Система казначЕйских платежей с 2021 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Система казначЕйских платежей с 2021 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 12АП-4149/2025, 12АП-4467/2025 по делу N А57-28096/2024
Требование: О понуждении выдать акционеру надлежаще заверенные копии документов общества.
Решение: Требование удовлетворено в части.Представленные ответчиком в приложении к апелляционной жалобе копии Актов об утрате документов в ОАО СКП "Торгстрой" за 2021 год от 17.07.2025, за 2022 год от 17.07.2025, за 2023 год от 17.07.2025, за 2024 год от 17.07.2025, и экспертное заключение ООО "Бюро рыночной оценки" от 16.06.2025 не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств по настоящему делу.
Требование: О понуждении выдать акционеру надлежаще заверенные копии документов общества.
Решение: Требование удовлетворено в части.Представленные ответчиком в приложении к апелляционной жалобе копии Актов об утрате документов в ОАО СКП "Торгстрой" за 2021 год от 17.07.2025, за 2022 год от 17.07.2025, за 2023 год от 17.07.2025, за 2024 год от 17.07.2025, и экспертное заключение ООО "Бюро рыночной оценки" от 16.06.2025 не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств по настоящему делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система казначейских платежей как новый институт бюджетного права
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Формирование в 2021 г. системы казначейских платежей как нового института бюджетного права обусловлено динамичным развитием общественных отношений в сфере кассового устройства. Задачей правового регулирования системы казначейских платежей является обеспечение бесперебойного осуществления платежей в бюджеты и из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Формирование в 2021 г. системы казначейских платежей как нового института бюджетного права обусловлено динамичным развитием общественных отношений в сфере кассового устройства. Задачей правового регулирования системы казначейских платежей является обеспечение бесперебойного осуществления платежей в бюджеты и из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<17> Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" // СЗ РФ. 2021. N 9. Ст. 1467.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<17> Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" // СЗ РФ. 2021. N 9. Ст. 1467.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)122) статью 5 Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 9, ст. 1467);
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)122) статью 5 Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 9, ст. 1467);
Федеральный закон от 10.07.2023 N 299-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 9, ст. 1467);
(ред. от 25.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 9, ст. 1467);
Статья: Текущее состояние и перспективы цифровизации органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
(Лукашов А.И.)
("Мир новой экономики", 2023, N 4)Развивая тему единого источника данных, следует напомнить следующее. Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. С учетом данной нормы в 2021 г. была внедрена система казначейских платежей, которая позволила аккумулировать средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на едином казначейском счете. Таким образом, информация о кассовых поступлениях и выбытиях содержится в информационной системе Федерального казначейства.
(Лукашов А.И.)
("Мир новой экономики", 2023, N 4)Развивая тему единого источника данных, следует напомнить следующее. Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. С учетом данной нормы в 2021 г. была внедрена система казначейских платежей, которая позволила аккумулировать средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на едином казначейском счете. Таким образом, информация о кассовых поступлениях и выбытиях содержится в информационной системе Федерального казначейства.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подпишите распоряжение о совершении казначейского платежа усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя и главного бухгалтера и (или) лиц, уполномоченных на подписание распоряжения вместо них. Обратите внимание: сотрудники, подписывающие распоряжения, должны быть наделены соответствующими правами в ЕИС (п. 4.11 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. Приказом Казначейства России от 13.05.2020 N 20н, пп. "а", "г", "д" п. 1.5 Порядка регистрации в ЕИС, утв. Приказом Казначейства России от 10.12.2021 N 39н).
(КонсультантПлюс, 2025)Подпишите распоряжение о совершении казначейского платежа усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя и главного бухгалтера и (или) лиц, уполномоченных на подписание распоряжения вместо них. Обратите внимание: сотрудники, подписывающие распоряжения, должны быть наделены соответствующими правами в ЕИС (п. 4.11 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. Приказом Казначейства России от 13.05.2020 N 20н, пп. "а", "г", "д" п. 1.5 Порядка регистрации в ЕИС, утв. Приказом Казначейства России от 10.12.2021 N 39н).
