Система правоохранительных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Система правоохранительных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 781 ГК РФ "Оплата услуг"2.5.1. Медицинские услуги, оказанные сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не застрахованным в системе ОМС, должны быть оплачены по действующим на момент оказания услуг тарифам (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона" Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей""В рассматриваемом случае, анализ положений ст. ст. 1, 4, 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 года "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", Закона Республики Казахстан от 22 ноября 1996 года N 48-1 "О пожарной безопасности", Указа Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 года N 3465 "О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан", Указа Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года N 6 "О структуре Правительства Республики Казахстан", Указа Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 года N 1449 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан", постановления правительства Республики Казахстан от 7 июля 1997 года N 1068 "О Государственном комитете Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям" в их взаимосвязи, позволил судам сделать правильный вывод о том, что поскольку в период с 7 апреля 1999 года по 23 мая 2008 года Ф. проходил службу в ведомстве Республики Казахстан, не входящем в систему органов внутренних дел (Агентство по чрезвычайным ситуациям, Министерство по чрезвычайным ситуациям), то есть в указанный период истец сотрудником органов внутренних дел на территории Республики Казахстан не являлся, то отсутствуют основания для включения этого периода в выслугу лет в целях назначения истцу пенсии в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, поскольку не предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии по указанному основанию периода службы в органах противопожарной службы иностранного государства (в Республике Казахстан), не входящей в систему органов внутренних дел, принимая во внимание, в том числе, различные условия в Российской Федерации и в Республике Казахстан для назначения пенсии сотрудникам противопожарной службы (в Республике Казахстан 25 лет и увольнение по определенному основанию, в Российской Федерации - 20 лет)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система правоохранительных органов РФ
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Система правоохранительных органов в РФ
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Система правоохранительных органов в РФ
Нормативные акты
"СОД 17. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации. Стандарт организации деятельности"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 28.04.2012 N 19К (852))В целях настоящего Стандарта и согласно пункту 1 Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1038, под правоохранительными органами понимаются: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации.
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 28.04.2012 N 19К (852))В целях настоящего Стандарта и согласно пункту 1 Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1038, под правоохранительными органами понимаются: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации.
Статья: Деятельность нотариуса по оказанию квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе
(Несмелова О.Д.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 12)Квалифицированный характер юридической помощи присущ деятельности всех органов, входящих в систему правоохранительных органов. Суды вершат правосудие с целью рассмотрения и разрешения споров, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы дознания и следствия осуществляют предварительное расследование с целью защиты прав и законных интересов потерпевших, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступления, нотариат призван оказывать помощь путем совершения нотариальных действий, адвокат - путем консультирования, составления документов, а также выполнения представительских функций.
(Несмелова О.Д.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 12)Квалифицированный характер юридической помощи присущ деятельности всех органов, входящих в систему правоохранительных органов. Суды вершат правосудие с целью рассмотрения и разрешения споров, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы дознания и следствия осуществляют предварительное расследование с целью защиты прав и законных интересов потерпевших, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступления, нотариат призван оказывать помощь путем совершения нотариальных действий, адвокат - путем консультирования, составления документов, а также выполнения представительских функций.
Статья: Концепция устойчивого развития и климатическая повестка как аспекты новой парадигмы прокурорского надзора
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2025, N 1)Надзор за законностью эффективного расходования государственных ресурсов на финансирование национальных проектов и программ в сфере устойчивого развития, природоохранной деятельности и в социальном сегменте осуществляется органами прокуратуры на регулярной основе. Однако современная повестка дня устанавливает дополнительные требования к квалификации и опыту прокуроров, которые сталкиваются с новыми подходами и новыми типами решений в вопросах, связанных с обеспечением законности и правопорядка на фоне масштабных изменений в модели социально-экономического развития и цифровой трансформации процессов во всех сферах деятельности. И если традиционный взгляд на роль и место прокуратуры в системе отношений государства и общества был связан с надзорным аспектом, то новая парадигма государственного управления требует гибкости, содействия государству и общественным институтам в проведении масштабных преобразований долгосрочного стратегического значения. Прокурорский надзор призван обеспечить реализацию стратегических планов государственного значения для общества и инвесторов, соблюдение прозрачности, справедливости и защиты интересов всех участников процесса. Система правоохранительных органов может и должна эффективно поддерживать реализацию национальных целей, а надзорное ведомство определено как главный координирующий центр, обеспечивающий эффективность правоохранительной деятельности. Выступление Генерального прокурора РФ на главном климатическом мероприятии ООН в ноябре 2024 г. подтверждает это <2>.
