Штраф за просрочку доставки груза
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за просрочку доставки груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законная неустойка за просрочку доставки грузов и порожних вагонов
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Ключевые слова: законная неустойка, пеня, штраф, просрочка доставки, груз, порожний вагон, перевозчик, железная дорога.
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Ключевые слова: законная неустойка, пеня, штраф, просрочка доставки, груз, порожний вагон, перевозчик, железная дорога.
Готовое решение: Как составить договор перевозки груза автомобильным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)штраф за просрочку доставки груза, который перевозчик должен выплатить отправителю (за каждый час или сутки опоздания);
(КонсультантПлюс, 2025)штраф за просрочку доставки груза, который перевозчик должен выплатить отправителю (за каждый час или сутки опоздания);
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"24. Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 ГК РФ). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю.
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"24. Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 ГК РФ). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю.
Готовое решение: Как взыскать договорную и законную неустойку
(КонсультантПлюс, 2025)В законе может быть определен верхний предел неустойки. Например, общая сумма штрафа за просрочку доставки груза автомобильным транспортом не может превышать размер провозной платы (ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта).
(КонсультантПлюс, 2025)В законе может быть определен верхний предел неустойки. Например, общая сумма штрафа за просрочку доставки груза автомобильным транспортом не может превышать размер провозной платы (ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза установлена в форме исключительной неустойки и также носит ограниченный характер. Так, за несоблюдение сроков доставки груза на внутреннем водном транспорте перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 116 КВВТ). При перевозках автомобильным транспортом перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза, но не более ста процентов провозной платы (п. 11 ст. 34 УАТ). За просрочку доставки груза в пункт назначения воздушным транспортом перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза установлена в форме исключительной неустойки и также носит ограниченный характер. Так, за несоблюдение сроков доставки груза на внутреннем водном транспорте перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 116 КВВТ). При перевозках автомобильным транспортом перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза, но не более ста процентов провозной платы (п. 11 ст. 34 УАТ). За просрочку доставки груза в пункт назначения воздушным транспортом перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).
Статья: Неустойка как мера ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Подход доктрины и практики в этом вопросе еще сравнительно недавно был единодушным: ответственность перевозчика за нарушения обязательств по перевозке грузов "всегда носит ограниченный характер, будучи установленной в форме возмещения только прямого ущерба... либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК" <5>. В пользу ограничения ответственности перевозчика высказывалась Т.Е. Абова, отмечая, что "за невыполнение обязательства, возникшего из принятой перевозчиком заявки, установлена ответственность как перевозчика, так и отправителя, выражающаяся, как и прежде, в штрафах, носящих характер исключительной неустойки, т.е. исключающей возможность взыскания убытков сверх неустойки (ст. 94 УЖТ)" <6>. Е.В. Шестакова также утверждает, что штраф за просрочку доставки груза носит характер исключительной неустойки <7>. Справедливость ограничения ответственности перевозчика как субъекта, осуществляющего высокорисковый вид деятельности, размером исключительной неустойки была проверена и подтверждена Конституционным Судом РФ в 2006 году <8>.
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Подход доктрины и практики в этом вопросе еще сравнительно недавно был единодушным: ответственность перевозчика за нарушения обязательств по перевозке грузов "всегда носит ограниченный характер, будучи установленной в форме возмещения только прямого ущерба... либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК" <5>. В пользу ограничения ответственности перевозчика высказывалась Т.Е. Абова, отмечая, что "за невыполнение обязательства, возникшего из принятой перевозчиком заявки, установлена ответственность как перевозчика, так и отправителя, выражающаяся, как и прежде, в штрафах, носящих характер исключительной неустойки, т.е. исключающей возможность взыскания убытков сверх неустойки (ст. 94 УЖТ)" <6>. Е.В. Шестакова также утверждает, что штраф за просрочку доставки груза носит характер исключительной неустойки <7>. Справедливость ограничения ответственности перевозчика как субъекта, осуществляющего высокорисковый вид деятельности, размером исключительной неустойки была проверена и подтверждена Конституционным Судом РФ в 2006 году <8>.
Готовое решение: Как покупателю взыскать убытки с поставщика, нарушившего условия договора поставки
(КонсультантПлюс, 2025)За просрочку доставки груза перед покупателем (грузополучателем) может отвечать и перевозчик, но полагаем, это возможно в пределах, определенных транспортными уставами и кодексами, с учетом, что в рассматриваемой ситуации покупатель - не сторона договора перевозки. Так, ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта предусмотрен штраф, который перевозчик уплачивает грузополучателю за просрочку доставки груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Возмещение убытков грузополучателю перевозчиком в случае просрочки доставки данным правовым актом не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)За просрочку доставки груза перед покупателем (грузополучателем) может отвечать и перевозчик, но полагаем, это возможно в пределах, определенных транспортными уставами и кодексами, с учетом, что в рассматриваемой ситуации покупатель - не сторона договора перевозки. Так, ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта предусмотрен штраф, который перевозчик уплачивает грузополучателю за просрочку доставки груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Возмещение убытков грузополучателю перевозчиком в случае просрочки доставки данным правовым актом не предусмотрено.
