Система стратегического планирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Система стратегического планирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Стратегическое планирование в сфере образования: от отраслевой стратегии к обязательным требованиям
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<4> Об особенностях отечественной модели стратегического планирования см.: Зайцев Д.И. Административное усмотрение в системе стратегического планирования // Legaltech: научные решения для профессиональной юридической деятельности: Сб. докладов IX Московского юридического форума: В 4 ч. Москва, 14 - 16 апреля 2022 г. Том. Часть 4. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. С. 288 - 291.
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)<4> Об особенностях отечественной модели стратегического планирования см.: Зайцев Д.И. Административное усмотрение в системе стратегического планирования // Legaltech: научные решения для профессиональной юридической деятельности: Сб. докладов IX Московского юридического форума: В 4 ч. Москва, 14 - 16 апреля 2022 г. Том. Часть 4. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. С. 288 - 291.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"Глава 3. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(ред. от 13.07.2024)
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"Глава 3. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Статья: Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)По мнению академика С.Ю. Глазьева, для достижения результата требуется создание системы стратегического планирования с соответствующими механизмами ответственности, подчинение денежно-кредитной и всех других сфер экономической политики целям экономического роста и подъема благосостояния населения. В качестве примера он приводит такой тип экономики, который действовал и продолжает действовать в Китае [4]. В.А. Мау в октябре 2022 г. на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам предложил проработать "сценарий внутренней мобилизации, именно экономической мобилизации" в макроэкономическом прогнозе. Экономическая мобилизация, по мнению академика, предполагает усиление роли государства, специфичный рынок труда, институционализацию индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Такая модель не противоречит рынку и не означает перехода к советским управленческим практикам <1>.
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)По мнению академика С.Ю. Глазьева, для достижения результата требуется создание системы стратегического планирования с соответствующими механизмами ответственности, подчинение денежно-кредитной и всех других сфер экономической политики целям экономического роста и подъема благосостояния населения. В качестве примера он приводит такой тип экономики, который действовал и продолжает действовать в Китае [4]. В.А. Мау в октябре 2022 г. на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам предложил проработать "сценарий внутренней мобилизации, именно экономической мобилизации" в макроэкономическом прогнозе. Экономическая мобилизация, по мнению академика, предполагает усиление роли государства, специфичный рынок труда, институционализацию индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Такая модель не противоречит рынку и не означает перехода к советским управленческим практикам <1>.
Статья: Государственное стратегическое планирование как форма административной политики
(Домченко А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)4. Документы стратегического планирования являются основой выбора методов административно-правового регулирования <19>, что закономерно, так как по смыслу п. 9 ст. 3 Закона N 172-ФЗ само нормативное правовое регулирование выполняет в том числе обеспечительную функцию системы стратегического планирования.
(Домченко А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)4. Документы стратегического планирования являются основой выбора методов административно-правового регулирования <19>, что закономерно, так как по смыслу п. 9 ст. 3 Закона N 172-ФЗ само нормативное правовое регулирование выполняет в том числе обеспечительную функцию системы стратегического планирования.
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Однако до настоящего времени данный документ не разработан и не представлен для общественного обсуждения. Реализация данных целей осуществляется в рамках иных документов СП. В соответствии с одним из законов диалектики, сформулированным немецким философом Г. Гегелем, различные институты, например система стратегического планирования и высшая ценность - человек, его права и свободы (согласно ст. 2 Конституции РФ), могут быть целостными по своей природе, при этом на практике противоречить друг другу, являясь внутренним источником развития нормативного правового регулирования. В этой связи необходимо выявление проблем механизма реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон) в целом, а также применительно к отражению в нем документов СП, принимаемых на его основе, затрагивающих права человека.
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Однако до настоящего времени данный документ не разработан и не представлен для общественного обсуждения. Реализация данных целей осуществляется в рамках иных документов СП. В соответствии с одним из законов диалектики, сформулированным немецким философом Г. Гегелем, различные институты, например система стратегического планирования и высшая ценность - человек, его права и свободы (согласно ст. 2 Конституции РФ), могут быть целостными по своей природе, при этом на практике противоречить друг другу, являясь внутренним источником развития нормативного правового регулирования. В этой связи необходимо выявление проблем механизма реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон) в целом, а также применительно к отражению в нем документов СП, принимаемых на его основе, затрагивающих права человека.
Статья: Актуализация документов стратегического планирования в контексте технологической безопасности
(Оболенская Л.В., Бекулова С.Р., Абдикеев Н.М.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)В плане значимости проблемы актуализации целей в рассматриваемых документах необходимо отметить следующее. Концептуально-стратегические документы входят в блок целеполагания. Он является исходным для формирования следующего блока документов стратегического планирования: планов и программ. Поэтому целевые просчеты в исходном звене логической цепочки негативно отразятся на качестве последующих звеньев в системе стратегического планирования.
(Оболенская Л.В., Бекулова С.Р., Абдикеев Н.М.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)В плане значимости проблемы актуализации целей в рассматриваемых документах необходимо отметить следующее. Концептуально-стратегические документы входят в блок целеполагания. Он является исходным для формирования следующего блока документов стратегического планирования: планов и программ. Поэтому целевые просчеты в исходном звене логической цепочки негативно отразятся на качестве последующих звеньев в системе стратегического планирования.