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2025, N 1)Надзор за законностью эффективного расходования государственных ресурсов на финансирование национальных проектов и программ в сфере устойчивого развития, природоохранной деятельности и в социальном сегменте осуществляется органами прокуратуры на регулярной основе. Однако современная повестка дня устанавливает дополнительные требования к квалификации и опыту прокуроров, которые сталкиваются с новыми подходами и новыми типами решений в вопросах, связанных с обеспечением законности и правопорядка на фоне масштабных изменений в модели социально-экономического развития и цифровой трансформации процессов во всех сферах деятельности. И если традиционный взгляд на роль и место прокуратуры в системе отношений государства и общества был связан с надзорным аспектом, то новая парадигма государственного управления требует гибкости, содействия государству и общественным институтам в проведении масштабных преобразований долгосрочного стратегического значения. Прокурорский надзор призван обеспечить реализацию стратегических планов государственного значения для общества и инвесторов, соблюдение прозрачности, справедливости и защиты интересов всех участников процесса. Система правоохранительных органов может и должна эффективно поддерживать реализацию национальных целей, а надзорное ведомство определено как главный координирующий центр, обеспечивающий эффективность правоохранительной деятельности. Выступление Генерального прокурора РФ на главном климатическом мероприятии ООН в ноябре 2024 г. подтверждает это <2>.
Статья: (Не)признание вины: между правом на защиту и учетом при определении уголовно-правовых последствий
(Разогреева А.М.)
("Уголовное право", 2025, N 6)Так, Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан назначил бывшему следователю СУ УМВД России, молодому мужчине, женатому, отцу троих несовершеннолетних детей, страдающему хронической обструктивной болезнью легких, обвиненному в получении взятки в крупном размере, сопряженном с вымогательством, наказание, не связанное с лишением свободы, в виде штрафа в размере 3 500 000 руб. с лишением права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти и организационно-распорядительных полномочий в указанных органах, на 5 лет <24>.
(Разогреева А.М.)
("Уголовное право", 2025, N 6)Так, Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан назначил бывшему следователю СУ УМВД России, молодому мужчине, женатому, отцу троих несовершеннолетних детей, страдающему хронической обструктивной болезнью легких, обвиненному в получении взятки в крупном размере, сопряженном с вымогательством, наказание, не связанное с лишением свободы, в виде штрафа в размере 3 500 000 руб. с лишением права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти и организационно-распорядительных полномочий в указанных органах, на 5 лет <24>.
Статья: Доменное имя как объект гражданских прав: проблемы правовой охраны
(Сальникова А.В., Куренкова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Однако данный Центр не регулирует правоотношения и возникающие споры между владельцами доменных имен. Нет такой службы или агентства, которые бы занимались непосредственно разрешением доменных вопросов и в системе правоохранительных органов. Стоит отметить, что полномочия государственных органов в отношении доменов также весьма ограничены. В системе государственной службы не хватает квалифицированных кадров, разбирающихся в сфере информационных технологий. В случае обнаружения нарушений со стороны владельцев доменов, правоохранительные органы могут либо заблокировать домен, либо приостановить его делегирование, то есть приостановить обеспечение технической возможности поименованного обращения к интернет-ресурсу <14>. Но для того, чтобы осуществить эти действия, требуется мотивированное решение Роскомнадзора. В случае немотивированных блокировки или приостановления делегирования домена, вышеуказанные действия правоохранительных органов будут противоречить части 4 статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом" <15>. Таким образом, правоприменителю необходимо соблюдать баланс конституционного права на информацию и не допустить нарушения законодательства, что представляет сложности в условиях отсутствия цифровой платформы для разрешения доменных споров.
