Сговор заказчика и поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Сговор заказчика и поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2024 N 20АП-2308/2024 по делу N А09-11931/2023
Требование: О признании недействительным решения о нарушении требований Закона о контрактной системе.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявление учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что при организации закупки у единственного поставщика заказчиком соблюдены требования Постановления N 82-п, а антимонопольным органом не доказан факт представления заказчиком в местную администрацию документов, содержащих недостоверные сведения, факт сговора между заказчиком и единственным подрядчиком, иные злоупотребления и направленность действий заказчика на предоставление подрядчику недобросовестным образом преимущества перед иными участниками гражданского оборота.
Требование: О признании недействительным решения о нарушении требований Закона о контрактной системе.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявление учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что при организации закупки у единственного поставщика заказчиком соблюдены требования Постановления N 82-п, а антимонопольным органом не доказан факт представления заказчиком в местную администрацию документов, содержащих недостоверные сведения, факт сговора между заказчиком и единственным подрядчиком, иные злоупотребления и направленность действий заказчика на предоставление подрядчику недобросовестным образом преимущества перед иными участниками гражданского оборота.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок как способ обеспечения экономической безопасности государства
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- существенное количество неконкурентных способов осуществления закупки, т.е. в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закупка у единственного поставщика минимизирует конкуренцию, так как исключает состязательность между участниками. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны заказчика, сговора с поставщиком и завышения цен. Отсутствие открытых конкурентных процедур снижает прозрачность и подконтрольность закупок, повышает риски коррупции. Причинами широкого применения неконкурентных закупок являются наличие многочисленных законодательно установленных оснований для закупки у единственного поставщика, недостаточная регламентация применения данного способа, размытость критериев его использования, сложность обоснования проведения открытых конкурентных процедур для некоторых видов закупок, стремление заказчиков к упрощению и ускорению закупочных процедур, лоббирование интересов определенных поставщиков со стороны должностных лиц;
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- существенное количество неконкурентных способов осуществления закупки, т.е. в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закупка у единственного поставщика минимизирует конкуренцию, так как исключает состязательность между участниками. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны заказчика, сговора с поставщиком и завышения цен. Отсутствие открытых конкурентных процедур снижает прозрачность и подконтрольность закупок, повышает риски коррупции. Причинами широкого применения неконкурентных закупок являются наличие многочисленных законодательно установленных оснований для закупки у единственного поставщика, недостаточная регламентация применения данного способа, размытость критериев его использования, сложность обоснования проведения открытых конкурентных процедур для некоторых видов закупок, стремление заказчиков к упрощению и ускорению закупочных процедур, лоббирование интересов определенных поставщиков со стороны должностных лиц;
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Например, установление стоимости товара ниже рыночной отталкивает потенциальных поставщиков, подразумевая наличие возможного сговора между заказчиком и поставщиком. Заключая такие контракты, поставщики поставляют по договоренности с заказчиком только часть товаров, товары более низкого качества или, например, вносят изменения в условия контракта.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Например, установление стоимости товара ниже рыночной отталкивает потенциальных поставщиков, подразумевая наличие возможного сговора между заказчиком и поставщиком. Заключая такие контракты, поставщики поставляют по договоренности с заказчиком только часть товаров, товары более низкого качества или, например, вносят изменения в условия контракта.
Нормативные акты
"Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением"
(утв. ФАС России)Принятие Законопроекта позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, исключить из сферы закупок, регулируемых Законом N 44-ФЗ, в том числе возможность привлечения заказчиком к процедуре "своих" поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что может способствовать снижению коррупционных рисков, а также рисков сговора между участниками закупок, что в итоге приведет к увеличению эффективности осуществляемых закупок.
(утв. ФАС России)Принятие Законопроекта позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, исключить из сферы закупок, регулируемых Законом N 44-ФЗ, в том числе возможность привлечения заказчиком к процедуре "своих" поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что может способствовать снижению коррупционных рисков, а также рисков сговора между участниками закупок, что в итоге приведет к увеличению эффективности осуществляемых закупок.
Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.08.2022 N 140
(ред. от 17.12.2024)
"Об утверждении перечня мер по полноценной цифровизации государственных (муниципальных) закупок в государствах - членах Евразийского экономического союза"формирование реестра банковских гарантий государства-члена заказчика (бенефициара)
(ред. от 17.12.2024)
"Об утверждении перечня мер по полноценной цифровизации государственных (муниципальных) закупок в государствах - членах Евразийского экономического союза"формирование реестра банковских гарантий государства-члена заказчика (бенефициара)
Статья: Диалог с участниками рынка: переговоры или сговор в корпоративных закупках?
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)ДИАЛОГ С УЧАСТНИКАМИ РЫНКА: ПЕРЕГОВОРЫ ИЛИ СГОВОР
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)ДИАЛОГ С УЧАСТНИКАМИ РЫНКА: ПЕРЕГОВОРЫ ИЛИ СГОВОР
Статья: Проблемы правового регулирования сделок B2B
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В рассматриваемом случае допущенное нарушение законодательства о контрактной системе само по себе не означает, что поведение исполнителя было недобросовестным. Инициатором заключения спорных договоров являлся заказчик, при этом доказательств сговора сторон либо финансовой заинтересованности, так же как и информации о размещении иными охранными организациями своих заявок в электронном магазине сайта RTS-Tender при проведении данных закупок, в материалах дела не имеется <12>.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В рассматриваемом случае допущенное нарушение законодательства о контрактной системе само по себе не означает, что поведение исполнителя было недобросовестным. Инициатором заключения спорных договоров являлся заказчик, при этом доказательств сговора сторон либо финансовой заинтересованности, так же как и информации о размещении иными охранными организациями своих заявок в электронном магазине сайта RTS-Tender при проведении данных закупок, в материалах дела не имеется <12>.
Статья: Выявление вертикальных антиконкурентных соглашений
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)В ходе проверки оценены обстоятельства заключения государственного контракта, предметом которого было строительство детского сада-яслей, свидетельствующие о возможном "вертикальном антиконкурентном соглашении" между директором учреждения и исполнительным директором подрядной организации, выразившемся в форме сговора между заказчиком и участником торгов с целью последующего заключения государственного контракта.
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)В ходе проверки оценены обстоятельства заключения государственного контракта, предметом которого было строительство детского сада-яслей, свидетельствующие о возможном "вертикальном антиконкурентном соглашении" между директором учреждения и исполнительным директором подрядной организации, выразившемся в форме сговора между заказчиком и участником торгов с целью последующего заключения государственного контракта.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Требование об обязательном согласовании с ФАС контракта <11>, который заключают с единственным поставщиком в результате несостоявшейся закупочной процедуры, также исходит из принципа обеспечения конкуренции. Такой дополнительный контроль лишает (или, по крайней мере, препятствует в этом) недобросовестных заказчиков и поставщиков возможности вступить в сговор.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Требование об обязательном согласовании с ФАС контракта <11>, который заключают с единственным поставщиком в результате несостоявшейся закупочной процедуры, также исходит из принципа обеспечения конкуренции. Такой дополнительный контроль лишает (или, по крайней мере, препятствует в этом) недобросовестных заказчиков и поставщиков возможности вступить в сговор.
Статья: Взаимодействие участника закупки и государственного заказчика: границы допустимого поведения при проведении переговоров
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)<10> Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2014. N 2. Февраль. Часть II (Методические рекомендации - окончание).
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)<10> Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2014. N 2. Февраль. Часть II (Методические рекомендации - окончание).
Статья: Антиконкурентные действия заказчиков при закупках
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Контролеры и суды иногда усматривают антиконкурентный сговор между заказчиком и привлеченным им единственным поставщиком. Запрет на такие соглашения закреплен в ст. 11 Закона N 135-ФЗ. Данное нарушение вменяется тогда, когда несколько хозяйствующих субъектов намеренно следуют общему плану поведения, позволяющему извлечь выгоду из ограничения (устранения) конкуренции на товарном рынке.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Контролеры и суды иногда усматривают антиконкурентный сговор между заказчиком и привлеченным им единственным поставщиком. Запрет на такие соглашения закреплен в ст. 11 Закона N 135-ФЗ. Данное нарушение вменяется тогда, когда несколько хозяйствующих субъектов намеренно следуют общему плану поведения, позволяющему извлечь выгоду из ограничения (устранения) конкуренции на товарном рынке.