Статья: Документы стратегического планирования в сфере безопасности дорожного движения
(Кардашова И.Б.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Однако наблюдается некоторая "бессистемность" среди многообразия документов по видам национальной безопасности (общественной [14], военной [15], информационной [16] и др.), разработанных еще на основе положений Стратегий национальной безопасности 2009, 2015 годов. Это противоречит принципу сбалансированности системы стратегического планирования (п. 5 ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ).
(Кардашова И.Б.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Однако наблюдается некоторая "бессистемность" среди многообразия документов по видам национальной безопасности (общественной [14], военной [15], информационной [16] и др.), разработанных еще на основе положений Стратегий национальной безопасности 2009, 2015 годов. Это противоречит принципу сбалансированности системы стратегического планирования (п. 5 ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ).
Статья: К вопросу об эффективности стратегического планирования
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)С одной стороны, совершенно закономерно разнонаправленное нормативное закрепление приоритетов стратегического планирования, с другой стороны, подобная избыточность административно-правового регулирования отрицательно сказывается на его практическом внедрении, учете результатов и определении показателей. В качестве одной из причин неэффективности проводимой государственной политики в России признается неверная содержательная база, основанная на наборе прогнозов (стратегический прогноз развития Российской Федерации (далее - РФ), прогноз социально-экономического развития РФ, прогноз научно-технологического развития РФ, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период и др.), в то время как главным стержнем управления остается бюджет. Таким образом, в исследованиях предлагается снизить роль прогнозов, а целью государственной экономической политики в системе государственного регулирования считать показатели, заложенные в генеральном (стратегическом) плане социально-экономического развития страны <4>. Как справедливо утверждает член экспертного совета Минфина России профессор В.Ф. Шаров, "в настоящее время в Российской Федерации уже есть процесс стратегического планирования, но еще не создана система стратегического планирования, соответствующая современным задачам и целям управления экономикой, она не только далека от совершенства, но и в целом недостаточно совместима с требованиями модернизации экономики... Полезно посмотреть на нынешнюю финансово-экономическую политику с точки зрения государственного планирования. Уже практически 30 лет идут поиски управленческих структур, обеспечивающих становление и упрочение новой экономической системы. Происходят частые изменения формата экономических ведомств с далеко не всегда ясными функциями, не происходит подведения итогов выполнения принятых постановлений Правительства РФ и указов Президента России; госпрограммы, федеральные программы, национальные проекты не обладают должной прозрачностью и четко сформулированными системами целевых показателей, не проведен анализ достижения целей "Программы Грефа", "Стратегии-2020", "Прогноза-2030" <5>. В исследованиях авторы ссылаются на одни и те же комплексы фундаментальных проблем и ограничений, среди которых низкая эффективность правового регулирования этой сферы вплоть до систематического неисполнения требований закона и слабая интеграция документов стратегического планирования в систему текущего управления <6>.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)С одной стороны, совершенно закономерно разнонаправленное нормативное закрепление приоритетов стратегического планирования, с другой стороны, подобная избыточность административно-правового регулирования отрицательно сказывается на его практическом внедрении, учете результатов и определении показателей. В качестве одной из причин неэффективности проводимой государственной политики в России признается неверная содержательная база, основанная на наборе прогнозов (стратегический прогноз развития Российской Федерации (далее - РФ), прогноз социально-экономического развития РФ, прогноз научно-технологического развития РФ, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период и др.), в то время как главным стержнем управления остается бюджет. Таким образом, в исследованиях предлагается снизить роль прогнозов, а целью государственной экономической политики в системе государственного регулирования считать показатели, заложенные в генеральном (стратегическом) плане социально-экономического развития страны <4>. Как справедливо утверждает член экспертного совета Минфина России профессор В.Ф. Шаров, "в настоящее время в Российской Федерации уже есть процесс стратегического планирования, но еще не создана система стратегического планирования, соответствующая современным задачам и целям управления экономикой, она не только далека от совершенства, но и в целом недостаточно совместима с требованиями модернизации экономики... Полезно посмотреть на нынешнюю финансово-экономическую политику с точки зрения государственного планирования. Уже практически 30 лет идут поиски управленческих структур, обеспечивающих становление и упрочение новой экономической системы. Происходят частые изменения формата экономических ведомств с далеко не всегда ясными функциями, не происходит подведения итогов выполнения принятых постановлений Правительства РФ и указов Президента России; госпрограммы, федеральные программы, национальные проекты не обладают должной прозрачностью и четко сформулированными системами целевых показателей, не проведен анализ достижения целей "Программы Грефа", "Стратегии-2020", "Прогноза-2030" <5>. В исследованиях авторы ссылаются на одни и те же комплексы фундаментальных проблем и ограничений, среди которых низкая эффективность правового регулирования этой сферы вплоть до систематического неисполнения требований закона и слабая интеграция документов стратегического планирования в систему текущего управления <6>.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что одной из основных угроз экономической безопасности являются картели. Подтверждением этого тезиса служит и тот факт, что Президентом Российской Федерации в качестве одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, указано предотвращение картельных сговоров <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что одной из основных угроз экономической безопасности являются картели. Подтверждением этого тезиса служит и тот факт, что Президентом Российской Федерации в качестве одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, указано предотвращение картельных сговоров <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Стратегия социально-экономического развития - это документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития. Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Стратегия социально-экономического развития - это документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития. Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.