Схемы водоснабжения и водоотведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Схемы водоснабжения и водоотведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Водоотведение: Организация ВКХ хочет взыскать плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)схемой расположения места отбора проб сточных вод, схемой водоснабжения и водоотведения населенного пункта, спутниковыми снимками, фотографиями местности >>>
(КонсультантПлюс, 2025)схемой расположения места отбора проб сточных вод, схемой водоснабжения и водоотведения населенного пункта, спутниковыми снимками, фотографиями местности >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФС учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций мотивированно пришли к выводу о том, что информация о возможности подключении к сетям горячего водоснабжения размещена в соответствии со сведениями, которыми орган местного самоуправления обладает в силу своих полномочий - согласно схеме водоснабжения и водоотведения, утверждаемой постановлением администрации, о которой указано в ГПЗУ, а также согласно сведениям ПАО "Якутскэнерго"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Суды установили, что фонд в исковой период являлся владельцем земельного участка, который согласно схеме водоснабжения и водоотведения Великого Новгорода на 2014 - 2025 годы, утвержденной Постановлением администрации Великого Новгорода от 13.02.2014 N 867 (в редакции Постановления от 08.11.2017 N 4900), находится в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети хозяйственно-бытовой канализации истца, на территории земельного участка фонда отсутствует ливневая канализация. В связи с этим предприятие осуществляло отведение поверхностных сточных вод с земельного участка фонда. Как указали суды, неподписание фондом договора водоотведения не освобождает его от обязанности оплатить фактически оказанные услуги (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Суды установили, что фонд в исковой период являлся владельцем земельного участка, который согласно схеме водоснабжения и водоотведения Великого Новгорода на 2014 - 2025 годы, утвержденной Постановлением администрации Великого Новгорода от 13.02.2014 N 867 (в редакции Постановления от 08.11.2017 N 4900), находится в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети хозяйственно-бытовой канализации истца, на территории земельного участка фонда отсутствует ливневая канализация. В связи с этим предприятие осуществляло отведение поверхностных сточных вод с земельного участка фонда. Как указали суды, неподписание фондом договора водоотведения не освобождает его от обязанности оплатить фактически оказанные услуги (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 38. Схемы водоснабжения и водоотведения
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 38. Схемы водоснабжения и водоотведения
Статья: Компенсация за объекты, которые подлежат исключению из конкурсной массы: обзор правоприменительной практики
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Суды зачастую устанавливают принадлежность объектов к указанным системам по характеристикам, изложенным в ст. 2 Закона о водоснабжении <20>, а также в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения публично-правовых образований <21>.
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Суды зачастую устанавливают принадлежность объектов к указанным системам по характеристикам, изложенным в ст. 2 Закона о водоснабжении <20>, а также в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения публично-правовых образований <21>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 14 комментируемой статьи подготовка комплексной схемы инженерного обеспечения территории осуществляется с учетом утвержденных документов перспективного развития электроэнергетики, схем теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и размещения сетей связи, утвержденных инвестиционными программами правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 14 комментируемой статьи подготовка комплексной схемы инженерного обеспечения территории осуществляется с учетом утвержденных документов перспективного развития электроэнергетики, схем теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и размещения сетей связи, утвержденных инвестиционными программами правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения.
