Штрафы по 44-ФЗ в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафы по 44-ФЗ в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды земельного участка по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик вправе заключить договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора на условиях, отличных от иных арендаторов, в целях соблюдения обязательных требований Закона N 44-ФЗ в части размеров арендной платы и штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик вправе заключить договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора на условиях, отличных от иных арендаторов, в целях соблюдения обязательных требований Закона N 44-ФЗ в части размеров арендной платы и штрафа
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неустойка по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается действительным условие контракта об уплате неустойки в виде штрафа в размере, превышающем размер, установленный Законом N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042
(КонсультантПлюс, 2025)Признается действительным условие контракта об уплате неустойки в виде штрафа в размере, превышающем размер, установленный Законом N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке необходимо исполнить предписание, выданное ФАС России в рамках контрольных мероприятий по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание, вынесенное ФАС России в рамках контроля в сфере закупок, является обязательным. Лицу, не исполнившему адресованное ему предписание, грозит административный штраф (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, п. 2 ч. 22, ч. 25 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, пп. "в" п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576).
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание, вынесенное ФАС России в рамках контроля в сфере закупок, является обязательным. Лицу, не исполнившему адресованное ему предписание, грозит административный штраф (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, п. 2 ч. 22, ч. 25 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, пп. "в" п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Готовое решение: Как внести изменения в независимую гарантию, выданную в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Уменьшение размера независимой гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения контракта, возможно при уменьшении размера обеспечения исполнения контракта. Однако такое уменьшение происходит путем отказа заказчика от части своих прав по гарантии. Датой отказа признается дата включения в реестр контрактов информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств в соответствующей части. Оформлять новую гарантию или вносить в нее какие-либо изменения не надо (ч. 3.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 27.04.2020 N 24-03-07/34139, от 27.05.2020 N 24-03-07/44424).
(КонсультантПлюс, 2025)Уменьшение размера независимой гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения контракта, возможно при уменьшении размера обеспечения исполнения контракта. Однако такое уменьшение происходит путем отказа заказчика от части своих прав по гарантии. Датой отказа признается дата включения в реестр контрактов информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств в соответствующей части. Оформлять новую гарантию или вносить в нее какие-либо изменения не надо (ч. 3.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 27.04.2020 N 24-03-07/34139, от 27.05.2020 N 24-03-07/44424).
Готовое решение: Как СМП, СОНКО или самозанятым принять участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы как победитель закупки сами являетесь СМП или СОНКО, нужно сообщить об этом заказчику. В таком случае вы не обязаны будете привлекать СМП или СОНКО на субподряд (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 18.06.2024 N 24-06-07/56102, от 03.04.2020 N 24-01-08/26448).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы как победитель закупки сами являетесь СМП или СОНКО, нужно сообщить об этом заказчику. В таком случае вы не обязаны будете привлекать СМП или СОНКО на субподряд (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 18.06.2024 N 24-06-07/56102, от 03.04.2020 N 24-01-08/26448).
Вопрос: О заключении в системе "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета МБУ; о списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек, штрафов, пеней.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья: Обзор изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)<13> Утрачивает силу п. 15 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 N 961.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)<13> Утрачивает силу п. 15 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 N 961.
Статья: Проблемы взыскания штрафных санкций
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
Статья: Об особенностях расходования средств субсидий, бюджетных инвестиций отдельными видами юридических лиц
(Байрашев В.Р.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Итог: суд оставил без внимания доводы заказчика о неприменимости ст. ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ к рассматриваемой ситуации и об отсутствии состава правонарушения, но снизил размер штрафа с 200 000 до 100 000 руб. <6>.
(Байрашев В.Р.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Итог: суд оставил без внимания доводы заказчика о неприменимости ст. ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ к рассматриваемой ситуации и об отсутствии состава правонарушения, но снизил размер штрафа с 200 000 до 100 000 руб. <6>.
Статья: Требование о платеже по банковской гарантии: анализ правоприменительной практики
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 6)1. Беспечность при проверке банковской гарантии ведет к административной ответственности. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта <34>. Заключение контракта с лицом, не представившим надлежащее обеспечение его исполнения, приравнивается к заключению контракта с нарушением объявленных условий закупки и наказывается штрафом, предусмотренным ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ <35>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 6)1. Беспечность при проверке банковской гарантии ведет к административной ответственности. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта <34>. Заключение контракта с лицом, не представившим надлежащее обеспечение его исполнения, приравнивается к заключению контракта с нарушением объявленных условий закупки и наказывается штрафом, предусмотренным ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ <35>.
Вопрос: Контрактом был установлен срок поставки товара по 1 декабря 2021 г. включительно, однако товар был поставлен только 29 декабря 2021 г. Имеется ли у заказчика обязанность списать начисленную неустойку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Ответ: В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Упомянутым в вопросе ПП РФ N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 гг. обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Ответ: В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Упомянутым в вопросе ПП РФ N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 гг. обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Готовое решение: Как изменить срок государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В Законе N 44-ФЗ отсутствует такое основание для изменения условий контракта. Минфин России также указывает на невозможность изменения условия о сроке его действия (Письмо от 25.03.2020 N 24-03-08/23252).
(КонсультантПлюс, 2025)В Законе N 44-ФЗ отсутствует такое основание для изменения условий контракта. Минфин России также указывает на невозможность изменения условия о сроке его действия (Письмо от 25.03.2020 N 24-03-08/23252).
Вопрос: Можно ли выставить штраф за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, поставщику, систематически не предоставляющему акты сдачи-приемки товара и допускающему ошибки в товарных накладных (указывает неверные номера договоров, цены, единицы измерения и т.д.)?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример 2. Предоставление исполнителем заказчику первичных учетных документов по договору не может считаться основополагающим обязательством договора возмездного оказания услуг. В договоре отсутствует ответственность исполнителя в виде штрафа в размере 1 000 руб. за каждый факт непредоставления или нарушения сроков предоставления первичных учетных документов (счета-фактуры, актов об оказанных услугах и товарных накладных). Кроме того, договором не установлены с достаточной степенью определенности сроки предоставления указанных документов. Обязанность по предоставлению первичных учетных документов не является существенным условием контракта в понимании ГК РФ и ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Поскольку в договоре не предусмотрен штраф за нарушения, указанные заказчиком, штраф взысканию не подлежит <3>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример 2. Предоставление исполнителем заказчику первичных учетных документов по договору не может считаться основополагающим обязательством договора возмездного оказания услуг. В договоре отсутствует ответственность исполнителя в виде штрафа в размере 1 000 руб. за каждый факт непредоставления или нарушения сроков предоставления первичных учетных документов (счета-фактуры, актов об оказанных услугах и товарных накладных). Кроме того, договором не установлены с достаточной степенью определенности сроки предоставления указанных документов. Обязанность по предоставлению первичных учетных документов не является существенным условием контракта в понимании ГК РФ и ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Поскольку в договоре не предусмотрен штраф за нарушения, указанные заказчиком, штраф взысканию не подлежит <3>.