Система налогов и сборов в Российской федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Система налогов и сборов в Российской федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1102 "Обязанность возвратить неосновательное обогащение" ГК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ФССП России неправомерной, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов. При этом иное лицо (не налогоплательщик) не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ФССП России неправомерной, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов. При этом иное лицо (не налогоплательщик) не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11); при этом налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, в том числе имеют право взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы (статьи 30 и 31). Таким образом, налоговое законодательство предусматривает право и обязанность налоговых органов осуществлять выявление у налогоплательщиков недоимок по налогам и сборам, а также их принудительное взыскание."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об официальном опубликовании федеральных законов, системе налоговых органов и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов.
(Письма Минфина России от 15.01.2024 N 03-02-08/2193, от 09.01.2024 N 03-02-07/264, от 25.12.2023 N 03-02-07/125540)Вопрос: Об официальном опубликовании федеральных законов, системе налоговых органов и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов.
(Письма Минфина России от 15.01.2024 N 03-02-08/2193, от 09.01.2024 N 03-02-07/264, от 25.12.2023 N 03-02-07/125540)Вопрос: Об официальном опубликовании федеральных законов, системе налоговых органов и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)В отличие от современного курортного сбора, согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "курортный сбор входил в систему налогов и сборов Российской Федерации на законодательном уровне, относился к местным налогам и сборам, имел налоговую природу". Четкость правового регулирования и учет платежеспособности обеспечивались и тем, что перечень курортных местностей определялся Правительством РФ, предельный размер ставки сбора привязывался к МРОТ (не более 5%) [2, с. 200]. Такая предыстория вопроса позволила Г.Г. Загайновой утверждать, что "совокупно объективная необходимость, наличие многоаспектного отечественного опыта явились основанием принятия законодательного акта, вводящего экспериментальные условия для развития курортной инфраструктуры" [4, с. 118].
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)В отличие от современного курортного сбора, согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "курортный сбор входил в систему налогов и сборов Российской Федерации на законодательном уровне, относился к местным налогам и сборам, имел налоговую природу". Четкость правового регулирования и учет платежеспособности обеспечивались и тем, что перечень курортных местностей определялся Правительством РФ, предельный размер ставки сбора привязывался к МРОТ (не более 5%) [2, с. 200]. Такая предыстория вопроса позволила Г.Г. Загайновой утверждать, что "совокупно объективная необходимость, наличие многоаспектного отечественного опыта явились основанием принятия законодательного акта, вводящего экспериментальные условия для развития курортной инфраструктуры" [4, с. 118].
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 6. Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 6. Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: экономическая целесообразность и правовое обоснование (часть 1)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Так, А.А. Копина и Д.В. Копин, говоря о необходимости отнесения курортного сбора к числу налоговых платежей - местных налогов и сборов, указали, что это требует изменения редакции ст. 15 НК РФ [9, с. 1, 3]. О.Е. Ступникова приводит аргументы в пользу налоговой природы курортного сбора: "Курортный сбор больше подпадает под понятие налог, так как носит обязательный характер, обеспечивается государственным принуждением, поступает в соответствующий Фонд развития курортной инфраструктуры, средства которого должны быть направлены на обеспечение содержания, ремонта, реконструкции, строительства и благоустройства объектов курортной инфраструктуры". По ее мнению, он "ошибочно не включен в систему налогов и сборов РФ в условиях проведения эксперимента, т.е. временно", и указывает на обязательность внесения изменений в НК РФ и Закон N 214-ФЗ в части введения курортного сбора в систему налогов и сборов Российской Федерации [17, с. 34].
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Так, А.А. Копина и Д.В. Копин, говоря о необходимости отнесения курортного сбора к числу налоговых платежей - местных налогов и сборов, указали, что это требует изменения редакции ст. 15 НК РФ [9, с. 1, 3]. О.Е. Ступникова приводит аргументы в пользу налоговой природы курортного сбора: "Курортный сбор больше подпадает под понятие налог, так как носит обязательный характер, обеспечивается государственным принуждением, поступает в соответствующий Фонд развития курортной инфраструктуры, средства которого должны быть направлены на обеспечение содержания, ремонта, реконструкции, строительства и благоустройства объектов курортной инфраструктуры". По ее мнению, он "ошибочно не включен в систему налогов и сборов РФ в условиях проведения эксперимента, т.е. временно", и указывает на обязательность внесения изменений в НК РФ и Закон N 214-ФЗ в части введения курортного сбора в систему налогов и сборов Российской Федерации [17, с. 34].