Ситуация: Как подключить частный дом к централизованным системам водоснабжения и водоотведения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения о показаниях приборов учета на дату заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения о показаниях приборов учета на дату заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения;
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае передачи на безвозмездной основе органам местного самоуправления результатов работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения, а также проектно-сметной документации по реконструкции и модернизации системы водоснабжения и водоотведения в отношении таких операций вышеуказанные нормы НК РФ не применяются, как следует из письма Минфина России от 01.02.2023 N 03-03-06/1/7768.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае передачи на безвозмездной основе органам местного самоуправления результатов работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения, а также проектно-сметной документации по реконструкции и модернизации системы водоснабжения и водоотведения в отношении таких операций вышеуказанные нормы НК РФ не применяются, как следует из письма Минфина России от 01.02.2023 N 03-03-06/1/7768.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе: согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных данным Законом; установление нормативов состава сточных вод и т.д. (ч. 1 ст. 6). На территории сельских поселений перечисленные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе: согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных данным Законом; установление нормативов состава сточных вод и т.д. (ч. 1 ст. 6). На территории сельских поселений перечисленные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Указанные различия выражаются, в частности, в том, что в рамках коммунальных концессий концессионеру нередко передается водопроводно-канализационное или теплосетевое хозяйство городского округа, то есть одного или нескольких объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") <7>. Соответственно, коммунальная инфраструктура городского округа может быть разрозненной с точки зрения технологической связи (например, одной для города как центрального населенного пункта и отдельной для поселков, сел и деревень, входящих в состав городского округа), но единой с точки зрения функциональной связи ввиду определения в отраслевых схемах (схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) соответствующей зоны эксплуатационной ответственности гарантирующей организации.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Указанные различия выражаются, в частности, в том, что в рамках коммунальных концессий концессионеру нередко передается водопроводно-канализационное или теплосетевое хозяйство городского округа, то есть одного или нескольких объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") <7>. Соответственно, коммунальная инфраструктура городского округа может быть разрозненной с точки зрения технологической связи (например, одной для города как центрального населенного пункта и отдельной для поселков, сел и деревень, входящих в состав городского округа), но единой с точки зрения функциональной связи ввиду определения в отраслевых схемах (схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) соответствующей зоны эксплуатационной ответственности гарантирующей организации.
Статья: Исполнимость мер прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)Представление прокурора рассмотрено главой администрации городского округа В. и направлен ответ, из которого следует, что в 2021 г. проведена работа по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения, где определены первоочередные мероприятия по реализации схем водоснабжения и водоотведения с разбивкой по годам. Капитальный ремонт сетей водоснабжения и водоотведения выполняется в рамках субсидии по безаварийной работе, бюджет является дотационным, и финансовой возможности реализовывать капитальные ремонты сетей водоснабжения и водоотведения за счет средств местного бюджета нет.
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)Представление прокурора рассмотрено главой администрации городского округа В. и направлен ответ, из которого следует, что в 2021 г. проведена работа по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения, где определены первоочередные мероприятия по реализации схем водоснабжения и водоотведения с разбивкой по годам. Капитальный ремонт сетей водоснабжения и водоотведения выполняется в рамках субсидии по безаварийной работе, бюджет является дотационным, и финансовой возможности реализовывать капитальные ремонты сетей водоснабжения и водоотведения за счет средств местного бюджета нет.
Статья: К вопросу о гражданско-правовой природе концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Вопрос о правовой природе концессионных соглашений, заключаемых согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях), является дискуссионным как в юридической науке, так и в практике. Особенно остро данный вопрос возникает применительно к концессионным соглашениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии), ввиду специфики субъектного состава участников правоотношений в таких концессионных соглашениях, поскольку обязательное участие в них, помимо концедента в лице соответствующего муниципального образования, в качестве третьей стороны принимает субъект Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Закона о концессиях), что усиливает их публично-правовую составляющую. Задействованный спектр властных полномочий публичных органов, участвующих в коммунальных концессиях, значительно шире, чем в концессионных соглашениях в других отраслях экономики. Это обусловлено тем, что вопросы тарифного регулирования (установление тарифов, утверждение инвестиционных и производственных программ, согласование долгосрочных параметров регулирования тарифов, контроль за достижением плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности) по общему правилу отнесены к полномочиям отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ (например, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" <2>), и без прямого участия субъекта РФ эффективная реализация соглашения является весьма затруднительной. Помимо этого, субъект РФ как третья сторона концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере свободен в формировании перечня своих прав и обязанностей по соглашению, поскольку предусмотренные концессионным соглашением, но не предусмотренные Законом о концессиях права и (или) обязанности субъекта РФ подлежат установлению на уровне нормативного правового акта субъекта РФ <3> (п. 4 ч. 4 ст. 40, п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона о концессиях). Также нельзя не отметить еще одну особенность коммунальных концессий: необходимость соответствия инвестиционных мероприятий, предусмотренных в концессионном соглашении, отраслевым схемам (схемам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), содержащим описание текущего и перспективного технико-экономического состояния инфраструктуры водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйств.