Статья: Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов: развитие судебной практики в контексте меняющихся концепций
(Вольфсон В.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Из абз. 2 п. 24 Постановления следует, что штраф за просрочку доставки груза Верховным Судом признан штрафной неустойкой. Принципиально важно, в каком легальном контексте был сделан такой вывод. Во-первых, норма, устанавливающая соответствующую санкцию в Уставе автомобильного транспорта (далее - УАТ <2>), а именно п. 11 ст. 34, не предусматривает взыскания с перевозчика убытков. Во-вторых, в ст. 34 указана возможность применения такой меры ответственности за три других названных в ней нарушения. И отказ в обсуждаемой санкции усмотреть квалифицированное умолчание, которое могло бы привести к выводу об исключительной или зачетной природе неустойки, объясняться может только большой посылкой, в которой нормы об ответственности перевозчика толкуются не как специальные по отношению к общим положениям об ответственности, а как образующие совместный с ними режим. Возникает вопрос об основании для такого толкования. По-видимому, его можно усмотреть только в ст. 793 ГК. Ее текст, собственно говоря, и не дает поводов для другого вывода: "в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон". Системное толкование употребления термина "Кодекс" в делегирующих нормах ГК позволяет утверждать, что в ст. 793 идет речь о положениях Кодекса в целом, а не отдельных глав. Действующее право не ограничивает расположение санкций за нарушение договора перевозки источниками и разделами законодательства, содержащими нормы о перевозке, что позволяет сделать вывод о применимости по умолчанию к нарушению сроков доставки груза универсальной меры ответственности - возмещения убытков (ст. 15 ГК).
(Вольфсон В.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Из абз. 2 п. 24 Постановления следует, что штраф за просрочку доставки груза Верховным Судом признан штрафной неустойкой. Принципиально важно, в каком легальном контексте был сделан такой вывод. Во-первых, норма, устанавливающая соответствующую санкцию в Уставе автомобильного транспорта (далее - УАТ <2>), а именно п. 11 ст. 34, не предусматривает взыскания с перевозчика убытков. Во-вторых, в ст. 34 указана возможность применения такой меры ответственности за три других названных в ней нарушения. И отказ в обсуждаемой санкции усмотреть квалифицированное умолчание, которое могло бы привести к выводу об исключительной или зачетной природе неустойки, объясняться может только большой посылкой, в которой нормы об ответственности перевозчика толкуются не как специальные по отношению к общим положениям об ответственности, а как образующие совместный с ними режим. Возникает вопрос об основании для такого толкования. По-видимому, его можно усмотреть только в ст. 793 ГК. Ее текст, собственно говоря, и не дает поводов для другого вывода: "в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон". Системное толкование употребления термина "Кодекс" в делегирующих нормах ГК позволяет утверждать, что в ст. 793 идет речь о положениях Кодекса в целом, а не отдельных глав. Действующее право не ограничивает расположение санкций за нарушение договора перевозки источниками и разделами законодательства, содержащими нормы о перевозке, что позволяет сделать вывод о применимости по умолчанию к нарушению сроков доставки груза универсальной меры ответственности - возмещения убытков (ст. 15 ГК).
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Так, например, согласно п. 12 ст. 34 УАТиГНЭТ "[з]а просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы". Используя примерно те же слова, законодатель в п. 11 той же статьи устанавливает штраф за просрочку доставки груза. Никаких намеков на штрафной характер этих неустоек в Законе не содержится, но это не помешало ВС РФ в п. 10 и 24 Постановления Пленума от 26 июня 2018 г. N 26 истолковать обе данные нормы как устанавливающие именно штрафные неустойки. Такое истолкование в отношении штрафа за просрочку в доставке багажа можно попытаться объяснить телеологическими аргументами: ведь речь идет о нарушении права пассажира, коим, как правило, является потребитель; при этом в силу Закона о защите прав потребителей установленные им неустойки носят штрафной характер, и теоретически можно представить себе расширительное прочтение данной нормы как означающей, что любые законные неустойки, установленные не только в Законе о защите прав потребителей, но и в любых законах (а значит, и транспортных уставах) в целях защиты прав потребителя, носят штрафной характер. Но обнаружить ту же логику в штрафной интерпретации неустойки за просрочку доставки груза по договору с коммерческим грузоотправителем уже совсем сложно. Возможно, эти разъяснения ВС РФ имеет смысл толковать ограничительно как распространяющиеся только на случаи, когда договор перевозки носит потребительский характер. Либо следует просто признать, что здесь ВС РФ включил режим прямого судебного правотворчества и скорректировал Закон.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Так, например, согласно п. 12 ст. 34 УАТиГНЭТ "[з]а просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы". Используя примерно те же слова, законодатель в п. 11 той же статьи устанавливает штраф за просрочку доставки груза. Никаких намеков на штрафной характер этих неустоек в Законе не содержится, но это не помешало ВС РФ в п. 10 и 24 Постановления Пленума от 26 июня 2018 г. N 26 истолковать обе данные нормы как устанавливающие именно штрафные неустойки. Такое истолкование в отношении штрафа за просрочку в доставке багажа можно попытаться объяснить телеологическими аргументами: ведь речь идет о нарушении права пассажира, коим, как правило, является потребитель; при этом в силу Закона о защите прав потребителей установленные им неустойки носят штрафной характер, и теоретически можно представить себе расширительное прочтение данной нормы как означающей, что любые законные неустойки, установленные не только в Законе о защите прав потребителей, но и в любых законах (а значит, и транспортных уставах) в целях защиты прав потребителя, носят штрафной характер. Но обнаружить ту же логику в штрафной интерпретации неустойки за просрочку доставки груза по договору с коммерческим грузоотправителем уже совсем сложно. Возможно, эти разъяснения ВС РФ имеет смысл толковать ограничительно как распространяющиеся только на случаи, когда договор перевозки носит потребительский характер. Либо следует просто признать, что здесь ВС РФ включил режим прямого судебного правотворчества и скорректировал Закон.