Штрафы по экологии
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафы по экологии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<36> См.: Глава Минприроды - РБК: "У нас нет KPI по числу штрафов за вред экологии". URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/05/11/608bdd3d9a7947c17905ad99#chapter_1 (дата обращения: 29.10.2021).
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)<36> См.: Глава Минприроды - РБК: "У нас нет KPI по числу штрафов за вред экологии". URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/05/11/608bdd3d9a7947c17905ad99#chapter_1 (дата обращения: 29.10.2021).
Статья: Актуальные вопросы реализации института возмещения вреда как обеспечительного экономико-правового механизма в сфере исполнения требований экологической безопасности
(Гаевская Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Не теряют актуальности вопросы экологического "окраса" и соблюдения принципа строго целевого использования поступивших в бюджет денежных средств от экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, от административных штрафов, взысканных за экологические правонарушения (статья 75.1 Закона об охране окружающей среды), и от платежей по искам о возмещении вреда (статья 78.2 Закона об охране окружающей среды). Примечательно, что за чертой внимания законодателя пока остается юридическое закрепление аналогичных требований относительно штрафов, исполненных в качестве меры уголовно-правового воздействия, а также денежных средств, полученных от реализации орудий, средств и предметов экологических правонарушений. Порой такое "невнимание" законодателя объясняется статистическими данными, наглядно отражающими незначительную долю осужденных к штрафам за экологические преступления, и, соответственно, небольшим объемом денежных средств, поступающих в бюджет. Однако не стоит забывать о высоком уровне латентности экологических преступлений, а также о суммах, получаемых от реализации прежде всего конфискованных предметов экологических правонарушений (например, при незаконной заготовке древесины) <30>. Исходя из изложенного представляется вполне логичным внесение соответствующих изменений в Закон об охране окружающей среды в части дальнейшего совершенствования системы обеспечительного экономико-правового механизма реализации требований экологической безопасности.
(Гаевская Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Не теряют актуальности вопросы экологического "окраса" и соблюдения принципа строго целевого использования поступивших в бюджет денежных средств от экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, от административных штрафов, взысканных за экологические правонарушения (статья 75.1 Закона об охране окружающей среды), и от платежей по искам о возмещении вреда (статья 78.2 Закона об охране окружающей среды). Примечательно, что за чертой внимания законодателя пока остается юридическое закрепление аналогичных требований относительно штрафов, исполненных в качестве меры уголовно-правового воздействия, а также денежных средств, полученных от реализации орудий, средств и предметов экологических правонарушений. Порой такое "невнимание" законодателя объясняется статистическими данными, наглядно отражающими незначительную долю осужденных к штрафам за экологические преступления, и, соответственно, небольшим объемом денежных средств, поступающих в бюджет. Однако не стоит забывать о высоком уровне латентности экологических преступлений, а также о суммах, получаемых от реализации прежде всего конфискованных предметов экологических правонарушений (например, при незаконной заготовке древесины) <30>. Исходя из изложенного представляется вполне логичным внесение соответствующих изменений в Закон об охране окружающей среды в части дальнейшего совершенствования системы обеспечительного экономико-правового механизма реализации требований экологической безопасности.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
(ред. от 17.11.2025)Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Статья: Социально-экологический учет: альтернативный взгляд на корпоративное устойчивое развитие
(Петров С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 7, 8)В статье М.Ш. Азиза формируются дополнительные учетные счета по экологическим доходам, затратам, резервам, обязательствам [26, с. 250]. Автор подразумевает осуществление экологического учета вне системы штрафов в добровольном формате: сама техника предполагает добровольное желание у компании отражать свою ESG-результативность.