Статья: Особенности установления факта ограничения конкуренции по признакам цифровых картелей
(Васильева О.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)- минимальный количественный состав (не менее двух) вступивших в сговор участников открытого аукциона против других участников торгов. Так, заключение между хозяйствующими субъектами - конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения на торгах возможно как между поставщиками, так и между исполнителем и заказчиком;
(Васильева О.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)- минимальный количественный состав (не менее двух) вступивших в сговор участников открытого аукциона против других участников торгов. Так, заключение между хозяйствующими субъектами - конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения на торгах возможно как между поставщиками, так и между исполнителем и заказчиком;
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Например, К. осужден за получение взятки в значительном размере за совершение незаконных действий в пользу юридического лица. К. занимал должность заместителя начальника колонии - начальника центра ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия. Приказом врио начальника ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия от 15.10.2015 N 218 "О контрактной службе" К. назначен руководителем контрактной службы ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия. Незаконные действия К. выразились в создании условий для заключения государственных контрактов на поставку продукции с единственным поставщиком по завышенной стоимости: 1) К. вступил в преступный сговор с директором коммерческой организации, указав последней о необходимости изготовления ложных коммерческих предложений от других фирм в целях создания видимости конкуренции, в которые сторона коррупционной договоренности от коммерческой организации впоследствии включила сведения о существенно завышенной стоимости поставляемой продукции и отправила их государственному заказчику - ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия; 2) К., являясь руководителем контрактной службы, подготовил отчет обоснования закупки у единственного поставщика в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, придав законность заключения контракта; 3) по итогам рассмотрения коммерческих предложений между ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия и ООО заключен государственный контракт на поставку продукции как с единственным поставщиком; 4) по указанной схеме, используя ложные коммерческие предложения с завышенной стоимостью продукции, К. обеспечил условия для заключения девяти аналогичных государственных контрактов на поставку ниток, тканей и полотен <8>.
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Например, К. осужден за получение взятки в значительном размере за совершение незаконных действий в пользу юридического лица. К. занимал должность заместителя начальника колонии - начальника центра ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия. Приказом врио начальника ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия от 15.10.2015 N 218 "О контрактной службе" К. назначен руководителем контрактной службы ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия. Незаконные действия К. выразились в создании условий для заключения государственных контрактов на поставку продукции с единственным поставщиком по завышенной стоимости: 1) К. вступил в преступный сговор с директором коммерческой организации, указав последней о необходимости изготовления ложных коммерческих предложений от других фирм в целях создания видимости конкуренции, в которые сторона коррупционной договоренности от коммерческой организации впоследствии включила сведения о существенно завышенной стоимости поставляемой продукции и отправила их государственному заказчику - ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия; 2) К., являясь руководителем контрактной службы, подготовил отчет обоснования закупки у единственного поставщика в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, придав законность заключения контракта; 3) по итогам рассмотрения коммерческих предложений между ФКУ ИК-N УФСИН России по Республике Мордовия и ООО заключен государственный контракт на поставку продукции как с единственным поставщиком; 4) по указанной схеме, используя ложные коммерческие предложения с завышенной стоимостью продукции, К. обеспечил условия для заключения девяти аналогичных государственных контрактов на поставку ниток, тканей и полотен <8>.
Статья: Проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики при описании объекта закупки медицинских изделий под товар единственного производителя по Закону о контрактной системе
(Андрусенко С.П.)
("Медицинское право", 2024, N 1)В этой связи описание объекта закупки под единственного производителя потенциально является коррупциогенным фактором, так как заказчики могут формулировать описание объекта закупки как под единственного производителя, распространяющего свою продукцию исключительно через официальных дистрибьюторов, так и под поставщика, обладающего товаром определенного производителя.
(Андрусенко С.П.)
("Медицинское право", 2024, N 1)В этой связи описание объекта закупки под единственного производителя потенциально является коррупциогенным фактором, так как заказчики могут формулировать описание объекта закупки как под единственного производителя, распространяющего свою продукцию исключительно через официальных дистрибьюторов, так и под поставщика, обладающего товаром определенного производителя.