Штраф за парковку на тротуаре
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за парковку на тротуаре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность (штраф) за нарушение правил остановки или стоянки ТС
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление о привлечении к ответственности за нарушение правил остановки или стоянки ТС (например, по ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ за остановку или стоянку на тротуаре) отменяют и производство по делу прекращают, если нарушение зафиксировано техсредством, которое не является работающим в автоматическом режиме, но протокол не составлялся
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление о привлечении к ответственности за нарушение правил остановки или стоянки ТС (например, по ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ за остановку или стоянку на тротуаре) отменяют и производство по делу прекращают, если нарушение зафиксировано техсредством, которое не является работающим в автоматическом режиме, но протокол не составлялся
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что грозит за нарушение правил парковки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Остановка или стоянка на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, а также нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Остановка или стоянка на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, а также нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре
Ситуация: Как вернуть автомобиль, эвакуированный на штрафстоянку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наиболее часто эта мера применяется к неправильно припаркованным автомобилям, водители которых нарушили правила остановки или стоянки, если на месте стоянки или остановки установлен запрещающий знак и табличка о работе эвакуатора, либо при неправомерной остановке или стоянке в местах, отведенных для определенных целей, например для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, на тротуаре. За такие правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч. 4, 5 ст. 12.16, ч. 2 - 4, 6 ст. 12.19, ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наиболее часто эта мера применяется к неправильно припаркованным автомобилям, водители которых нарушили правила остановки или стоянки, если на месте стоянки или остановки установлен запрещающий знак и табличка о работе эвакуатора, либо при неправомерной остановке или стоянке в местах, отведенных для определенных целей, например для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, на тротуаре. За такие правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч. 4, 5 ст. 12.16, ч. 2 - 4, 6 ст. 12.19, ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Нарушение правил стоянки на тротуаре как элементе дороги, предназначенном для движения пешеходов и примыкающем к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенном от них газоном (пункт 12.2 ПДД РФ), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ. В то же время, если остановка или стоянка транспортного средства была осуществлена на территориях, на которые не распространяется действие раздела 12 ПДД РФ (например, газон, детская площадка, иные объекты благоустройства), такие действия квалификации по статье 12.19 КоАП РФ не подлежат. Административная ответственность за указанные нарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Нарушение правил стоянки на тротуаре как элементе дороги, предназначенном для движения пешеходов и примыкающем к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенном от них газоном (пункт 12.2 ПДД РФ), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ. В то же время, если остановка или стоянка транспортного средства была осуществлена на территориях, на которые не распространяется действие раздела 12 ПДД РФ (например, газон, детская площадка, иные объекты благоустройства), такие действия квалификации по статье 12.19 КоАП РФ не подлежат. Административная ответственность за указанные нарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, -
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, -
Статья: Особенности административно-правового регулирования использования электросамокатов. Правовые риски и пути их преодоления
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)В западных странах электротранспорт появился раньше, чем в Российской Федерации. В связи с этим предстает возможность познакомиться с зарубежным опытом его эксплуатации. Например, во Франции максимальная скорость движения электросамоката составляет 25 км/час, при этом ездить по тротуарам запрещено; нельзя перевозить пассажиров, ездить в наушниках, а также парковаться в тех местах, где это будет мешать проходу пешеходов. Введены и штрафы: 135 евро - за выезд на тротуар и 1 500 - за превышение скорости. Обязательным является наличие страхового полиса - при его отсутствии владельца электросамоката ждет штраф до 3 750 евро. В Испании вопрос эксплуатации электрических самокатов доверен муниципальным властям. Собственные правила разработаны в Барселоне, Мадриде и Валенсии. Так, в Барселоне с помощью электротранспорта разрешено передвигаться лишь по велосипедным дорожкам, в Валенсии для парковки предназначены специальные велосипедные стойки, а в Мадриде водителям во время движения запрещено пользоваться наушниками. Во всех трех городах водители должны носить защитные шлемы. Законодательство Бразилии вопрос регулирования транспортной сферы также относит к компетенции муниципалитета. Так, в Сан-Паулу максимальная скорость движения электросамоката - 20 км/час, передвигаться на нем можно по велосипедным дорожкам, нельзя перевозить грузы, но самое главное - арендовать данный транспорт может лицо, достигшее совершеннолетия. В Германии выезжать на проезжую часть можно лишь в том случае, если электросамокат отвечает определенным параметрам: обязательное наличие руля, максимальная скорость не превышает 20 км/час, максимальная мощность - 500 Вт. В населенных пунктах передвигаться можно по велосипедным дорожкам, при отсутствии последних - по дорожному полотну; обязательно наличие страховки. В Швеции нельзя передвигаться по дорогам общего пользования на самокате, мощность которого превышает 250 Вт; максимальная скорость движения ограничена 20 км/час. В США, в отличие от многих европейских стран, разрешено ездить по тротуару, но при этом скорость самоката не должна превышать 20 км/час, а мощность - 750 Вт.
