Схемы уклонения от уплаты ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Схемы уклонения от уплаты ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС путем создания искусственных условий, дающих право на освобождение от уплаты НДС в части операций по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в связи с привлечением в качестве исполнителей услуг в пользу управляющей компании индивидуальных предпринимателей и организации. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик (управляющая компания) перевел собственных сотрудников в подконтрольные организации и к индивидуальным предпринимателям для получения права на применение налоговой льготы. Суд признал доначисление НДС неправомерным, поскольку налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий общества и контрагентов, а также их влияния на деятельность друг друга, кроме того, контрагенты налогоплательщика осуществляли реальную самостоятельную предпринимательскую деятельность, уплачивали налоги. Привлекаемые предприниматели обладали необходимыми кадровыми ресурсами для осуществления своей деятельности, которые не пересекались с налогоплательщиком. Налоговый орган не представил доказательств подконтрольности предпринимателей налогоплательщику. Сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении льготы по НДС, виды услуг, которые оказывали контрагенты, обусловлены минимальным перечнем, то есть обязательны в силу требований жилищного законодательства. Каких-либо переводов денежных средств от подрядчиков в адрес налогоплательщика налоговым органом не установлено. Налоговый орган не выявил фактов, свидетельствующих о том, что контрагенты осуществляли номинальное управление своей деятельностью и действовали не в собственных интересах, а в интересах управляющей компании. Также налоговый орган не выявил фактов нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивание, возврат денежных средств налогоплательщику). Создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, законодательству не противоречит. Наличие взаимозависимости не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о совершении операций с целью неуплаты налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС путем создания искусственных условий, дающих право на освобождение от уплаты НДС в части операций по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в связи с привлечением в качестве исполнителей услуг в пользу управляющей компании индивидуальных предпринимателей и организации. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик (управляющая компания) перевел собственных сотрудников в подконтрольные организации и к индивидуальным предпринимателям для получения права на применение налоговой льготы. Суд признал доначисление НДС неправомерным, поскольку налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий общества и контрагентов, а также их влияния на деятельность друг друга, кроме того, контрагенты налогоплательщика осуществляли реальную самостоятельную предпринимательскую деятельность, уплачивали налоги. Привлекаемые предприниматели обладали необходимыми кадровыми ресурсами для осуществления своей деятельности, которые не пересекались с налогоплательщиком. Налоговый орган не представил доказательств подконтрольности предпринимателей налогоплательщику. Сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении льготы по НДС, виды услуг, которые оказывали контрагенты, обусловлены минимальным перечнем, то есть обязательны в силу требований жилищного законодательства. Каких-либо переводов денежных средств от подрядчиков в адрес налогоплательщика налоговым органом не установлено. Налоговый орган не выявил фактов, свидетельствующих о том, что контрагенты осуществляли номинальное управление своей деятельностью и действовали не в собственных интересах, а в интересах управляющей компании. Также налоговый орган не выявил фактов нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивание, возврат денежных средств налогоплательщику). Создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, законодательству не противоречит. Наличие взаимозависимости не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о совершении операций с целью неуплаты налога.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщиком создана схема уклонения от уплаты налогов и неправомерного заявления вычетов по НДС путем осуществления многократных формальных сделок по реализации техники, произведенной на территории Особой экономической зоны Калининградской области.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщиком создана схема уклонения от уплаты налогов и неправомерного заявления вычетов по НДС путем осуществления многократных формальных сделок по реализации техники, произведенной на территории Особой экономической зоны Калининградской области.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные особенности уголовного преследования по делам о налоговых преступлениях
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Вместе с тем следствие при помощи судебно-налоговой экспертизы нередко устанавливает отличные от данных налогового органа уклонения от уплаты налогов не только в меньшую сторону, но и в большую. Это возможно (применительно к абсолютно преобладающей схеме уклонения по НДС) за счет расширения числа "ненастоящих" контрагентов, вычеты по которым учтены при определении налога, а также за счет углубления по времени периода доначислений. Налоговые органы могут проверять только три года, предшествующие году проведения проверки, а максимальный срок давности по уклонению от уплаты налогов - шесть лет, соответственно, следствию есть куда углубиться. Изученная нами следственная практика показала, что после внесения последних изменений, касающихся возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям, обвинение по эпизодам, не вошедшим в решение налогового органа, не предъявляется. Наиболее желательным для обвинения является точное математическое совпадение НДС по обвинительному заключению и НДС по решению налогового органа, в случае отклонения и в большую, и в меньшую сторону есть риск возвращения дела судом прокурору по ст. 237 УПК РФ.
