Широта дискреционных
Подборка наиболее важных документов по запросу Широта дискреционных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Более развернутое определение коррупциогенных факторов можно найти в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96. В частности, это такие факторы, как: широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Более развернутое определение коррупциогенных факторов можно найти в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96. В частности, это такие факторы, как: широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и др.
Статья: Единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 7)<7> Приказ МЧС России N 747 указанные отношения никак не регламентирует, что создает предпосылки для широкого толкования и приводит к возникновению коррупциогенного фактора "широта дискреционных полномочий" (подп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96).
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 7)<7> Приказ МЧС России N 747 указанные отношения никак не регламентирует, что создает предпосылки для широкого толкования и приводит к возникновению коррупциогенного фактора "широта дискреционных полномочий" (подп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Законодательство Узбекистана предусматривает институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (ст. 24 Закона "О противодействии коррупции", ст. 29 Закона "О нормативно-правовых актах"). Полномочиями по проведению такой экспертизы наделено Министерство юстиции и его территориальные подразделения, а в отношении проектов нормативных правовых актов - также их разработчики. Приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 24 февраля 2021 г. N 2-мх утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, которое содержит достаточно детализированный (более обширный, чем в России) перечень коррупциогенных факторов, подлежащих выявлению посредством данной экспертизы и последующему устранению (неправильное использование слов, широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, неопределенность размеров платежей, несоразмерность санкций, отсутствие порядка обжалования и др.) <8>.
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Законодательство Узбекистана предусматривает институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (ст. 24 Закона "О противодействии коррупции", ст. 29 Закона "О нормативно-правовых актах"). Полномочиями по проведению такой экспертизы наделено Министерство юстиции и его территориальные подразделения, а в отношении проектов нормативных правовых актов - также их разработчики. Приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 24 февраля 2021 г. N 2-мх утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, которое содержит достаточно детализированный (более обширный, чем в России) перечень коррупциогенных факторов, подлежащих выявлению посредством данной экспертизы и последующему устранению (неправильное использование слов, широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, неопределенность размеров платежей, несоразмерность санкций, отсутствие порядка обжалования и др.) <8>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Однако государственное усмотрение по вопросам налогообложения в общественном интересе превалирует над любым из устоявшихся вариантов толкования нормы налогового права, если измененное толкование не изменяет эту норму закона (что недопустимо делать посредством толкования), а привносит справедливость в баланс публичных и частных интересов. Пределы широты государственного усмотрения (объема дискреционных полномочий налоговых органов) в части изменения толкования налоговой нормы определяются судом посредством поиска баланса частных и публичных интересов при рассмотрении налоговых споров.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Однако государственное усмотрение по вопросам налогообложения в общественном интересе превалирует над любым из устоявшихся вариантов толкования нормы налогового права, если измененное толкование не изменяет эту норму закона (что недопустимо делать посредством толкования), а привносит справедливость в баланс публичных и частных интересов. Пределы широты государственного усмотрения (объема дискреционных полномочий налоговых органов) в части изменения толкования налоговой нормы определяются судом посредством поиска баланса частных и публичных интересов при рассмотрении налоговых споров.
Статья: Тенденции в перераспределении муниципальных полномочий в области градостроительной деятельности
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)Недосказанность в регулировании вопроса перераспределения полномочий на федеральном уровне создает неограниченную широту дискреционных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, поощряемую со стороны судебных органов <23>, что порождает возможность безосновательного и бессистемного выбора на усмотрение региональных органов власти перераспределяемых компетенций органов местного самоуправления. По этой причине разнообразие перераспределенных полномочий происходит скорее от сложившейся ситуации в конкретном регионе, чем от рациональной организации осуществления муниципальных полномочий. В то же время органы местного самоуправления не имеют возможности воспрепятствовать этому процессу <24>.
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)Недосказанность в регулировании вопроса перераспределения полномочий на федеральном уровне создает неограниченную широту дискреционных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, поощряемую со стороны судебных органов <23>, что порождает возможность безосновательного и бессистемного выбора на усмотрение региональных органов власти перераспределяемых компетенций органов местного самоуправления. По этой причине разнообразие перераспределенных полномочий происходит скорее от сложившейся ситуации в конкретном регионе, чем от рациональной организации осуществления муниципальных полномочий. В то же время органы местного самоуправления не имеют возможности воспрепятствовать этому процессу <24>.