Система муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Система муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальные правовые акты
(КонсультантПлюс, 2025)1. Акты, входящие в систему муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Акты, входящие в систему муниципальных правовых актов
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 43 "Система муниципальных правовых актов" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"СТАТЬЯ 43 "СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальное процессуальное регулирование деятельности органов местного самоуправления
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В Федеральном законе от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <4> (далее - Федеральный закон от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ) отсутствует определение понятия "муниципальный правовой акт". В то же время имеется глава "Муниципальные правовые акты", в статьях которой определены система муниципальных правовых актов, их предназначение и особенности. По своему содержанию эта глава в основном совпадает с содержанием гл. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Такая преемственность является основанием для ориентации на сложившуюся за время действия указанного Закона нормативную практику деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, накопленный более чем 20-летний опыт муниципального нормотворчества позволяет определить перспективу такой деятельности на период действия нового закона.
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В Федеральном законе от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <4> (далее - Федеральный закон от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ) отсутствует определение понятия "муниципальный правовой акт". В то же время имеется глава "Муниципальные правовые акты", в статьях которой определены система муниципальных правовых актов, их предназначение и особенности. По своему содержанию эта глава в основном совпадает с содержанием гл. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Такая преемственность является основанием для ориентации на сложившуюся за время действия указанного Закона нормативную практику деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, накопленный более чем 20-летний опыт муниципального нормотворчества позволяет определить перспективу такой деятельности на период действия нового закона.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Системе муниципальных правовых актов посвящена ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ <77>) в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Системе муниципальных правовых актов посвящена ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ <77>) в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. В систему муниципальных правовых актов входят:
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. В систему муниципальных правовых актов входят:
Статья: Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)В то же время правовое обеспечение режима муниципальной информационной системы муниципальными правовыми актами (которое в основном и имеет место в настоящее время) применительно к муниципальной информационной системе общего назначения влечет за собой проблему отсутствия системного подхода к их разработке в различных муниципальных образованиях и сложности с их интеграцией, о которых мы говорили выше. В связи с этим базовые требования к муниципальным информационным системам должны, на наш взгляд, содержаться не в муниципальных, а в региональных нормативных актах. Установление базовых требований к созданию и использованию муниципальной информационной системы на уровне закона субъекта Российской Федерации позволит обеспечить единое информационное пространство в регионе и упростит при необходимости их интеграцию.
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)В то же время правовое обеспечение режима муниципальной информационной системы муниципальными правовыми актами (которое в основном и имеет место в настоящее время) применительно к муниципальной информационной системе общего назначения влечет за собой проблему отсутствия системного подхода к их разработке в различных муниципальных образованиях и сложности с их интеграцией, о которых мы говорили выше. В связи с этим базовые требования к муниципальным информационным системам должны, на наш взгляд, содержаться не в муниципальных, а в региональных нормативных актах. Установление базовых требований к созданию и использованию муниципальной информационной системы на уровне закона субъекта Российской Федерации позволит обеспечить единое информационное пространство в регионе и упростит при необходимости их интеграцию.
Статья: Правовой режим актов органов местного самоуправления Красноярского края
(Никифоров А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)<6> Чащина С.И. Система муниципальных правовых актов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 14.
(Никифоров А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)<6> Чащина С.И. Система муниципальных правовых актов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 14.
Статья: Институт уставов муниципальных образований как сакральный рудимент федерального законодательства
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Федеральное законодательство провозглашает устав муниципального образования (далее - устав) краеугольным камнем местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о местном самоуправлении) устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Федеральные органы государственной власти в своей практической деятельности исходят из важнейшей (учредительной) роли устава. Аналогичный взгляд распространен и в научной литературе, где можно встретить утверждения о том, что уставом "определяются основы правового статуса муниципального образования, и на основе устава принимаются другие муниципальные правовые акты" <2>, "устав муниципального образования является ключевым нормативным правовым актом каждого муниципального образования... нормы устава муниципального образования носят учредительный характер" <3>. Подобные оценки представляются сильно преувеличенными.