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Вместе с тем следствие при помощи судебно-налоговой экспертизы нередко устанавливает отличные от данных налогового органа уклонения от уплаты налогов не только в меньшую сторону, но и в большую. Это возможно (применительно к абсолютно преобладающей схеме уклонения по НДС) за счет расширения числа "ненастоящих" контрагентов, вычеты по которым учтены при определении налога, а также за счет углубления по времени периода доначислений. Налоговые органы могут проверять только три года, предшествующие году проведения проверки, а максимальный срок давности по уклонению от уплаты налогов - шесть лет, соответственно, следствию есть куда углубиться. Изученная нами следственная практика показала, что после внесения последних изменений, касающихся возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям, обвинение по эпизодам, не вошедшим в решение налогового органа, не предъявляется. Наиболее желательным для обвинения является точное математическое совпадение НДС по обвинительному заключению и НДС по решению налогового органа, в случае отклонения и в большую, и в меньшую сторону есть риск возвращения дела судом прокурору по ст. 237 УПК РФ.
Статья: Реформирование системы налогов: от специальных налоговых режимов к общей системе налогообложения
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Еще в 2003 г. В.Г. Пансков [7] в целях существенного ограничения возможности использования схем уклонения от уплаты НДС, создания условий справедливой конкуренции для деятельности на рынке законопослушных организаций предложил введение НДС-счетов. Суть предложения состоит в том, чтобы уплата НДС по всей цепочке продвижения товара оформлялась отдельными платежными поручениями и суммы налога зачислялись на специальный счет с последующим возмещением сумм налога исключительно с этого счета.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Еще в 2003 г. В.Г. Пансков [7] в целях существенного ограничения возможности использования схем уклонения от уплаты НДС, создания условий справедливой конкуренции для деятельности на рынке законопослушных организаций предложил введение НДС-счетов. Суть предложения состоит в том, чтобы уплата НДС по всей цепочке продвижения товара оформлялась отдельными платежными поручениями и суммы налога зачислялись на специальный счет с последующим возмещением сумм налога исключительно с этого счета.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок""Агентская" схема уклонения от уплаты НДС
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок""Агентская" схема уклонения от уплаты НДС
"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)"Интегрированная система администрирования косвенных налогов" (ИСА КН) - программный комплекс, посредством которого происходит автоматизированное сопоставление сведений о покупках и продажах, совершенных налогоплательщиками Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - Стороны), со сведениями из налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с целью установления расхождений по НДС, формируются последовательные цепочки сделок (хозяйственных операций), в которых установлены расхождения по НДС (далее - автоматический контроль), выявляются признаки схем уклонения от уплаты НДС, ведется учет результатов контрольной работы по устранению расхождений по НДС, а также формируются аналитические отчеты;
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)"Интегрированная система администрирования косвенных налогов" (ИСА КН) - программный комплекс, посредством которого происходит автоматизированное сопоставление сведений о покупках и продажах, совершенных налогоплательщиками Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - Стороны), со сведениями из налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с целью установления расхождений по НДС, формируются последовательные цепочки сделок (хозяйственных операций), в которых установлены расхождения по НДС (далее - автоматический контроль), выявляются признаки схем уклонения от уплаты НДС, ведется учет результатов контрольной работы по устранению расхождений по НДС, а также формируются аналитические отчеты;
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Ключевые слова: налоговое администрирование в Российской Федерации, схемы уклонения от уплаты налогов, формирование "бумажного" НДС, типичные ошибки налогоплательщиков, налоговое правонарушение и налоговое преступление.
