к ответственности, признало свое нарушение и до вынесения постановления по делу добровольно исполнило свою обязанность) (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные правила установлены для правонарушений в области применения ККТ, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ. Штраф за эти нарушения назначается в размере одной трети минимального размера, если выполнены условия, установленные ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ (в частности, если нарушение выявлено при проверке сообщений и заявлений физлиц и юрлиц автоматизированной информационной системой налоговых органов, а лицо, привлекаемое к ответственности, признало свое нарушение и до вынесения постановления по делу добровольно исполнило свою обязанность) (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Статья: Правовые механизмы углеродного регулирования в Российской Федерации
(Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Одной из эффективных мер государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их абсорбции может стать налоговое стимулирование. В литературе высказывается предложение о создании преференциальной налоговой системы для юридических лиц, внедряющих технологии, снижающие углеродоемкость производственных процессов, о введении льготы по налогу на добавленную стоимость с целью стимулирования хозяйствующих субъектов к осуществлению деятельности по декарбонизации производственных линий <12>.
(Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Одной из эффективных мер государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их абсорбции может стать налоговое стимулирование. В литературе высказывается предложение о создании преференциальной налоговой системы для юридических лиц, внедряющих технологии, снижающие углеродоемкость производственных процессов, о введении льготы по налогу на добавленную стоимость с целью стимулирования хозяйствующих субъектов к осуществлению деятельности по декарбонизации производственных линий <12>.
Статья: Правовые проблемы налогообложения цифровых бизнес-моделей
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)6. Пономарева К.А. Правовой режим налогообложения прибыли юридических лиц и доходов физических лиц в Российской Федерации и Европейском союзе: сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. 449 с.
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)6. Пономарева К.А. Правовой режим налогообложения прибыли юридических лиц и доходов физических лиц в Российской Федерации и Европейском союзе: сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. 449 с.
Вопрос: О госрегистрации юрлица в форме КФХ и о выборе режима налогообложения.
(Письмо ФНС России от 28.12.2023 N КВ-3-14/17445@)Вопрос: О госрегистрации юрлица в форме КФХ и о выборе режима налогообложения.
(Письмо ФНС России от 28.12.2023 N КВ-3-14/17445@)Вопрос: О госрегистрации юрлица в форме КФХ и о выборе режима налогообложения.
Статья: Упрощенная ликвидация ЮЛ - субъекта МСП
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)По мнению Минфина, лишь одновременное соблюдение всех данных условий гарантирует отсутствие у юридического лица неисполненных обязательств перед кредиторами юридического лица из числа указанных в п. 1 ст. 64 ГК РФ (в том числе обязательств по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах), что делает возможным прекращение данного юридического лица в упрощенном порядке путем его исключения из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.3 Федерального закона N 129-ФЗ. Таким образом, Федеральный закон N 129-ФЗ связывает возможность применения этого порядка не с режимом налогообложения юридического лица, а с наличием у этого юридического лица статуса субъекта МСП и отсутствием у него неисполненных обязательств перед кредиторами, определяемым на основе соблюдения всех условий, установленных п. 7 ст. 21.3 Федерального закона N 129-ФЗ (Письмо Минфина России от 02.07.2025 N 03-12-13/64744).
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)По мнению Минфина, лишь одновременное соблюдение всех данных условий гарантирует отсутствие у юридического лица неисполненных обязательств перед кредиторами юридического лица из числа указанных в п. 1 ст. 64 ГК РФ (в том числе обязательств по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах), что делает возможным прекращение данного юридического лица в упрощенном порядке путем его исключения из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.3 Федерального закона N 129-ФЗ. Таким образом, Федеральный закон N 129-ФЗ связывает возможность применения этого порядка не с режимом налогообложения юридического лица, а с наличием у этого юридического лица статуса субъекта МСП и отсутствием у него неисполненных обязательств перед кредиторами, определяемым на основе соблюдения всех условий, установленных п. 7 ст. 21.3 Федерального закона N 129-ФЗ (Письмо Минфина России от 02.07.2025 N 03-12-13/64744).