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)В западных странах электротранспорт появился раньше, чем в Российской Федерации. В связи с этим предстает возможность познакомиться с зарубежным опытом его эксплуатации. Например, во Франции максимальная скорость движения электросамоката составляет 25 км/час, при этом ездить по тротуарам запрещено; нельзя перевозить пассажиров, ездить в наушниках, а также парковаться в тех местах, где это будет мешать проходу пешеходов. Введены и штрафы: 135 евро - за выезд на тротуар и 1 500 - за превышение скорости. Обязательным является наличие страхового полиса - при его отсутствии владельца электросамоката ждет штраф до 3 750 евро. В Испании вопрос эксплуатации электрических самокатов доверен муниципальным властям. Собственные правила разработаны в Барселоне, Мадриде и Валенсии. Так, в Барселоне с помощью электротранспорта разрешено передвигаться лишь по велосипедным дорожкам, в Валенсии для парковки предназначены специальные велосипедные стойки, а в Мадриде водителям во время движения запрещено пользоваться наушниками. Во всех трех городах водители должны носить защитные шлемы. Законодательство Бразилии вопрос регулирования транспортной сферы также относит к компетенции муниципалитета. Так, в Сан-Паулу максимальная скорость движения электросамоката - 20 км/час, передвигаться на нем можно по велосипедным дорожкам, нельзя перевозить грузы, но самое главное - арендовать данный транспорт может лицо, достигшее совершеннолетия. В Германии выезжать на проезжую часть можно лишь в том случае, если электросамокат отвечает определенным параметрам: обязательное наличие руля, максимальная скорость не превышает 20 км/час, максимальная мощность - 500 Вт. В населенных пунктах передвигаться можно по велосипедным дорожкам, при отсутствии последних - по дорожному полотну; обязательно наличие страховки. В Швеции нельзя передвигаться по дорогам общего пользования на самокате, мощность которого превышает 250 Вт; максимальная скорость движения ограничена 20 км/час. В США, в отличие от многих европейских стран, разрешено ездить по тротуару, но при этом скорость самоката не должна превышать 20 км/час, а мощность - 750 Вт.
Статья: Особенности правового регулирования движения велосипедного транспорта по велосипедным дорожкам и велосипедным полосам движения
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Стоянка на велодорожках, а также ближе 5 метров от места пересечения велосипедной зоны с проезжей частью теперь является административным правонарушением в соответствии с п. 12.4 ПДД. Штраф за остановку и стоянку на велодорожке в отдельный пункт КоАП не вынесен. Такое нарушение может быть истрактовано сотрудником ГИБДД по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, в соответствии с которой применяется административный штраф в размере 2 000 рублей <11>. В некоторых случаях может быть применена более общая норма ч. 1 этой же статьи "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств", в соответствии с которой возможно наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Стоянка на велодорожках, а также ближе 5 метров от места пересечения велосипедной зоны с проезжей частью теперь является административным правонарушением в соответствии с п. 12.4 ПДД. Штраф за остановку и стоянку на велодорожке в отдельный пункт КоАП не вынесен. Такое нарушение может быть истрактовано сотрудником ГИБДД по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, в соответствии с которой применяется административный штраф в размере 2 000 рублей <11>. В некоторых случаях может быть применена более общая норма ч. 1 этой же статьи "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств", в соответствии с которой возможно наложение административного штрафа в размере 500 рублей.