Сиделка (помощник по уходу)
Подборка наиболее важных документов по запросу Сиделка (помощник по уходу) (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2024 N 88-24422/2024 (УИД 50RS0044-01-2023-003295-33)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Приказом истица была уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации. Истица ссылается на нарушение процедуры увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.То обстоятельство, что оставление истца на работе в случае проведения оценки преимущественного права с сиделками (помощниками по уходу) из других структурных подразделений было бы невозможно без изменения условий ее трудового договора и ставилось бы в зависимость от письменного согласия истца на перевод в другое структурное подразделение, законность увольнения истца не подтверждает. Работодателем не представлены доказательства того, что невозможность оставления истца на работе была обусловлена отказом работника от перевода в другое структурное подразделение. В данном случае работодатель был обязан провести оценку преимущественного права истца на оставление на работе и в случае установления такого права в сравнении с сиделками (помощниками по уходу) из других структурных подразделений предложить истцу перевод в соответствующее структурное подразделение, и только в случае отказа работника от предложенной работы в другом структурном подразделении рассмотреть вопрос о ее увольнении с соблюдением установленного порядка увольнения.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Приказом истица была уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации. Истица ссылается на нарушение процедуры увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.То обстоятельство, что оставление истца на работе в случае проведения оценки преимущественного права с сиделками (помощниками по уходу) из других структурных подразделений было бы невозможно без изменения условий ее трудового договора и ставилось бы в зависимость от письменного согласия истца на перевод в другое структурное подразделение, законность увольнения истца не подтверждает. Работодателем не представлены доказательства того, что невозможность оставления истца на работе была обусловлена отказом работника от перевода в другое структурное подразделение. В данном случае работодатель был обязан провести оценку преимущественного права истца на оставление на работе и в случае установления такого права в сравнении с сиделками (помощниками по уходу) из других структурных подразделений предложить истцу перевод в соответствующее структурное подразделение, и только в случае отказа работника от предложенной работы в другом структурном подразделении рассмотреть вопрос о ее увольнении с соблюдением установленного порядка увольнения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты определения понятия "вспомогательные услуги при сопровождаемом проживании инвалидов"
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Развитию в местных сообществах доступных вспомогательных услуг для лиц всех возрастов и со всеми типами инвалидности способствует утверждение и обновление таких профессиональных стандартов, как "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних" <23>, "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" <24>, "Руководитель организации социального обслуживания" <25>, "Специалист по социальной работе" <26>, "Социальный работник" <27>, "Сиделка (помощник по уходу)" <28>.
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Развитию в местных сообществах доступных вспомогательных услуг для лиц всех возрастов и со всеми типами инвалидности способствует утверждение и обновление таких профессиональных стандартов, как "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних" <23>, "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" <24>, "Руководитель организации социального обслуживания" <25>, "Специалист по социальной работе" <26>, "Социальный работник" <27>, "Сиделка (помощник по уходу)" <28>.
Вопрос: Каков порядок создания вытрезвителей?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуемые штатные нормативы специализированных организаций: руководитель, заместитель (помощник) руководителя, фельдшер (медицинская сестра) - 6 на 20 мест временного пребывания, сиделка (помощник по уходу) - 6 на 20 мест временного пребывания, специалист по профессиональной уборке (уборщик служебных помещений) - 6 на 20 мест временного пребывания, кастелянша, специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель) (Приложение N 1 к Правилам организации деятельности специализированных организаций).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуемые штатные нормативы специализированных организаций: руководитель, заместитель (помощник) руководителя, фельдшер (медицинская сестра) - 6 на 20 мест временного пребывания, сиделка (помощник по уходу) - 6 на 20 мест временного пребывания, специалист по профессиональной уборке (уборщик служебных помещений) - 6 на 20 мест временного пребывания, кастелянша, специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель) (Приложение N 1 к Правилам организации деятельности специализированных организаций).
Нормативные акты
Статья: Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)Согласно рассмотренной концепции нормативного статуса самозанятого гражданина такие граждане оказывают услуги, выполняют работы на основании гражданско-правовых договоров и, следовательно, с первого взгляда, речь не может идти о выполнении ими трудовой функции и распространении на них норм трудового законодательства как на работников. Вместе с тем следует помнить, что неопределенность термина "самозанятый" и его трактовка, вытекающая из норм НК РФ, позволяет относить к ним и физических лиц, оказывающих услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. При этом по ст. 20 ТК РФ в качестве работодателя могут выступать физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи им по ведению домашнего хозяйства. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей-субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" <21> (далее - Постановление N 15), под таким обслуживанием и помощью понимаются приготовление пищи, уборка жилых помещений, присмотр за детьми, уход, наблюдение за состоянием здоровья и т.п. Таким образом, получается, что самозанятые лица в смысле, заложенном в НК РФ, гипотетически могут являться стороной трудового договора в качестве работника при оказании физическому лицу услуг в качестве сиделки, няни или помощника по домашнему хозяйству.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)Согласно рассмотренной концепции нормативного статуса самозанятого гражданина такие граждане оказывают услуги, выполняют работы на основании гражданско-правовых договоров и, следовательно, с первого взгляда, речь не может идти о выполнении ими трудовой функции и распространении на них норм трудового законодательства как на работников. Вместе с тем следует помнить, что неопределенность термина "самозанятый" и его трактовка, вытекающая из норм НК РФ, позволяет относить к ним и физических лиц, оказывающих услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. При этом по ст. 20 ТК РФ в качестве работодателя могут выступать физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи им по ведению домашнего хозяйства. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей-субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" <21> (далее - Постановление N 15), под таким обслуживанием и помощью понимаются приготовление пищи, уборка жилых помещений, присмотр за детьми, уход, наблюдение за состоянием здоровья и т.п. Таким образом, получается, что самозанятые лица в смысле, заложенном в НК РФ, гипотетически могут являться стороной трудового договора в качестве работника при оказании физическому лицу услуг в качестве сиделки, няни или помощника по домашнему хозяйству.