Штраф за неполучение валютной выручки

Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за неполучение валютной выручки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 N 6578/01
Дело по иску о признании недействительным постановления таможни о нарушении таможенных правил направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.
Суд первой инстанции отказал в иске на том основании, что указанные решения иностранных судов не имеют отношения к контракту от 02.12.94. Истец не принял необходимых мер к получению валютной выручки и правомерно подвергнут штрафу с соблюдением всех условий наложения административной ответственности.
Решение Верховного Суда РФ от 17.10.1997 N ГКПИ97-375
Об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" о признании незаконным (недействительным) Приказа ГТК РФ N 467 от 24.07.95 "О порядке применения нормы права, установленного статьей 273 Таможенного кодекса РФ" и обязании Министерства юстиции РФ отменить его государственную регистрацию.
Такое положение установлено ст. 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Тот факт, что действия экспортеров по принятию мер к получению валютной выручки, хотя в итоге она и не была получена, действительно рассматривается таможенными органами, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность при определении размера штрафа, подтверждается постановлениями по делам о нарушении таможенных правил (л.д. 4, 5). Суд считает, что Министерство юстиции РФ имело законные основания для регистрации данного Приказа.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Комментарий к Федеральному закону от 19.12.2022 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)
Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2024)
изменен размер штрафа за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты или рублей по договорам займа, валютной или рублевой выручки за товары, работы, услуги а также обязанности по возврату в РФ уплаченных нерезидентам денежных средств в случае неполучения от них встречного представления. Теперь штраф налагается в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Ранее штраф зависел от ставки рефинансирования и суммы денежных средств (ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ);

Нормативные акты

<Письмо> Госналогслужбы РФ от 14.02.1997 N ВЕ-6-06/135
"О Методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения валютного и налогового законодательства организациями при осуществлении экспорта сырьевых товаров"
(вместе с "Методическими рекомендациями...", утв. Госналогслужбой РФ 31.01.1997)
В случае, если имеет место прямой обмен товарами, работами или услугами, то оснований для применения штрафов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" нет. При том не имеет принципиального значения, укладывается ли данная сделка в 180 дней или нет, поскольку основанием для применения штрафа является сокрытие валютной выручки от зачисления на счета в Российской Федерации, а не неполучение ее вообще. Таким образом, при применении штрафа налоговая инспекция должна доказать, что валютная выручка поступила в собственность или распоряжение предприятия, но не была им зачислена на счета в банках Российской Федерации.
<Письмо> Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 18.04.2003 N 16-05/8157
"Об Указе Президента РФ от 08.04.2003 N 410"
Таким образом, ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применяется только за нарушение порядка обязательного зачисления на счета в уполномоченных банках выручки в иностранной валюте, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. При этом налоговые органы не вправе применять административную ответственность за нарушение порядка зачисления на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями) - резидентами от экспорта товаров, так как согласно пункту 2.3 Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 N 86-и, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с учетом внесенных изменений и дополнений) "при неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности принимается таможенными органами в установленном порядке".