Вопрос: О возврате займа, предоставленного АО за счет полученных им бюджетных инвестиций из бюджета субъекта РФ юрлицу, ошибочно перечисленного юрлицом на расчетный счет АО в кредитной организации.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 02-12-08/18295)Согласно пункту 15 Порядка N 40н <1> клиент - участник казначейского сопровождения информирует дебитора, не являющегося участником системы казначейских платежей, о порядке заполнения платежного поручения при возврате дебиторской задолженности.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 02-12-08/18295)Согласно пункту 15 Порядка N 40н <1> клиент - участник казначейского сопровождения информирует дебитора, не являющегося участником системы казначейских платежей, о порядке заполнения платежного поручения при возврате дебиторской задолженности.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Введенное с 1 января 2021 г. казначейское обслуживание заключается в проведении в системе казначейских платежей Федеральным казначейством операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах. Ключевой категорией в определении содержания понятия "казначейское обслуживание" является система казначейских платежей, под которой ст. 242.7 БК РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператор системы казначейских платежей - Федеральное казначейство. В его полномочия входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Участники системы казначейских платежей поделены на прямые <18> и косвенные <19>. Прямые и косвенные участники системы казначейских платежей осуществляют казначейские платежи в разном порядке. Так, п. 2 ст. 242.9 БК РФ предусмотрено, что прямые участники осуществляют казначейские платежи посредством предоставления распоряжений оператору системы казначейских платежей; при этом косвенные участники должны предоставлять распоряжения прямым участникам системы казначейских платежей.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Введенное с 1 января 2021 г. казначейское обслуживание заключается в проведении в системе казначейских платежей Федеральным казначейством операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах. Ключевой категорией в определении содержания понятия "казначейское обслуживание" является система казначейских платежей, под которой ст. 242.7 БК РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператор системы казначейских платежей - Федеральное казначейство. В его полномочия входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Участники системы казначейских платежей поделены на прямые <18> и косвенные <19>. Прямые и косвенные участники системы казначейских платежей осуществляют казначейские платежи в разном порядке. Так, п. 2 ст. 242.9 БК РФ предусмотрено, что прямые участники осуществляют казначейские платежи посредством предоставления распоряжений оператору системы казначейских платежей; при этом косвенные участники должны предоставлять распоряжения прямым участникам системы казначейских платежей.
Последние изменения: Казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для проведения платежей участники казначейского сопровождения, являющиеся прямыми участниками системы казначейских платежей, представляют в ТОФК следующие распоряжения о совершении казначейских платежей (п. 8 Порядка казначейского обслуживания, утв. Приказом Казначейства России от 15.12.2021 N 40н):
(КонсультантПлюс, 2025)Для проведения платежей участники казначейского сопровождения, являющиеся прямыми участниками системы казначейских платежей, представляют в ТОФК следующие распоряжения о совершении казначейских платежей (п. 8 Порядка казначейского обслуживания, утв. Приказом Казначейства России от 15.12.2021 N 40н):
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)122) ст. 5 Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. N 9. Ст. 1467);
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)122) ст. 5 Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. N 9. Ст. 1467);
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<31> Ситник А.А. Система казначейских платежей в национальной платежной системе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 9 (85). С. 150.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<31> Ситник А.А. Система казначейских платежей в национальной платежной системе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 9 (85). С. 150.
Вопрос: О заключении договоров со сроком исполнения 1 месяц об оказании аналогичных услуг в рамках госконтракта со сроком исполнения 3 месяца, средства которого подлежат казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 16.01.2024 N 02-14-12/2578)<1> Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 214н.
(Письмо Минфина России от 16.01.2024 N 02-14-12/2578)<1> Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 214н.
Статья: Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<18> Ситник А.А. Система казначейских платежей в национальной платежной системе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 9 (85). С. 150.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<18> Ситник А.А. Система казначейских платежей в национальной платежной системе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 9 (85). С. 150.