Штраф за под/фт
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за под/фт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 845 ГК РФБанк не может взимать с клиента штраф за непредставление информации, запрошенной по Закону о ПОД/ФТ >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Банковский счет: Клиент хочет признать незаконной блокировку счета, произведенную Банком на основании Закона о ПОД/ФТ
(КонсультантПлюс, 2025)В Банке открыт счет на имя Клиента. По мнению Клиента, Банк необоснованно заблокировал его, ссылаясь на требования Закона о ПОД/ФТ.
(КонсультантПлюс, 2025)В Банке открыт счет на имя Клиента. По мнению Клиента, Банк необоснованно заблокировал его, ссылаясь на требования Закона о ПОД/ФТ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<18> Статья 15.27 КоАП РФ: неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данная статья предусматривает штрафы для юридических лиц за непредставление сведений о подозрительных операциях, неисполнение обязанностей по идентификации клиентов и другие нарушения. Размер штрафов - от 200 000 до 1 000 000 руб., в зависимости от характера и тяжести правонарушения.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<18> Статья 15.27 КоАП РФ: неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данная статья предусматривает штрафы для юридических лиц за непредставление сведений о подозрительных операциях, неисполнение обязанностей по идентификации клиентов и другие нарушения. Размер штрафов - от 200 000 до 1 000 000 руб., в зависимости от характера и тяжести правонарушения.
Статья: Элементы правового и регуляторного рисков, подлежащих учету при осуществлении в кредитной организации деятельности по ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Соответственно, если по результатам проверок Банком России деятельности кредитной организации по ПОД/ФТ выявляются нарушения действующего законодательства, по итогам которых в отношении кредитной организации выносится штраф за нарушение требований федерального законодательства о ПОД/ФТ, - указанные факты следует учитывать в рамках регуляторного риска.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Соответственно, если по результатам проверок Банком России деятельности кредитной организации по ПОД/ФТ выявляются нарушения действующего законодательства, по итогам которых в отношении кредитной организации выносится штраф за нарушение требований федерального законодательства о ПОД/ФТ, - указанные факты следует учитывать в рамках регуляторного риска.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Федеральный закон от 04.08.2023 N 417-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. В случае нарушения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России имеет право требовать от участника эксперимента устранения выявленных нарушений, взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 1 процента размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента либо ограничить совершение участником эксперимента отдельных сделок (операций) участника эксперимента, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона. В случае неисполнения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, в установленный Банком России срок предписания Банка России об устранении нарушений Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России вправе взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 5 процентов размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента.
(ред. от 31.07.2025)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. В случае нарушения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России имеет право требовать от участника эксперимента устранения выявленных нарушений, взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 1 процента размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента либо ограничить совершение участником эксперимента отдельных сделок (операций) участника эксперимента, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона. В случае неисполнения участником эксперимента, указанным в части 7 статьи 3 настоящего Федерального закона, в установленный Банком России срок предписания Банка России об устранении нарушений Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банк России вправе взыскать с участника эксперимента штраф в размере до 5 процентов размера собственных средств (чистых активов) участника эксперимента.
Статья: Изменение структуры операций клиентов банков, подлежащих обязательному контролю, как один из вызовов для российской банковской системы
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Одной из проблем является то, что несмотря на то что операции, подлежащие обязательному контролю со стороны банков, имеют закрытый перечень и изложены сугубо в ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <8> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), при этом органы по контролю (надзору) в банковской сфере расширительно толкуют перечень тех операций, которые подпадают под обязательный контроль. Таким образом, появляются операции, не указанные в ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, которые, по мнению регуляторных органов, должны обязательно подлежать контролю со стороны банков, что приводит к риску наложения штрафа на банк за неисполненные им обязанности по обязательному контролю той или иной операции. А это, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на банковские организации, так как на соответствующие структурные подразделения банка ложится обязанность по проверке большего количества операций, чем предусмотрено ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Одной из проблем является то, что несмотря на то что операции, подлежащие обязательному контролю со стороны банков, имеют закрытый перечень и изложены сугубо в ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <8> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), при этом органы по контролю (надзору) в банковской сфере расширительно толкуют перечень тех операций, которые подпадают под обязательный контроль. Таким образом, появляются операции, не указанные в ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, которые, по мнению регуляторных органов, должны обязательно подлежать контролю со стороны банков, что приводит к риску наложения штрафа на банк за неисполненные им обязанности по обязательному контролю той или иной операции. А это, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на банковские организации, так как на соответствующие структурные подразделения банка ложится обязанность по проверке большего количества операций, чем предусмотрено ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Статья: Диспозитивное и императивное регулирование договоров: анализ законодательства, доктрины из судебной практики (на примере (не)признания договорных условий ничтожными)
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Все нижестоящие инстанции в удовлетворении иска отказали, поддержав вывод суда первой инстанции о том, что действия банка закону не противоречат и основаны на положениях статьи 848 ГК РФ и Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) и, как следствие, "соответствуют условиям договора банковского счета, заключенного между клиентом и банком, условиям договора комплексного обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в банке, а также примечанию к тарифам комиссионного вознаграждения за услуги по расчетно-кассовому обслуживанию".
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)Все нижестоящие инстанции в удовлетворении иска отказали, поддержав вывод суда первой инстанции о том, что действия банка закону не противоречат и основаны на положениях статьи 848 ГК РФ и Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) и, как следствие, "соответствуют условиям договора банковского счета, заключенного между клиентом и банком, условиям договора комплексного обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в банке, а также примечанию к тарифам комиссионного вознаграждения за услуги по расчетно-кассовому обслуживанию".
Статья: Молчание: юридическая природа и значение при приобретении цифровых продуктов
(Джумагулов Д.Д.)