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Ключевые слова: налоговое администрирование в Российской Федерации, схемы уклонения от уплаты налогов, формирование "бумажного" НДС, типичные ошибки налогоплательщиков, налоговое правонарушение и налоговое преступление.
Интервью: Камеральные проверки: взгляд изнутри
("Главная книга", 2024, N 21)Следующим этапом камеральной проверки является анализ контрагентов по цепи поставки. Если основные контрагенты не исчисляют или не уплачивают НДС в бюджет, то появляется налоговый риск применения схемы уклонения от полноты уплаты НДС. Запускается проверка на выявление схем по дроблению бизнеса. Выявляемые в автоматическом режиме схемы называются автоцепочками. По всем участникам такой цепочки проводятся мероприятия налогового контроля для сбора доказательственной базы по применению неправомерных вычетов выгодоприобретателем.
("Главная книга", 2024, N 21)Следующим этапом камеральной проверки является анализ контрагентов по цепи поставки. Если основные контрагенты не исчисляют или не уплачивают НДС в бюджет, то появляется налоговый риск применения схемы уклонения от полноты уплаты НДС. Запускается проверка на выявление схем по дроблению бизнеса. Выявляемые в автоматическом режиме схемы называются автоцепочками. По всем участникам такой цепочки проводятся мероприятия налогового контроля для сбора доказательственной базы по применению неправомерных вычетов выгодоприобретателем.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 7. По мнению ИФНС, налогоплательщиком создана схема уклонения от уплаты налогов и неправомерного заявления вычетов по НДС путем осуществления многократных формальных сделок по реализации техники, произведенной на территории Особой экономической зоны Калининградской области.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 7. По мнению ИФНС, налогоплательщиком создана схема уклонения от уплаты налогов и неправомерного заявления вычетов по НДС путем осуществления многократных формальных сделок по реализации техники, произведенной на территории Особой экономической зоны Калининградской области.
Статья: Главное о теории злоупотребления правом для налоговых практиков
(Викулов К.Е.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Производной от фикции юридического лица является проблема такого же искусственного дробления предпринимательской деятельности между отдельными компаниями. Во многих развитых странах эта проблема частично решается через правила налоговой консолидации для целей налога на прибыль и НДС. К сожалению, в России институт консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) имеет ограниченное применение из-за высоких требований вхождения, последующего моратория на новые КГН, а с 2023 года вообще отменяется. То есть законодательством обусловливаются искажение предпринимательской деятельности и дополнительные налоги с внутригрупповых сделок там, где руководство холдингов видит единые процессы и считает общий финансовый результат <20>. Получается, что выполнение обязательства самим юридическим лицом может иметь значение только при выявлении схем по уклонению от НДС (что в своем составе имеет противоправные действия), но слабо помогает при решении вопроса о злоупотреблении правом. На основе этого критерия можно строить начальные презумпции, но не выносить решения о неуплате налога.
(Викулов К.Е.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Производной от фикции юридического лица является проблема такого же искусственного дробления предпринимательской деятельности между отдельными компаниями. Во многих развитых странах эта проблема частично решается через правила налоговой консолидации для целей налога на прибыль и НДС. К сожалению, в России институт консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) имеет ограниченное применение из-за высоких требований вхождения, последующего моратория на новые КГН, а с 2023 года вообще отменяется. То есть законодательством обусловливаются искажение предпринимательской деятельности и дополнительные налоги с внутригрупповых сделок там, где руководство холдингов видит единые процессы и считает общий финансовый результат <20>. Получается, что выполнение обязательства самим юридическим лицом может иметь значение только при выявлении схем по уклонению от НДС (что в своем составе имеет противоправные действия), но слабо помогает при решении вопроса о злоупотреблении правом. На основе этого критерия можно строить начальные презумпции, но не выносить решения о неуплате налога.