Сетевая нейтральность
Подборка наиболее важных документов по запросу Сетевая нейтральность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные гарантии свободы слова в информационном обществе в условиях цифровизации
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В правовом аспекте Интернет является нейтральной технологией. Сетевая нейтральность исключает ценовую и иные формы дискриминации и обеспечивает принцип открытого Интернета и равенства прав его пользователей. Все зависит от целей использования технологического средства. Циркулирующая в Сети информация не лишена модальности и может нести как законный, так и противозаконный контент. Человечество получило безграничную свободу в сети Интернет, забывая при этом, что неограниченная свобода не может быть безопасной и грозит оказаться хаосом. Необходимо соблюдение баланса между правом на свободу убеждений и обязанностями по соблюдению законности реализации данной свободы, баланса между личными правами и правами других, публичным порядком, интересами государства на условиях взаимной ответственности. Кроме того, необходимо соблюдать императивные запреты на пропаганду нацизма, расизма и прочих негативных явлений. Между тем в международном праве имеет место правовой пробел регулирования порядка использования сети Интернет, а равно защиты прав и законных интересов субъектов при обращении информации. Международное право характеризуется отсутствием централизованного правотворческого органа и, соответственно, отсутствием иерархической правовой структуры <15>. При отсутствии действующего правового механизма, который бы регулировал правоотношения, возникающие в онлайновой сфере информации на межгосударственном уровне, реализация свободы слова, в том числе информационных свобод, обеспечивается исключительно саморегулированием и нормами национального права. Такое положение в международном праве является причиной возникновения противоречий и коллизий в правоприменительной практике существующих деклараций на свободу слова.
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)В правовом аспекте Интернет является нейтральной технологией. Сетевая нейтральность исключает ценовую и иные формы дискриминации и обеспечивает принцип открытого Интернета и равенства прав его пользователей. Все зависит от целей использования технологического средства. Циркулирующая в Сети информация не лишена модальности и может нести как законный, так и противозаконный контент. Человечество получило безграничную свободу в сети Интернет, забывая при этом, что неограниченная свобода не может быть безопасной и грозит оказаться хаосом. Необходимо соблюдение баланса между правом на свободу убеждений и обязанностями по соблюдению законности реализации данной свободы, баланса между личными правами и правами других, публичным порядком, интересами государства на условиях взаимной ответственности. Кроме того, необходимо соблюдать императивные запреты на пропаганду нацизма, расизма и прочих негативных явлений. Между тем в международном праве имеет место правовой пробел регулирования порядка использования сети Интернет, а равно защиты прав и законных интересов субъектов при обращении информации. Международное право характеризуется отсутствием централизованного правотворческого органа и, соответственно, отсутствием иерархической правовой структуры <15>. При отсутствии действующего правового механизма, который бы регулировал правоотношения, возникающие в онлайновой сфере информации на межгосударственном уровне, реализация свободы слова, в том числе информационных свобод, обеспечивается исключительно саморегулированием и нормами национального права. Такое положение в международном праве является причиной возникновения противоречий и коллизий в правоприменительной практике существующих деклараций на свободу слова.
Статья: Проблемы определения ответственности сайта объявлений (классифайдера)
(Калятин В.О.)
("Цивилист", 2025, N 2)С другой стороны, отказ от активного пресечения в будущем возможных нарушений связывается и со стремлением обеспечить нормальное функционирование информационных сетей: "Сетевая нейтральность стала определять разные стороны деятельности Интернета, но прежде всего характер доступа к нему. Сетевая нейтральность выступает гарантией доступа к Интернету и к содержанию страниц. Предполагается, что доступ к Интернету и содержанию страниц не будет заблокирован, замедлен или ускорен в зависимости от того, как обеспечивается доступ. Равный доступ предполагает, что никакие преференции не могут быть установлены за дополнительную плату. Сервис-провайдеры Интернета должны быть нейтральными и не допускать дискриминации. Изначально сетевая нейтральность носила главным образом морально-этический характер. Положения о ней не предполагали системы властного принуждения. Однако именно правовая составляющая стала объектом бурных политических дискуссий. Сторонники сетевой нейтральности предполагают, что именно законодательство побудит провайдеров не ограничивать доступ и не фильтровать контент в своих интересах" <27>.
(Калятин В.О.)
("Цивилист", 2025, N 2)С другой стороны, отказ от активного пресечения в будущем возможных нарушений связывается и со стремлением обеспечить нормальное функционирование информационных сетей: "Сетевая нейтральность стала определять разные стороны деятельности Интернета, но прежде всего характер доступа к нему. Сетевая нейтральность выступает гарантией доступа к Интернету и к содержанию страниц. Предполагается, что доступ к Интернету и содержанию страниц не будет заблокирован, замедлен или ускорен в зависимости от того, как обеспечивается доступ. Равный доступ предполагает, что никакие преференции не могут быть установлены за дополнительную плату. Сервис-провайдеры Интернета должны быть нейтральными и не допускать дискриминации. Изначально сетевая нейтральность носила главным образом морально-этический характер. Положения о ней не предполагали системы властного принуждения. Однако именно правовая составляющая стала объектом бурных политических дискуссий. Сторонники сетевой нейтральности предполагают, что именно законодательство побудит провайдеров не ограничивать доступ и не фильтровать контент в своих интересах" <27>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2023 N 3339-р
<Об утверждении Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года>Таким образом, с одной стороны, существует тенденция к увеличению стимулируемой по принципу положительной обратной связи загрузки сетей связи в интересах крупнейших интернет-компаний (поставщиков информационно-развлекательных услуг), которые являются основными бенефициарами использования сетей связи и при этом не несут справедливую часть издержек, связанную со строительством и эксплуатацией этих сетей, в силу исторически сложившегося принципа сетевой нейтральности. С другой стороны, наметилась тенденция на появление и расширение числа сервисов, требующих предоставления услуг сети связи с гарантированными параметрами скорости и задержки, что поддерживается современными технологическими решениями.
<Об утверждении Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года>Таким образом, с одной стороны, существует тенденция к увеличению стимулируемой по принципу положительной обратной связи загрузки сетей связи в интересах крупнейших интернет-компаний (поставщиков информационно-развлекательных услуг), которые являются основными бенефициарами использования сетей связи и при этом не несут справедливую часть издержек, связанную со строительством и эксплуатацией этих сетей, в силу исторически сложившегося принципа сетевой нейтральности. С другой стороны, наметилась тенденция на появление и расширение числа сервисов, требующих предоставления услуг сети связи с гарантированными параметрами скорости и задержки, что поддерживается современными технологическими решениями.
Статья: Конституционная реформа 2020 года в Российской Федерации как путь укрепления нации
(Бабурин С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Последний момент особенно важен, ибо при превращении информации в товар в зону товарообмена попадают персональные данные и неприкосновенность частной жизни, утрачивается или становится небезупречной сетевая нейтральность, возрастают проблемы кибербезопасности, совместимости и защиты конкуренции, да и просто обеспечения в обществе социальной справедливости <10>. Современная техногенная цивилизация обострила проблему выживания человечества, справедливо утверждает Д.А. Реут <11>. Политико-экономическое единство нации в условиях роста цифровизации социальной жизни должно сохраняться и только крепнуть, поскольку "в новом обществе взаимных реальных и виртуальных коммуникаций цифра будет играть где-то даже ведущую роль, но будем надеяться, что право и закон усмирят ее непомерные аппетиты в защиту самого человека и всего человеческого" <12>.
(Бабурин С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Последний момент особенно важен, ибо при превращении информации в товар в зону товарообмена попадают персональные данные и неприкосновенность частной жизни, утрачивается или становится небезупречной сетевая нейтральность, возрастают проблемы кибербезопасности, совместимости и защиты конкуренции, да и просто обеспечения в обществе социальной справедливости <10>. Современная техногенная цивилизация обострила проблему выживания человечества, справедливо утверждает Д.А. Реут <11>. Политико-экономическое единство нации в условиях роста цифровизации социальной жизни должно сохраняться и только крепнуть, поскольку "в новом обществе взаимных реальных и виртуальных коммуникаций цифра будет играть где-то даже ведущую роль, но будем надеяться, что право и закон усмирят ее непомерные аппетиты в защиту самого человека и всего человеческого" <12>.
Статья: Digital divide и элементы его архитектуры: к вопросу о правовых аспектах цифрового неравенства
(Агеев А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)<18> Подробнее об этом см.: Богдановская И.Ю. Сетевая нейтральность: политико-правовые аспекты (на примере опыта США) // Информационное право. 2015. N 4. С. 39 - 44.
(Агеев А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)<18> Подробнее об этом см.: Богдановская И.Ю. Сетевая нейтральность: политико-правовые аспекты (на примере опыта США) // Информационное право. 2015. N 4. С. 39 - 44.