("Закон", 2021, N 2)<13> См.: ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Джумагулов Д.Д.)
("Закон", 2021, N 2)<13> См.: ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статья: Блокируемые лица - новый вызов для финансовых организаций
(Горшкова Л.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)За неоднократное неисполнение специальных экономических мер, к которым относятся также меры по блокируемым лицам, предусматривается весьма серьезная ответственность. Так, для кредитных организаций по аналогии с мерами ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ может последовать отзыв лицензии. В отношении некредитных финансовых организаций могут быть выдано предписание, наложен штраф в размере до 5 млн рублей, введены ограничения деятельности на срок до шести месяцев и др. Для некредитных финансовых организаций, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии, также возможен ее отзыв, а для других - исключение из соответствующего реестра.
(Горшкова Л.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)За неоднократное неисполнение специальных экономических мер, к которым относятся также меры по блокируемым лицам, предусматривается весьма серьезная ответственность. Так, для кредитных организаций по аналогии с мерами ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ может последовать отзыв лицензии. В отношении некредитных финансовых организаций могут быть выдано предписание, наложен штраф в размере до 5 млн рублей, введены ограничения деятельности на срок до шести месяцев и др. Для некредитных финансовых организаций, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии, также возможен ее отзыв, а для других - исключение из соответствующего реестра.
Статья: Бизнес современной России: новые проблемы и пути их преодоления
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)<24> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СПС "КонсультантПлюс".
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)<24> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Пути совершенствования государственно-частного партнерства в сфере противодействия финансированию терроризма
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Проблема ГЧП в сфере ПОД/ФТ лежит в плоскости вопросов, связанных с открытостью информации, которой обладают организации и государственные органы, и возможностью ее передачи друг другу без ущерба своей деятельности. С одной стороны, частный сектор ориентирован на соблюдение законодательных и других регуляторных требований в целях снижения рисков потери репутации и недопущения штрафных санкций, что ведет к ограничению обмена информацией только тем, что требуется в нормативных правовых актах. С другой стороны, государство также ограничивает практику распространения секретных сведений, которые могли бы быть полезны при организации деятельности в частном секторе и принятии надлежащих решений. Такой замкнутый круг требует совершенствования действующей системы обмена информацией и создания новых возможностей открытого и продуктивного сотрудничества.
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Проблема ГЧП в сфере ПОД/ФТ лежит в плоскости вопросов, связанных с открытостью информации, которой обладают организации и государственные органы, и возможностью ее передачи друг другу без ущерба своей деятельности. С одной стороны, частный сектор ориентирован на соблюдение законодательных и других регуляторных требований в целях снижения рисков потери репутации и недопущения штрафных санкций, что ведет к ограничению обмена информацией только тем, что требуется в нормативных правовых актах. С другой стороны, государство также ограничивает практику распространения секретных сведений, которые могли бы быть полезны при организации деятельности в частном секторе и принятии надлежащих решений. Такой замкнутый круг требует совершенствования действующей системы обмена информацией и создания новых возможностей открытого и продуктивного сотрудничества.
Статья: Цифровые финансовые активы: международные подходы к регулированию и их влияние на российское право
(Шамраев А.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)В частности, австрийский Закон "Об отмывании денег на финансовом рынке" (, FM-GwG) <12> предусматривает для поставщиков услуг в отношении виртуальных валют (Dienstleister in Bezug auf virtuelle ) обязанность по регистрации в Управлении финансового надзора (Finanzmarktaufsicht, FMA), применению мер надлежащей проверки клиентов (НПК) и направлению отчетов в целях ПОД/ФТ. В случае установления деловых отношений или осуществления операций с клиентами из третьих стран повышенного риска VASP должен применять усиленные меры НПК. Зарегистрированные VASP должны уведомлять FMA о любых изменениях наименования, юридического адреса, состава органов управления, перечня предлагаемых услуг или любой иной существенной информации. В случае невыполнения VASP обязанности по регистрации предусматривается штраф в размере до 200 тыс. евро.
(Шамраев А.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)В частности, австрийский Закон "Об отмывании денег на финансовом рынке" (, FM-GwG) <12> предусматривает для поставщиков услуг в отношении виртуальных валют (Dienstleister in Bezug auf virtuelle ) обязанность по регистрации в Управлении финансового надзора (Finanzmarktaufsicht, FMA), применению мер надлежащей проверки клиентов (НПК) и направлению отчетов в целях ПОД/ФТ. В случае установления деловых отношений или осуществления операций с клиентами из третьих стран повышенного риска VASP должен применять усиленные меры НПК. Зарегистрированные VASP должны уведомлять FMA о любых изменениях наименования, юридического адреса, состава органов управления, перечня предлагаемых услуг или любой иной существенной информации. В случае невыполнения VASP обязанности по регистрации предусматривается штраф в размере до 200 тыс. евро.
Статья: Направления совершенствования законодательства о ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2021, N 3)Риск ОД/ФТ, несомненно, является одним из важнейших. Несоблюдение законодательства о ПОД/ФТ влечет применение к кредитным организациям повышенных мер ответственности со стороны Банка России в виде взыскания штрафа в размере до 0,1% размера собственных средств (капитала) кредитной организации <15> вплоть до отзыва лицензии на совершение банковских операций.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2021, N 3)Риск ОД/ФТ, несомненно, является одним из важнейших. Несоблюдение законодательства о ПОД/ФТ влечет применение к кредитным организациям повышенных мер ответственности со стороны Банка России в виде взыскания штрафа в размере до 0,1% размера собственных средств (капитала) кредитной организации <15> вплоть до отзыва лицензии на совершение банковских операций.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<355> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<355> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".