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Федеральное законодательство провозглашает устав муниципального образования (далее - устав) краеугольным камнем местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о местном самоуправлении) устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Федеральные органы государственной власти в своей практической деятельности исходят из важнейшей (учредительной) роли устава. Аналогичный взгляд распространен и в научной литературе, где можно встретить утверждения о том, что уставом "определяются основы правового статуса муниципального образования, и на основе устава принимаются другие муниципальные правовые акты" <2>, "устав муниципального образования является ключевым нормативным правовым актом каждого муниципального образования... нормы устава муниципального образования носят учредительный характер" <3>. Подобные оценки представляются сильно преувеличенными.
Статья: Полномочия по изданию актов местной администрации
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<12> Бабошин О.А. Система муниципальных правовых актов // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. N 1 (26). С. 92.
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<12> Бабошин О.А. Система муниципальных правовых актов // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. N 1 (26). С. 92.
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Отметим, что ФЗ N 131 содержит главу "Муниципальные правовые акты", которая определяет систему муниципальных правовых актов, порядок их регистрации, подготовки, принятия, изменения, отмены и вступления в силу. Однако, как представляется, большим упущением является отсутствие в данной главе четко определенных стадий муниципального правотворческого процесса и его принципов.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Отметим, что ФЗ N 131 содержит главу "Муниципальные правовые акты", которая определяет систему муниципальных правовых актов, порядок их регистрации, подготовки, принятия, изменения, отмены и вступления в силу. Однако, как представляется, большим упущением является отсутствие в данной главе четко определенных стадий муниципального правотворческого процесса и его принципов.
Статья: Ответственное нормотворчество - обязательный элемент муниципальной службы
(Артамонов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Устав муниципального образования представляет собой базовый элемент правовой основы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе принятого устава муниципального образования - основополагающего документа в системе муниципальных правовых актов (далее - МПА).
(Артамонов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Устав муниципального образования представляет собой базовый элемент правовой основы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе принятого устава муниципального образования - основополагающего документа в системе муниципальных правовых актов (далее - МПА).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. На основании ч. 3 ст. 43 названного Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Основы рассмотрения и утверждения местных бюджетов регламентируются гл. 21 БК РФ;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. На основании ч. 3 ст. 43 названного Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Основы рассмотрения и утверждения местных бюджетов регламентируются гл. 21 БК РФ;
Статья: Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Федеральный закон N 131-ФЗ определяет систему муниципальных правовых актов <4>. Высшей юридической силой обладает устав муниципального образования, который принимается представительным органом муниципального образования. Наравне с ним высшей юридической силой наделены решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), что характеризует население также в качестве субъекта правотворчества.
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Федеральный закон N 131-ФЗ определяет систему муниципальных правовых актов <4>. Высшей юридической силой обладает устав муниципального образования, который принимается представительным органом муниципального образования. Наравне с ним высшей юридической силой наделены решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), что характеризует население также в качестве субъекта правотворчества.
Статья: Административно-правовые нормы как модели публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В регионах страны в суды с административными исковыми заявлениями обращаются муниципальные служащие, оспаривающие распоряжения различных должностных лиц местного самоуправления, которыми, по мнению истцов, нарушаются их права и законные интересы. Дело в том, что в соответствии с ч. 6 ст. 43 "Система муниципальных правовых актов" Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <24> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) распоряжения по вопросам организации работы местной администрации издает глава местной администрации. Иные же должностные лица местного самоуправления, согласно ч. 7 данной статьи, могут издавать лишь распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. В оспариваемых же случаях эти должностные лица издавали распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, что не предусмотрено уставами данных образований, нарушая, как уже отмечалось, по версии муниципальных служащих, их права и законные интересы.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В регионах страны в суды с административными исковыми заявлениями обращаются муниципальные служащие, оспаривающие распоряжения различных должностных лиц местного самоуправления, которыми, по мнению истцов, нарушаются их права и законные интересы. Дело в том, что в соответствии с ч. 6 ст. 43 "Система муниципальных правовых актов" Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <24> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) распоряжения по вопросам организации работы местной администрации издает глава местной администрации. Иные же должностные лица местного самоуправления, согласно ч. 7 данной статьи, могут издавать лишь распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. В оспариваемых же случаях эти должностные лица издавали распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, что не предусмотрено уставами данных образований, нарушая, как уже отмечалось, по версии муниципальных служащих, их права и законные интересы.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ <100>) в систему муниципальных правовых актов входят:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ <100>) в систему муниципальных правовых актов входят: