Штраф режим повышенной готовности
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф режим повышенной готовности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 N 18АП-10725/2023 по делу N А47-20984/2022
Требование: О взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено.Введение на территории Волгоградской области режима повышенной готовности, на что ссылается податель жалобы, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для автоматического освобождения от взыскания штрафных санкций.
Требование: О взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено.Введение на территории Волгоградской области режима повышенной готовности, на что ссылается податель жалобы, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для автоматического освобождения от взыскания штрафных санкций.
Апелляционное определение Костромского областного суда от 27.02.2023 N 33-433/2023 (УИД 44RS0011-01-2021-000386-54)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истца попросили написать заявление об увольнении по собственному желанию, после его отказа в написании такого заявления руководство начало применять в отношении него меры дисциплинарного взыскания.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Данное обстоятельство подтверждается также принятым впоследствии постановлением Красносельского районного суда Костромской области от 7 апреля 2021 года, которым Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истца попросили написать заявление об увольнении по собственному желанию, после его отказа в написании такого заявления руководство начало применять в отношении него меры дисциплинарного взыскания.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Данное обстоятельство подтверждается также принятым впоследствии постановлением Красносельского районного суда Костромской области от 7 апреля 2021 года, которым Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Права человека в городе в контексте процесса цифровизации: свобода реализации и пределы ограничения
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В современном мире в условиях все большего применения информационных технологий в городском пространстве вопрос о пределах ограничения прав человека стоит весьма остро. Расширению применения цифровых продуктов способствовало в том числе распространение новой коронавирусной инфекции. И здесь опять же можно наблюдать два диаметрально противоположных процесса: развитие цифровых услуг, интерактивное взаимодействие являются наиболее востребованными в рассматриваемых условиях. Но при этом развитие системы видеонаблюдения, распознавания лиц и идентификации личности, результатом чего стали сотни тысяч штрафов, выписанных за период режима повышенной готовности только в Москве, конечно, вызывает вопросы относительно правомерности ограничения прав граждан. Так, например, только за одни сутки, 22 апреля 2020 г., камеры в Москве зафиксировали 230 тыс. автомобилей без пропусков. И это данные только с 2,5 тыс. камер МАДИ <5>. Конечно, это вызывает недовольство, критику предпринимаемых властными структурами ограничений прав граждан. Но в данном случае следует понимать необходимость и социальную значимость вынужденных временных ограничительных мер, связанных с пандемией. Следует признать, что они в полной мере соответствуют Конституции Российской Федерации и вводятся с целью защиты здоровья граждан <6>. Подобные меры являются конституционно допустимыми и направлены на борьбу с распространением инфекции, а значит, сохранение жизни и здоровья населения Российского государства.
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В современном мире в условиях все большего применения информационных технологий в городском пространстве вопрос о пределах ограничения прав человека стоит весьма остро. Расширению применения цифровых продуктов способствовало в том числе распространение новой коронавирусной инфекции. И здесь опять же можно наблюдать два диаметрально противоположных процесса: развитие цифровых услуг, интерактивное взаимодействие являются наиболее востребованными в рассматриваемых условиях. Но при этом развитие системы видеонаблюдения, распознавания лиц и идентификации личности, результатом чего стали сотни тысяч штрафов, выписанных за период режима повышенной готовности только в Москве, конечно, вызывает вопросы относительно правомерности ограничения прав граждан. Так, например, только за одни сутки, 22 апреля 2020 г., камеры в Москве зафиксировали 230 тыс. автомобилей без пропусков. И это данные только с 2,5 тыс. камер МАДИ <5>. Конечно, это вызывает недовольство, критику предпринимаемых властными структурами ограничений прав граждан. Но в данном случае следует понимать необходимость и социальную значимость вынужденных временных ограничительных мер, связанных с пандемией. Следует признать, что они в полной мере соответствуют Конституции Российской Федерации и вводятся с целью защиты здоровья граждан <6>. Подобные меры являются конституционно допустимыми и направлены на борьбу с распространением инфекции, а значит, сохранение жизни и здоровья населения Российского государства.
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Обстоятельное изучение положений п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ и подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дает основания утверждать, что субъекты РФ "не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации" <3>, в том числе устанавливать упрощенный порядок наложения штрафных санкций на граждан за нарушение режима повышенной готовности.
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Обстоятельное изучение положений п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ и подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дает основания утверждать, что субъекты РФ "не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации" <3>, в том числе устанавливать упрощенный порядок наложения штрафных санкций на граждан за нарушение режима повышенной готовности.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"10. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2025 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2024 году.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"10. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2025 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2024 году.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)1. Существенное увеличение количества совершаемых правонарушений, связанных с особенностями функционирования в условиях режима повышенной готовности. Несмотря на активное применение вышеназванной статьи КоАП РФ, в настоящее время демонстрируется определенная неэффективность существующих норм. В некоторой степени данная ситуация связана с незначительностью негативных последствий, предусмотренных административными наказаниями. Так, широкое распространение получают случаи, когда виновные лица выплачивают штрафы за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения и снова неоднократно и осознанно допускают повторное совершение указанных правонарушений. В данном контексте представляется необходимым ужесточить ответственность за деяния, предусмотренные п. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в части увеличения размера административного штрафа: для граждан - от 5 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц - от 15 до 70 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 до 80 тысяч рублей; для юридических лиц - от 150 до 500 тысяч рублей. Соразмерно представляется необходимым ужесточить ответственность и за наступление негативных последствий, предусмотренных п. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Несмотря на то что некоторые из предложенных размеров штрафов могут показаться завышенными, данные наказания позволят в большей степени учитывать конкретные обстоятельства совершения правонарушения и способны в большей степени достичь цели привлечения к административной ответственности. Следует отметить также, что примером эффективности высоких штрафов выступает зарубежная практика, где изначально выбран курс о соразмерности подобного наказания в условиях существующих угроз распространения коронавирусной инфекции.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)1. Существенное увеличение количества совершаемых правонарушений, связанных с особенностями функционирования в условиях режима повышенной готовности. Несмотря на активное применение вышеназванной статьи КоАП РФ, в настоящее время демонстрируется определенная неэффективность существующих норм. В некоторой степени данная ситуация связана с незначительностью негативных последствий, предусмотренных административными наказаниями. Так, широкое распространение получают случаи, когда виновные лица выплачивают штрафы за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения и снова неоднократно и осознанно допускают повторное совершение указанных правонарушений. В данном контексте представляется необходимым ужесточить ответственность за деяния, предусмотренные п. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в части увеличения размера административного штрафа: для граждан - от 5 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц - от 15 до 70 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 до 80 тысяч рублей; для юридических лиц - от 150 до 500 тысяч рублей. Соразмерно представляется необходимым ужесточить ответственность и за наступление негативных последствий, предусмотренных п. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Несмотря на то что некоторые из предложенных размеров штрафов могут показаться завышенными, данные наказания позволят в большей степени учитывать конкретные обстоятельства совершения правонарушения и способны в большей степени достичь цели привлечения к административной ответственности. Следует отметить также, что примером эффективности высоких штрафов выступает зарубежная практика, где изначально выбран курс о соразмерности подобного наказания в условиях существующих угроз распространения коронавирусной инфекции.
Статья: О превентивных правовых мерах против распространения COVID-19 в России
(Тихонов Я.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Наиболее распространенными превентивными правовыми мерами всегда являлись меры установления, уточнения и ужесточения юридической ответственности. Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, касающиеся уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236). Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), касающиеся административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3). Статья 20.6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности <3>. На практике с введением режима "повышенная готовность" на определенной территории ст. 20.6.1 КоАП РФ "оживает" в условиях принятия правил и применения положений данной статьи в законно установленных случаях. Исходя из санкции статьи, первичное нарушение правил может не повлечь наложение штрафа, поскольку предусмотрено предупреждение.
(Тихонов Я.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Наиболее распространенными превентивными правовыми мерами всегда являлись меры установления, уточнения и ужесточения юридической ответственности. Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, касающиеся уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236). Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), касающиеся административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3). Статья 20.6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности <3>. На практике с введением режима "повышенная готовность" на определенной территории ст. 20.6.1 КоАП РФ "оживает" в условиях принятия правил и применения положений данной статьи в законно установленных случаях. Исходя из санкции статьи, первичное нарушение правил может не повлечь наложение штрафа, поскольку предусмотрено предупреждение.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Трудности в судебной практике вызывает установление точного времени введения на территории различных субъектов Федерации режимов повышенной готовности и отдельных ограничительных мер, особенно с учетом того, что соответствующие акты субъектов Федерации многократно изменялись на всем протяжении их действия. Так, по протесту прокурора судом было отменено постановление о наложении административного штрафа в связи с неправильным определением момента, с которого вступило в силу Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 апреля 2020 г. N 189 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края". На момент составления протокола об административном правонарушении ограничительные меры, за нарушение которых привлекался гражданин, еще не действовали <19>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Трудности в судебной практике вызывает установление точного времени введения на территории различных субъектов Федерации режимов повышенной готовности и отдельных ограничительных мер, особенно с учетом того, что соответствующие акты субъектов Федерации многократно изменялись на всем протяжении их действия. Так, по протесту прокурора судом было отменено постановление о наложении административного штрафа в связи с неправильным определением момента, с которого вступило в силу Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 апреля 2020 г. N 189 "О внесении изменений в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края". На момент составления протокола об административном правонарушении ограничительные меры, за нарушение которых привлекался гражданин, еще не действовали <19>.
Статья: "Скажите спасибо, что не дали срок": почему бизнес все чаще попадает под административные статьи
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Сегодня, когда появляется статья в сфере предпринимательской деятельности, штраф уже сразу большой: например, за нарушения в сфере использования контрольно-кассовой техники (от 30 000 рублей), нарушения санитарных правил в период пандемии (от 200 000 рублей до 1 млн рублей), нарушения правил в режиме повышенной готовности (100 000 - 1 млн рублей).
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Сегодня, когда появляется статья в сфере предпринимательской деятельности, штраф уже сразу большой: например, за нарушения в сфере использования контрольно-кассовой техники (от 30 000 рублей), нарушения санитарных правил в период пандемии (от 200 000 рублей до 1 млн рублей), нарушения правил в режиме повышенной готовности (100 000 - 1 млн рублей).
Готовое решение: Как действовать арендодателю государственного и муниципального имущества в условиях распространения коронавируса COVID-19 (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
(КонсультантПлюс, 2022)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
Готовое решение: Как действовать арендодателю имущества в частной собственности в условиях распространения коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
(КонсультантПлюс, 2023)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
Статья: Обзор актуальной судебной арбитражной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Также в период действия режима повышенной готовности в целях соблюдения баланса интересов сторон и макроэкономических последствий, сохранения положения должника, сложившегося в результате мер, принимаемых в условиях пандемии, суд может предоставить ему отсрочку уплаты суммы долга.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)Также в период действия режима повышенной готовности в целях соблюдения баланса интересов сторон и макроэкономических последствий, сохранения положения должника, сложившегося в результате мер, принимаемых в условиях пандемии, суд может предоставить ему отсрочку уплаты суммы долга.
Статья: Организационно-правовые аспекты проведения эвакуационных мероприятий для населения при возникновении чрезвычайных ситуаций
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 1)1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Административного кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 1)1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Административного кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 01.04.2020 N 6 (далее - Закон N 6 города Москвы) Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы) был дополнен статьей 3.18.1 "Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы". В соответствии с ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тыс. рублей. Части 3 и 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы предусматривают административные наказания за повторное совершение административного правонарушения и совершение административного правонарушения с использованием транспортного средства.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 01.04.2020 N 6 (далее - Закон N 6 города Москвы) Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы) был дополнен статьей 3.18.1 "Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы". В соответствии с ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тыс. рублей. Части 3 и 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы предусматривают административные наказания за повторное совершение административного правонарушения и совершение административного правонарушения с использованием транспортного средства.
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату штрафов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)К прочим расходам относятся также штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п. 2 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)К прочим расходам относятся также штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п. 2 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).