(Сальникова А.В., Куренкова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Однако данный Центр не регулирует правоотношения и возникающие споры между владельцами доменных имен. Нет такой службы или агентства, которые бы занимались непосредственно разрешением доменных вопросов и в системе правоохранительных органов. Стоит отметить, что полномочия государственных органов в отношении доменов также весьма ограничены. В системе государственной службы не хватает квалифицированных кадров, разбирающихся в сфере информационных технологий. В случае обнаружения нарушений со стороны владельцев доменов, правоохранительные органы могут либо заблокировать домен, либо приостановить его делегирование, то есть приостановить обеспечение технической возможности поименованного обращения к интернет-ресурсу <14>. Но для того, чтобы осуществить эти действия, требуется мотивированное решение Роскомнадзора. В случае немотивированных блокировки или приостановления делегирования домена, вышеуказанные действия правоохранительных органов будут противоречить части 4 статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом" <15>. Таким образом, правоприменителю необходимо соблюдать баланс конституционного права на информацию и не допустить нарушения законодательства, что представляет сложности в условиях отсутствия цифровой платформы для разрешения доменных споров.
Статья: Грубые нарушения служебной дисциплины в органах внутренних дел, затрагивающие конституционные права человека и гражданина
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Таким образом, свобода слова для сотрудников органов внутренних дел не безгранична и строго регламентируется нормативными правовыми актами. Несоблюдение этих правил приводит к серьезным последствиям как для самого сотрудника, так и для престижа всей системы правоохранительных органов.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Таким образом, свобода слова для сотрудников органов внутренних дел не безгранична и строго регламентируется нормативными правовыми актами. Несоблюдение этих правил приводит к серьезным последствиям как для самого сотрудника, так и для престижа всей системы правоохранительных органов.
Статья: Антифрод: нововведения в российском законодательстве
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)- роботизированная база АСОИ ФинЦЕРТ (система информационного обмена между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, системными интеграторами, разработчиками антивирусного программного обеспечения и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности);
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)- роботизированная база АСОИ ФинЦЕРТ (система информационного обмена между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, системными интеграторами, разработчиками антивирусного программного обеспечения и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности);
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<2> Бурвиков Н.В. ссылается на работу А.Г. Скомороховой "Экспертизы, проводимые в системе правоохранительных органов: классификационный перечень, задачи, тенденции развития" // Информационный бюллетень N 3. Академия управления МВД России. М., 1997".
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<2> Бурвиков Н.В. ссылается на работу А.Г. Скомороховой "Экспертизы, проводимые в системе правоохранительных органов: классификационный перечень, задачи, тенденции развития" // Информационный бюллетень N 3. Академия управления МВД России. М., 1997".
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования института ротации на государственной службе иных видов
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)В статье 1 Закона о службе в таможенных органах под службой в таможенных органах понимается "профессиональная деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов". Это определение не соответствует определению ГС, данному в Законе о системе государственной службы. Ведь "государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий...". Л.В. Дзюбровская верно подметила, что из законодательного определения службы в таможенных органах "невозможно понять место государственных гражданских служащих в таможенных органах, которые названы в законе правоохранительными" [1, с. 73].
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)В статье 1 Закона о службе в таможенных органах под службой в таможенных органах понимается "профессиональная деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов". Это определение не соответствует определению ГС, данному в Законе о системе государственной службы. Ведь "государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий...". Л.В. Дзюбровская верно подметила, что из законодательного определения службы в таможенных органах "невозможно понять место государственных гражданских служащих в таможенных органах, которые названы в законе правоохранительными" [1, с. 73].