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Вопрос о правовой природе концессионных соглашений, заключаемых согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях), является дискуссионным как в юридической науке, так и в практике. Особенно остро данный вопрос возникает применительно к концессионным соглашениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии), ввиду специфики субъектного состава участников правоотношений в таких концессионных соглашениях, поскольку обязательное участие в них, помимо концедента в лице соответствующего муниципального образования, в качестве третьей стороны принимает субъект Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Закона о концессиях), что усиливает их публично-правовую составляющую. Задействованный спектр властных полномочий публичных органов, участвующих в коммунальных концессиях, значительно шире, чем в концессионных соглашениях в других отраслях экономики. Это обусловлено тем, что вопросы тарифного регулирования (установление тарифов, утверждение инвестиционных и производственных программ, согласование долгосрочных параметров регулирования тарифов, контроль за достижением плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности) по общему правилу отнесены к полномочиям отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ (например, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" <2>), и без прямого участия субъекта РФ эффективная реализация соглашения является весьма затруднительной. Помимо этого, субъект РФ как третья сторона концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере свободен в формировании перечня своих прав и обязанностей по соглашению, поскольку предусмотренные концессионным соглашением, но не предусмотренные Законом о концессиях права и (или) обязанности субъекта РФ подлежат установлению на уровне нормативного правового акта субъекта РФ <3> (п. 4 ч. 4 ст. 40, п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона о концессиях). Также нельзя не отметить еще одну особенность коммунальных концессий: необходимость соответствия инвестиционных мероприятий, предусмотренных в концессионном соглашении, отраслевым схемам (схемам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), содержащим описание текущего и перспективного технико-экономического состояния инфраструктуры водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйств.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В то же время суд округа указал на то, что помимо кадастрового учета подтвердить утверждение администрации о вхождении спорного имущества в централизованную систему водоснабжения и водоотведения сельского поселения возможно путем предоставления соответствующей схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденной муниципальными органами власти, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения, однако представить дополнительные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, лицам, участвующим в деле, суд не предложил (Постановление АС СЗО от 06.04.2021).
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В то же время суд округа указал на то, что помимо кадастрового учета подтвердить утверждение администрации о вхождении спорного имущества в централизованную систему водоснабжения и водоотведения сельского поселения возможно путем предоставления соответствующей схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденной муниципальными органами власти, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения, однако представить дополнительные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, лицам, участвующим в деле, суд не предложил (Постановление АС СЗО от 06.04.2021).
Статья: Порядок формирования, сохранения и использования страхового фонда документации субъекта Российской Федерации
(Ермаков Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 10)- комплекты страховой документации по системам водоснабжения и водоотведения, включающие схемы водоснабжения и водоотведения поселений, районов, схемы очистки воды на очистных сооружениях водопроводных станций, планы строений водозаборных сооружений, схемы водоснабжения промышленных предприятий, схемы противопожарного водоснабжения, схемы резервного водоснабжения, планы аварийно-восстановительных работ на объектах системы водоснабжения и канализации и способы их производства;
(Ермаков Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 10)- комплекты страховой документации по системам водоснабжения и водоотведения, включающие схемы водоснабжения и водоотведения поселений, районов, схемы очистки воды на очистных сооружениях водопроводных станций, планы строений водозаборных сооружений, схемы водоснабжения промышленных предприятий, схемы противопожарного водоснабжения, схемы резервного водоснабжения, планы аварийно-восстановительных работ на объектах системы водоснабжения и канализации и способы их производства;