Статья: Налоговые преступления и судебная налоговая экспертиза как необходимый инструмент их выявления и раскрытия
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)<5> Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn01/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10591939/.
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)<5> Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn01/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10591939/.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Необходимо также обратить внимание на особенности исполнения налогового обязательства банками, осуществляющими перечисление сумм налогов и сборов в бюджет. Налоговый кодекс РФ отдельно регламентирует порядок реализации налогового обязательства банками в части исполнения поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. Закрепляется, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора на перечисление налога в бюджетную систему РФ, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленном гражданским законодательством.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Необходимо также обратить внимание на особенности исполнения налогового обязательства банками, осуществляющими перечисление сумм налогов и сборов в бюджет. Налоговый кодекс РФ отдельно регламентирует порядок реализации налогового обязательства банками в части исполнения поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. Закрепляется, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора на перечисление налога в бюджетную систему РФ, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленном гражданским законодательством.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Исходя из установленной на текущий момент в России системы налогов и сборов (см. гл. 2 части первой НК РФ) в ч. 1 комментируемой статьи речь идет только о налоге на доходы физических лиц, порядок исчисления, удержания и уплаты которого установлен в гл. 23 части второй НК РФ. Причем в данной норме точнее было бы вести речь о таком налоге, подлежащем удержанию, поскольку возможны ситуации, когда налог исчислен, но по какой-либо причине не удержан.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Исходя из установленной на текущий момент в России системы налогов и сборов (см. гл. 2 части первой НК РФ) в ч. 1 комментируемой статьи речь идет только о налоге на доходы физических лиц, порядок исчисления, удержания и уплаты которого установлен в гл. 23 части второй НК РФ. Причем в данной норме точнее было бы вести речь о таком налоге, подлежащем удержанию, поскольку возможны ситуации, когда налог исчислен, но по какой-либо причине не удержан.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Другое толкование допускает установление государством каких-то иных, неналоговых платежей, не входящих в список НК РФ. Г.А. Гаджиев посчитал этот тезис спорным и отметил, что выяснить, возможно ли существование неналоговых платежей вне системы налогов и сборов, установленных НК РФ, очень важно для конституционного права.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Другое толкование допускает установление государством каких-то иных, неналоговых платежей, не входящих в список НК РФ. Г.А. Гаджиев посчитал этот тезис спорным и отметил, что выяснить, возможно ли существование неналоговых платежей вне системы налогов и сборов, установленных НК РФ, очень важно для конституционного права.
Статья: Тренды судебной практики за I полугодие 2025 года
(Самитов М.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)"В этой связи неисключение из обработки налоговой декларации организации-налогоплательщика, поданной помимо воли самого налогоплательщика неуполномоченными лицами, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков", - отметили в комментируемом Постановлении судьи.
(Самитов М.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)"В этой связи неисключение из обработки налоговой декларации организации-налогоплательщика, поданной помимо воли самого налогоплательщика неуполномоченными лицами, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков", - отметили в комментируемом Постановлении судьи.
Статья: Налог на добавленную стоимость, предъявляемый покупателю, и цена договора: проблемы соотношения и взаимовлияния
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<5> Карасева М.В. Налоговая оговорка, гражданское право и налоговый суверенитет // Финансовое право. 2023. N 4. С. 11 - 16; СПС "КонсультантПлюс". Аналогичные выводы сделаны другими учеными, исследовавшими этот вопрос, которые отмечали, что "необоснованно говорить и о наличии у покупателя публичных обязательств по уплате НДС поставщику, поскольку покупатель не вовлечен в налоговые отношения. Покупатель в системе законодательства о налогах и сборах РФ в соответствии со ст. 9 НК РФ не является участником налоговых правоотношений, поэтому требования ст. 168 НК РФ, содержащей правило о предъявлении к оплате налогоплательщиком дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров соответствующей суммы налога, на покупателя не распространяются. Покупатель не рассматривается в качестве самостоятельного налогоплательщика, наделенного соответствующими правами, обязанностями и имеющего собственный публичный интерес... Таким образом, ни ст. 168 НК РФ, ни иные нормы НК РФ не содержат каких-либо обязательств покупателей по уплате налога в составе цены договора и не предусматривают ответственности за неисполнение несуществующих обязательств. На покупателе лежит денежное обязательство, установленное договором и законом, - оплата поставщику цены сделки" (Абидин В.И. Начисление санкций на сумму НДС в цене договора // Налоговед. 2006. N 1).