(Петров С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 7, 8)В статье М.Ш. Азиза формируются дополнительные учетные счета по экологическим доходам, затратам, резервам, обязательствам [26, с. 250]. Автор подразумевает осуществление экологического учета вне системы штрафов в добровольном формате: сама техника предполагает добровольное желание у компании отражать свою ESG-результативность.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В структуру преступлений против экологической безопасности необходимо включить и совершенные в условиях чрезвычайной экологической ситуации или в зоне экологического бедствия преступления против экологического благополучия населения, поскольку место их совершения является экологически нестабильным (опасным), что может увеличить масштаб общественно опасных последствий. Кроме того, создаются условия для приобретения ими трансграничного характера. В литературе названы два основных критерия для отнесения территории к зоне экологического бедствия: показатели состояния окружающей среды и здоровья населения, которые являются основаниями для придания отдельным территориям Российской Федерации статуса зон экологического бедствия. Аргументируя этот подход, ученые приводят в качестве примера территорию нахождения г. Норильск, отмечая наличие 30-километровой техногенной пустыни вокруг города, возникшей из-за загрязнения атмосферы, а также сведения о том, что 134 тыс. (из 200 тыс.) жителей города страдают респираторными заболеваниями различной тяжести, большинство детей с рождения астматики и аллергики, а по мере взросления к этим заболеваниям добавляются проблемы со щитовидной железой, сердцем, сосудами, а также онкологические заболевания <1>. В то же время градообразующее предприятие - компания "Норильский никель" - неоднократно подвергалось штрафам за совершение экологических правонарушений, однако зоной экологического бедствия ни Норильск, ни иные регионы Красноярского края не объявлялись. Исходя из ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" для объявления территории зоной экологического бедствия необходимо соблюдение особой последовательности юридически значимых действий. Из этого можно заключить, что доктринальный подход к определению зоны экологического бедствия является более широким, чем нормативный.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В структуру преступлений против экологической безопасности необходимо включить и совершенные в условиях чрезвычайной экологической ситуации или в зоне экологического бедствия преступления против экологического благополучия населения, поскольку место их совершения является экологически нестабильным (опасным), что может увеличить масштаб общественно опасных последствий. Кроме того, создаются условия для приобретения ими трансграничного характера. В литературе названы два основных критерия для отнесения территории к зоне экологического бедствия: показатели состояния окружающей среды и здоровья населения, которые являются основаниями для придания отдельным территориям Российской Федерации статуса зон экологического бедствия. Аргументируя этот подход, ученые приводят в качестве примера территорию нахождения г. Норильск, отмечая наличие 30-километровой техногенной пустыни вокруг города, возникшей из-за загрязнения атмосферы, а также сведения о том, что 134 тыс. (из 200 тыс.) жителей города страдают респираторными заболеваниями различной тяжести, большинство детей с рождения астматики и аллергики, а по мере взросления к этим заболеваниям добавляются проблемы со щитовидной железой, сердцем, сосудами, а также онкологические заболевания <1>. В то же время градообразующее предприятие - компания "Норильский никель" - неоднократно подвергалось штрафам за совершение экологических правонарушений, однако зоной экологического бедствия ни Норильск, ни иные регионы Красноярского края не объявлялись. Исходя из ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" для объявления территории зоной экологического бедствия необходимо соблюдение особой последовательности юридически значимых действий. Из этого можно заключить, что доктринальный подход к определению зоны экологического бедствия является более широким, чем нормативный.
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В-третьих, существующая система налогообложения и налоговая политика делают муниципальные органы сплошь дотационными и экономически несостоятельными для решения крупных экологических проблем. Основная доля налогов (включая экологические, штрафы и другие платежи) должны оставаться в местном бюджете в качестве целевых статей расходов.
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В-третьих, существующая система налогообложения и налоговая политика делают муниципальные органы сплошь дотационными и экономически несостоятельными для решения крупных экологических проблем. Основная доля налогов (включая экологические, штрафы и другие платежи) должны оставаться в местном бюджете в качестве целевых статей расходов.
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Поэтому принцип "загрязнитель платит" имеет объективное ограничение: деньги не всегда восстанавливают потери. Данный принцип не должен восприниматься как право загрязнять за плату, однако в отдельных случаях именно так и случается, если штрафы невелики. Следует заметить, что некоторые компании включают потенциальные экологические штрафы в стоимость ведения бизнеса как приемлемые издержки, а не как стимул улучшать экологические показатели, особенно если обнаружение нарушений маловероятно или штрафы низкие. Из вышеизложенного вытекает еще одна проблема: международное право опирается на добросовестность выполнения своих обязательств государствами. Если государство не желает внедрять принцип "загрязнитель платит" в свое национальное право или преследовать собственных нарушителей, никакой наднациональный орган не заставит его это сделать.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Поэтому принцип "загрязнитель платит" имеет объективное ограничение: деньги не всегда восстанавливают потери. Данный принцип не должен восприниматься как право загрязнять за плату, однако в отдельных случаях именно так и случается, если штрафы невелики. Следует заметить, что некоторые компании включают потенциальные экологические штрафы в стоимость ведения бизнеса как приемлемые издержки, а не как стимул улучшать экологические показатели, особенно если обнаружение нарушений маловероятно или штрафы низкие. Из вышеизложенного вытекает еще одна проблема: международное право опирается на добросовестность выполнения своих обязательств государствами. Если государство не желает внедрять принцип "загрязнитель платит" в свое национальное право или преследовать собственных нарушителей, никакой наднациональный орган не заставит его это сделать.
Статья: Природоохранные мероприятия: учет и отражение в отчетности
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты по экологическим штрафам",
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты по экологическим штрафам",
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить экологический сбор
(КонсультантПлюс, 2025)За неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора налагается административный штраф (ст. 8.41.1 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)За неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора налагается административный штраф (ст. 8.41.1 КоАП РФ):
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Уголовный закон не содержит запрета на освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа за совершение преступления в сфере экологии (ч. 3 ст. 256 УК РФ) <277>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Уголовный закон не содержит запрета на освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа за совершение преступления в сфере экологии (ч. 3 ст. 256 УК РФ) <277>.