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<5> Карасева М.В. Налоговая оговорка, гражданское право и налоговый суверенитет // Финансовое право. 2023. N 4. С. 11 - 16; СПС "КонсультантПлюс". Аналогичные выводы сделаны другими учеными, исследовавшими этот вопрос, которые отмечали, что "необоснованно говорить и о наличии у покупателя публичных обязательств по уплате НДС поставщику, поскольку покупатель не вовлечен в налоговые отношения. Покупатель в системе законодательства о налогах и сборах РФ в соответствии со ст. 9 НК РФ не является участником налоговых правоотношений, поэтому требования ст. 168 НК РФ, содержащей правило о предъявлении к оплате налогоплательщиком дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров соответствующей суммы налога, на покупателя не распространяются. Покупатель не рассматривается в качестве самостоятельного налогоплательщика, наделенного соответствующими правами, обязанностями и имеющего собственный публичный интерес... Таким образом, ни ст. 168 НК РФ, ни иные нормы НК РФ не содержат каких-либо обязательств покупателей по уплате налога в составе цены договора и не предусматривают ответственности за неисполнение несуществующих обязательств. На покупателе лежит денежное обязательство, установленное договором и законом, - оплата поставщику цены сделки" (Абидин В.И. Начисление санкций на сумму НДС в цене договора // Налоговед. 2006. N 1).
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Иным способом правового регулирования неналоговых поступлений предлагается включение данных платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации. Вместе с тем ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство Российской Федерации (НК РФ) о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах, а также то, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Иным способом правового регулирования неналоговых поступлений предлагается включение данных платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации. Вместе с тем ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство Российской Федерации (НК РФ) о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах, а также то, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Статья: Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Наличие общих признаков у налогов, сборов и страховых взносов затрудняет их четкое разграничение. В результате анализа норм налогового законодательства установлено, что страховые взносы по правовой природе сочетают в себе признаки и налога, и сбора, а также регламентированы всеми статьями НК РФ, в том числе устанавливающими ответственность за налоговые правонарушения. Так, ст. 12 НК РФ "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" главы 2 "Система налогов и сборов в Российской Федерации" закрепляет, что "в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные", а также ст. 18 закрепляет спецналогрежимы. Страховые взносы в данной главе не упомянуты. Таким образом, можно сделать вывод, что страховые взносы вынесены за рамки налоговой системы. Данный факт, на наш взгляд, является упущением. Считаем целесообразным изменить формулировку ст. 12 НК РФ на следующую: "Система налогов, сборов и страховых взносов в Российской Федерации", и указать в п. 15.1 страховые взносы.
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Наличие общих признаков у налогов, сборов и страховых взносов затрудняет их четкое разграничение. В результате анализа норм налогового законодательства установлено, что страховые взносы по правовой природе сочетают в себе признаки и налога, и сбора, а также регламентированы всеми статьями НК РФ, в том числе устанавливающими ответственность за налоговые правонарушения. Так, ст. 12 НК РФ "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" главы 2 "Система налогов и сборов в Российской Федерации" закрепляет, что "в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные", а также ст. 18 закрепляет спецналогрежимы. Страховые взносы в данной главе не упомянуты. Таким образом, можно сделать вывод, что страховые взносы вынесены за рамки налоговой системы. Данный факт, на наш взгляд, является упущением. Считаем целесообразным изменить формулировку ст. 12 НК РФ на следующую: "Система налогов, сборов и страховых взносов в Российской Федерации", и указать в п. 15.1 страховые взносы.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: Учебник. М., 2017.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: Учебник. М., 2017.